Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.1 Сущность и виды инфляции






Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

В этом определении важны следующие слова:

1) устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

2) общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция (deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции (desinflation), что означает снижение темпа инфляции.

Инфляция выражается с помощью индексов цен и их изменением. Различают несколько видов индексов цен: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВНП и др.

1. Индекс потребительских цен (ИПЦ) – это соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (называемого рыночной корзиной) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

 

Рассчитывается ИПЦ на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. (В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг, в России 122 вида товаров, из них 57 продовольственные, 40 – непродовольственных и 25 видов услуг).

 

2. Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований. И ИПЦ, и ИЦП статистически подсчитываются следующим образом:

 

ИПЦ = IL = ( ptq0/ p0q0) ´ 100%=

= Цена рын. корз. в тек. пер./ цена рын. корзины в базовом пер. х100 %

Дефлятор ВНП показывает изменение общего уровня цен в стране. Рассчитывается на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года:

 

def ВВП = ( ptqt/ p0qt) ´ 100% = Номинальный ВНП/Реальный ВНП х 100%

Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВНП.

Отличия ИПЦ от дефлятора ВНП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВНП), заключаются в следующем:

 

· ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВНП учитывает все товары, произведенные экономикой;

· при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВНП только товары, произведенные национальной экономикой;

· для определения общего уровня цен и темпа инфляции могут использоваться и дефлятор ВНП, и ИПЦ, но ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» и разработки на их основе программ социального обеспечения;

Зная индексы цен и в частности дефлятор ВВП можно рассчитать темп инфляции.

Показатель темпа (или уровня) инфляции (rate of inflation - ) рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:

или или

где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

 

Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.

 

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции.

Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию.

· Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет

3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска.

· Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп

выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.

· Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200

- 300% и более процентов в год (заметим, что подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента»), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

· Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень

которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.

· Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня

цен.

· Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены

устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке) (рис.). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.

PM – равновесная рыночная цена, при которой спрос равен предложению, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска (количество продукции, которое произведено и предложено к продаже производителями), YD – величина совокупного спроса (количество продукции, которую хотели бы купить потребители). Разница между YD и YS есть не что иное, как дефицит. Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить.

В зависимости от причины нарушения равновесия на рынке выделяют два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).

Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип

называется инфляцией спроса (demand-pull inflation).

Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.

Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов (особенно представители школы монетаризма) считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализауравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера). Как отмечал глава монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция всегда и повсеместно есть чисто денежное явление».

 

Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличе-ния издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек (cost-push inflation). Инфляция издержек ведет к уже известной нам ситуации стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен.

 

В зависимости от сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную

Сбалансированная инфляция – это инфляция при которой цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными.

Несбалансированная инфляция – это инфляция при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу причем в различных пропорциях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал