Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различие между менеджером и лидером
Менеджер
| Лидер
| Администратор
| Инноватор
| Поручает
| Вдохновляет
| Работает по целям других
| Работает по своим целям
| План – основа действий
| Видение – основа действий
| Полагается на систему
| Полагается на людей
| Использует доводы
| Использует эмоции
| Контролирует
| Доверяет
| Поддерживает движение
| Дает импульс движению
| Профессионален
| Энтузиаст
| Принимает решения
| Превращает решения в реальность
| Делает все правильно
| Делает правильное дело
| Уважаем
| Обожаем
|
Лидерство – это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта. Однако, для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию – как профессиональному, так и личностному.
Говоря о чертах эффективного лидерства в первую очередь надо вспомнить модель «Основы эффективного лидерства», которая разрабатывалась в США в рамках единой государственной программы специальной комиссией под руководством вице – президента США – Альберта Гора. Перед программой ставились следующие задачи:
1) создание гибкой и надежной системы найма;
2) преобразование квалификационной системы;
3) улучшение системы исполнения решений;
4) совершенствование системы обучения и развития служащих;
5) обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
6) сокращение бумажных потоков;
7) формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.
В настоящее время на основе этой модели в США проводится обучение персонала, формируются планы личного развития сотрудников.
Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (табл. 14.2).
Таблица 14.2
Модель «Основы эффективного лидерства»
Уровни компетенции руководителя
| Деловые качества
| Определение качества
|
|
|
| Высший уровень компетенции
| Общее видение ситуации
| Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в приведении организационных изменений
| Осведомленность о внешней обстановке
| Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; Понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов;
Широкое использование информации при принятии решений
| Средний уровень компетенции
| Творческое мышление
| Развитая интуиция и умение решать проблемы; Поощрение инновационной активности у других
| Планирование и оценка результатов
| Определение политики, основных направлений развития, планов и приоритетов; Изыскание необходимых ресурсов; Планирование и координация действий с другими; Оценка прогресса и результатов деятельности; Повышение эффективности организации
| Ориентация на потребителей
| Активное изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов
| Управленческий контроль и интеграция
| Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе
| Окончание табл.14.2
|
|
|
| Финансовое управление
| Подготовка и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и заявками
| Управление технологиями
| Содействие персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала
| Нижний уровень компетенции
| Управление многообразной рабочей силой
| Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы
| Управление конфликтами
| Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере
| Влияние и ведение переговоров
| Получение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей
| Формирование команды
| Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса
| Основы компетенции
| Устные коммуникации
| Умение слушать других; делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных сотрудников и групп
| Письменные коммуникации
| Эффективные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений
| Решение проблем
| Выявление и формулирование проблем, анализ соответствующей информации, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем
| Лидерство
| Демонстрация и поощрение высоких стандартов поведения, приспособление стиля управления к ситуации и людям, умение мотивировать и руководить ими
| Навыки межличностных отношений
| Понимание и соответствующее реагирование на потребности, чувства, способности и интересы других, обеспечение обратной связи и беспристрастная оценка людей
| Самоуправление
| Реалистическая оценка собственных достоинств, слабостей, влияния на других; обеспечение обратной связи; постоянная работа по достижению цели; уверенность в своих силах; саморазвитие, эффективное управление собственным временем;
| Гибкость
| Приспособление к изменениям в рабочей среде организации, эффективная борьба со стрессами
| Решительность
| Активные действия и готовность к риску, когда это необходимо; принятие трудных решений в сложных ситуациях
| Техническая компетентность
| Демонстрирование высокого умения и понимание его значения в сферах ответственности
|
Данная таблица показывает, что для каждого уровня лидерства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для малой или средней предпринимательской организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.
|