Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По содержанию функции бывают присущие всем органам и только органам экоуправления.
Госуправление в сфере охраны ОС-это реализация всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экополитики в соответствии с законом, концепциями и стратегиями. Признаки госуправления: 1. принадлежность субъекта к системе публичной власти. 2. обозначение субъекта в актах. 3. действует от имени государства. 4. наделение субъекта правовыми средствами. Одни органы госвласти и должностные лица осуществляют общее управление и координацию во всех сферах деятельности государства, другие подотчётны первым и осуществляют непосредственное управление охраной окружающей среды и природопользованием. Третьи выполняют данные управленческие функции входе смежной деятельности. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, администрации или правительства субъектов. В сфере охраны окружающей среды и природопользования Президент является гарантом соблюдения экоправ, определяет направления внутренней и внешней политики. Правительство РФ обеспечивает проведение единой госполитики в области экологии и обеспечения экобезопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экоблагополучия, организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий, катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. К органам общей компетенции также традиционно относят высшие исполнительные органы госвласти субъектов и органы МСУ. Следует отметить, что управленческие функции и исполнительно-распорядительная деятельность традиционно считаются прерогативой органов исполнительной власти, но органы законодательной власти, осуществляя законодательное регулирование, тоже участвуют в осуществлении госуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Отдельную ступень в иерархии органов госвласти, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды и природопользования, составляют органы госвласти субъектов РФ. Система данных органов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов госвласти, установленными федеральным законом. Согласно ФЗ Об охране окружающей среды органы госвласти субъектов, осуществляющие госуправление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами. Субъекты самостоятельны в выборе организационно-правовых форм органов, которые наделены функциями управления в данной области. Система органов МСУ, осуществляющих управление в различных сферах, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования, определяется уставами муниципальных образований и НПА органов МСУ. Основные полномочия органов МСУ устанавливаются ФЗ Об общих принципах организации МСУ в РФ. Муниципальные образования также самостоятельны в выборе организационно-правовых форм природоохранных структур, зачастую такие структуры действуют в составе органов МСУ, например, комитеты и отделы по охране окружающей среды при администрациях городов и других населённых пунктов. На случай дополнительных вопросов. В Архангельской области правление в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляют: 1. Госэкоинспекция по архангельской области. 2. Отдел надзора в области защиты растений, семеноводства, агрохимии и контроля за качеством и безопасностью зерна. 3. Отдел надзора в области карантина растений. 4. Отдела надзора за воспроизводством, использованием, охраной водных биологических ресурсов и охраной среды их обитания. 5. Госохотинспекция. 6. Отдел надзора за охраной, воспроизводством и использованием объектов охоты. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) осуществляет функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, её загрязнения, также по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий и госэкоэкспертизы. Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб по надзору в сфере природопользования, гидрометеорологии, мониторингу окружающей среды, по экотех надзору и атомному надзору, федеральных агентств по недропользованию, водных ресурсов. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования и в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды: 1. в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях федерального значения и среды их обитания. 2. в области организации и функционирования данных территорий. 3. государственный лесной контроль на землях данных территорий. 4. контроль и надзор за изучением, рациональным использованием и охраной недр, водных объектов. 5. земельный контроль в пределах своих полномочий. Росприроднадзор осуществляет экологический контроль, он осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе охраны атмосферного воздуха и обращения с нерадиоактивными отходами, согласовывает с юридическими лицами порядок производственного контроля. Росприроднадзор осуществляет госрегулирование в области охраны Байкала, ведёт Красную книгу РФ и выдаёт лицензии на использовании природных объектов из неё. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электроустановок и сетей, гидротехсооружений, промышленных взрывчатых веществ, также специальные функции. 1. выдаёт разрешения на выбросы и сбросы зарязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ. 2. устанавливает лимиты на размещение отходов. 3. ведёт учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и атмосферный воздух. 4. ведёт кадастр отходов и учёт в области обращения с отходами. 5. паспортирует опасные отходы. 6. организует и проводит госэкоэкспертизу в пределах своей компетенции. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Компетенция: 1. принятие НПА, управление госимуществом, оказание госуслуг в своей области. 2. мониторинг окружающей среды и её загрязнения, в частности водных объектов, атмосферного вохдуха, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ. 3. надзор за воздействием на метеорологические процессы. 4. ведёт фонд данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении. Федеральное агентство по недропользования (Роснедра). Компетенция: 1. оказание услуг, управление гоимуществом с своей сфере. 2. Агентство организует изучение недр, стоимостную оценку месторождений и недр. 3. проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами. 4. экспертиза и предоставление за плату информации о недрах 5. организационное обеспечение системы лицензирования недропользования. 6. рассматривает и согласовывает документацию на разработку месторождений. 7. ведёт кадастр месторождений. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет управление госимуществом, оказание госуслуг в своей области. 1. ведёт водный реестр, регистрирует, прекращает договоры водопользования, решения о предоставлении водных объектов. 2. владение, пользование и распоряжение водными объектами в федеральной собственности. 3. учёт гидротехнических сооружений. 4. мониторинг водных объектов. 5. разрабатывает и реализует схемы по использованию и охране водных объектов. 6. предоставляет сведения из водного реестра. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство): 1. выработка и реализация госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере оказания услуг, управления госимуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, сфере охраны, рационального использования, изучения, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания. 2. контроль и надзор за данными ресурсами и средой их обитания. Также обеспечивает безопасность мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла и на судах рыбопромыслового флота, в портах. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз): 1. вырабатывает госполитику и нормативно-правовое регулирование в сфере АПК, в частности животноводство, ветеринария, растениеводство, мелиорация земель, состояние почв, рынок сельскохозяйственной продукции, оборот табачной продукции, также промышленного рыбоводства, лесных отношений, земельных отношений. 2. выработка и реализаци госполитики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений, особенно земель сельскохозяйственного назначения, их мониторинг. 3. оказание услуг в сфере АПК 4. развитие сельских территорий. 5. управление госимущество на подведомственных предприятиях и учредждениях. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) находится в ведении Минсельхоза, осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных сельскохозяйственных отношений, лесных отношений, осуществляет функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) находится в ведении Минсельхоза, осуществляет функции по реализации госполитики, оказанию госуслуг и управлению госимущесивом в области лесных отношений: 1. установление возрастов рубок. 2. рассмотрение материалов о переводе земель из лесного фонда в земли других категорий. 3. выделение ценных, резервных, эксплуатационных лесов, особо защитных участков. 4. лесной мониторинг. 5. определение количества лесничеств, лесопарков, установление их границ и другие полномочия. Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии находится в ведении Минэконом развития, осуществляет функции по госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней, в сфере ведения кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учёта недвижимости, кадастровой оценки земель, землеустройства, мониторинга земель, геодезии и картографии. Осуществляет геодезический надзор, земельный контроль, специальный метрологический надзор. В компетенцию МЧС России входит выработка и реализация госполитики, нормативно-правового регулирования, надзор и контроль в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах. В составе ФСБ функционирует служба, осуществляющая управление в области обеспечения охраны внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов.
11. Экологическое нормирование: понятие, система экологических нормативов. Одним из ключевых принципов экозаконодательства в ФЗ Об охране ОС названо обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС в соответствии с нормативами в области охраны ОС. Цель эконормирования-госрегулирование воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, гарантирующее сохранение благоприятной ОС и обеспечение экобезопасности. Бринчук подчёркивает, что эконормирование-это одновременно правовая мера и инструмент охраны ОС. Установление системы эконормативов и обеспечение их соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности должно позволить снизить негативное воздействие данной деятельности на ОС. Посредством ограничения данного воздействия обеспечивается конституционное право каждого на благоприятную ОС, охрана жизни и здоровья граждан. Эконормирование-это деятельность уполномоченных госорганов по установлению эконормативов в соответствии с требованиями законодательства. Эконормативы, согласно ФЗ Об охране ОС, являются установленные показатели, параметры качества ОС и пределы допустимого воздействия на неё, при соблюдении этих показателей обеспечивается устойчивое функционирование естественных экосистем и сохранение биоразнообразия. Эконормативы представляют собой критерии качества ОС и ограничения негативного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности, несоблюдение которых влечёт применение мер юридического воздействия со стороны уполномоченных госорганов. Группы нормативов в области охраны ОС: 1. нормативы качества ОС. 2. нормативы предельно допустимого воздействия на состояние ОС. 3. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Нормативы качества ОС устанавливаются в форме: 1. нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в ОС (ПДК) для химических, биологических веществ, микроорганизмов. 2. нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на ОС (ПДУ). При установлении нормативов учитываются природные особенности, назначение различных территорий, акваторий, ландшафтов, имеющих особое природное значение. Нормативы допустимого воздействия на ОС-это нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС, при которых соблюдаются нормативы качества ОС. Это пределы вредного воздействия для отдельных его источников. Данная группа нормативов включает: 1. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ПДВ и ПДС). Эти нормативы определяют, какое количество химических и иных веществ может поступить в ОС в результате функционирования определённого объекта. Нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются для стационарных и передвижных источников, например, для автотранспорта. Нормативы ПДВ позволяют ограничить выбросы вредных химических и иных веществ в атмосферный воздух и рассчитываются исходя из концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. Нормативы ПДС позволяют ограничить сброс вредных химических и иных веществ в поверхностные и подземные водные объекты и рассчитываются как масса вредных веществ в конкретном месте сброса сточных вод в единицу времени. Проекты нормативов выбросов и сбросов вредных химических, биовеществ и микроорганизмов разрабатываются самими субъектами хозяйственной и иной деятельности и представляются на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора, которые выдают разрешения на выбросы и сбросы в пределах нормативов. Нормативы ПДВ и ПДС рассчитаются с учётом технологических нормативов-это нормативы ПДВ и ПДС для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования, отражающие допустимую массу выбросов и сбросов в расчёте на единицу выпускаемой продукции. 2. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение Данные нормативы-это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Они устанавливаются на стадии процесса производства, характеризуются соотношением количества произведённой продукции и отходов. Лимиты на размещение отходов устанавливаются и применяются на стадии их размещения и являются предельно допустимым количеством отходов конкретного вида, которые можно размещать определённым способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учётом экообстановки на территории. 3. нормативы допустимых физических воздействий устанавливаются в целях определения предельно допустимых уровней воздействия физических факторов (тепла, шума, радиоактивного излучения) для каждого источника негативного физического воздействия с учётом влияния иных источников. Включены вместе с радиационным воздействием в нормативы предельно допустимых уровней воздействия (ПДУ). Нормы радиационного воздействия называют нормами радиационной безопасности (НРБ). 4. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды предусмотрены природоресурсным законодательством в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экосистем и предотвращения их деградации. 5. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС позволяют оценить степень совокупного воздействия всех стационарных, передвижных, иных источников в пределах конкретных территорий и акваторий на ОС и её компоненты. 6. нормативы санитарных и защитных зон. 7. нормативы иного допустимого воздействия на ОС, например, нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химвеществ в продуктах питания.. В случае невозможности соблюдения нормативов в отношении источника загрязнения можно установить временно согласованные нормативы, а именно лимиты на выбросы и сбросы. Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов ограничивают данные сбросы и выбросы на период проведения мероприятий по охране ОС. За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды негативного воздействия с хозяйствующих субъектов взимается плата в соответствии с действующим законодательством. ФЗ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. В результате принятия закона появились технические регламенты.-это правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор. Техническое регулирование происходит в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия. Технический регламент-это документ, который принят международным ратифицированным договором РФ, федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Не могут носить обязательный характер не включенные в технические регламенты требования. При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального двух уровневого подхода. Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукции. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения. Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Процедура подтверждения соответствия может быть добровольной и обязательной. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: 1. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
|