Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кассовые операции коммерческих банков
Кассовыми операциями называют операции по ведению счетов физических и юридических лиц, т.е. по ведению расчетных и текущих счетов. Согласно российскому законодательству, клиент имеет право открывать столько счетов, сколько ему необходимо. Виды счетов: - расчетный счет. Открывается коммерческим организациям и гражданам, имеющим статус предпринимателя. По этому счету осуществляются все операции, связанные с реализацией товаров и услуг, обеспечением производства, расходами. На него зачисляется выручка. Со счетов списываются деньги для выдачи заработной платы, оплаты стоимости сырья, уплачиваются налоги. Счет позволяет совершать практически любые операции, поскольку владелец сам определяет направления использования средств. Существует две разновидности расчетного счета: а) счет для осуществления совместной деятельности, особенностью которого является множественный состав его владельцев. Но совместное распоряжение счетом не распространено, поскольку предполагает получение согласия всех владельцев по отдельным платежам, что крайне не удобно. б) счет для выполнения работ по соглашению о разделе продукции. Его особенность – счет используется исключительно для выполнения определенных работ. Может открываться как в рублях, так и в иностранной валюте. Если выручка на этот счет поступает в инвалюте, то правила об обязательной продаже 50 % не действуют. - текущий счет – счет для финансирования некоммерческих юридических лиц, представительств, не осуществляющих предпринимательскую деятельность. Он предназначен для хранения денег, расчетных операций. По сравнению с владельцами расчетного счета, самостоятельность владельцев текущего счета существенно ограничена, они распоряжаются деньгами в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Разновидности текущего счета: а) бюджетный счет – счет, который открывается предприятиям при выделении им денежных средств из Федерального, региональных или местных бюджетов для осуществления определенных видов деятельности. Это могут быть субсидии, дотации. Особенность бюджетного счета проявляется, во-первых, в целевом назначении зачисленных денег, контролировать которые должен собственник (либо доверенное лицо) и во-вторых, в ограниченном сроке существования счета, составляющим 1 год, поскольку бюджет в России утверждается ежегодно, следовательно в конце года счета должны быть закрыты, а остатки по ним перечислены в бюджет. б) инвестиционные и конверсионные счета – счета по учету средств Федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе на финансирование инвестиций и конверсионных программ. Владельцами таких счетов являются предприятия.
Кассовые операции занимают большой объем работы в банковской деятельности.
Коммерческие банки строят свои кассовые операции на договорной основе с клиентами. По договору банковского счета банки не могут отказать клиентам в открытии счета, если он согласен с объявленными условиями и если у банка есть техническая возможность принять данного клиента на обслуживание. Для открытия счета клиент предоставляет следующие документы: - заявление на открытие счета (для оповещения банка о возникновении потребности в этом); - копии Устава, учредительного договора и протокола общего собрания (для подтверждения юридической дееспособности, т.е. правомочности открытия счета); - справка о постановке на учет из ГНИ; - копии документов, подтверждающих регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде занятости, Фонде обязательного мед. страхования, Фонде социального страхования (для удостоверения выполнения клиентом всех обязательств перед бюджетом); - 2 карточки с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиска печатей (для их сличения при дальнейшем использовании счета). После открытия счета банк предоставляет следующий набор услуг: · ведение счета · организация и проведение безналичных расчетов · выполнение операций с наличными деньгами Прием от клиентов юридических лиц денежной наличности производится по объявлению на взнос наличными с зачислением суммы на его расчетный (текущий) счет. Выдача и списание денег производится по денежным чекам, при проведении расчетов в безналичном порядке используются расчетные чеки. Прием и выдача денежной наличности гражданам осуществляется по приходным и расходным кассовым ордерам.
В соответствии с договором банк принимает на себя обязательства: · проводить по счету клиента все виды банковских операций, предусмотренных законодательством · обеспечивать сохранность и конфиденциальность всех денежных средств на счете · зачислять и списывать средства по поручению клиента не позже дня, следующего за днем поступления платежных документов · выдавать выписки по счету, информирующие клиента об остатках Закрытие счета может быть осуществлено, во-первых, по решению владельца (в любое время без каких-либо претензий и условий); во-вторых, по решению банка (при несоблюдении условий договора, например, требования минимального размера остатка по счету, а также при отсутствии операций по счету в течение 1 года); и в-третьих, по решению арбитражного суда (при признании предприятия – клиента банка банкротом).
В соответствии с положением № 14 «О правилах организации наличного денежного оборота на территории РФ» (от 15.01. 98г.) все предприятия и организации обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных учреждениях. В своих кассах они могут иметь наличность в пределах установленных банком лимитов. Сверхлимитный остаток должен сдаваться в банк. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, порядка и сроков сдачи выручки, предприятия предоставляют в банк специальный расчет (заявку). В данной заявке предприятия показывают: - 3-х месячный объем денежных поступлений - предполагаемый расход из выручки наличными деньгами - сумму среднедневной выручки Лимит устанавливается исходя из указанных расчетов и особенностей предприятия. Тем из них, которые имеют постоянную выручку и сдают ее в конце рабочего дня, лимит устанавливается в размере, необходимом для нормальной работы с утра следующего дня. Для предприятий, не имеющих постоянной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода. Лимит кассы может быть превышен лишь в дни выдачи заработной платы (в течение 3-х дней). При несоблюдении условий кассовой дисциплины взимаются штрафы: - за неоприходование в кассу денежной наличности – штраф в 3-х кратном размере не оприходованных сумм; - за расчеты наличными деньгами сверхустановленных сумм – 2-х кратный размер произведенных платежей; - за накопление сверхлимитных денег – 3-х кратный штраф сверхлимитной наличности. Сумма штрафов перечисляется в Федеральный бюджет. После установления лимита кассы все предприятия предоставляют в банк кассовые заявки, на основе которых коммерческий банки составляют расчет кассового прогноза и осуществляет кассовое обслуживание предприятий.
Расчетные операции коммерческих банков.
Расчетные операции между экономическими субъектами осуществляются, как правило, в безналичном порядке, т.е. путем перечисления денег со счета плательщика на счет получателя. Для проведения расчетных операций и хранения денежных средств клиентов любому банку с момента регистрации, т.е. выдачи лицензии на осуществление банковской деятельности, открывается корреспондентский счет (расчетный счет коммерческого банка). Первые суммы, зачисленные на корр.счет – это взносы учредителей в УК в момент его образования. Взаимоотношения между к.б. и ЦБ (представителем которого является РКЦ) при открытии корр.счета оформляются договором. Для открытия корр.счета в РКЦ предоставляются следующие документы: - заявление на открытие счета; - карточку с образцами подписей. Каждому банку может быть открыт только один корр.счет в одном РКЦ. Платежи с корр.счета осуществляются в пределах остатка на нем. При недостатке средств банк в 5-ти дневный срок обязан его пополнить, в противном случае- санкции, вплоть до отзыва лицензии. РКЦ ежедневно отчитывается перед банком выпиской о состоянии корр.счета. Между банком и клиентом также возникают договорные отношения по поводу расчетного обслуживания. Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда последний выступает или получателем, или плательщиком. Он несет ответственность за наличие всех реквизитов в расчетных документах и идентичность их заполнения во всех экземплярах платежного документа. О состоянии расчетного счета банк информирует клиента выпиской. Если денежная сумма зачислена (либо списана) на счет ошибочно, то клиент в 10-дневный срок должен сообщить об этом банку, в противном случае, обороты и остаток по счету считается подтвержденными. При проведении расчетов клиент вправе самостоятельно выбрать ту форму расчетов, которая ему подходит (Положением № 14 «О безналичных расчетах» предусмотрены расчеты платежными требованиями, требованиями-поручениями, платежными поручениями, чеками, аккредитивами).
Система безналичных расчетов включает участников, объекты, место проведения расчетов, принципы, формы, наличие посредников в расчетах, риски, очередность платежей. 1) участники: банк (какова его роль в безналичных расчетах?) - хранение денежных средств предприятия - зачисление сумм, поступающих на счет - выполнение распоряжений предприятия об их перечислении и выдаче со счета - выполнение других банковских операций клиент - направляет расчетные документы на списание денежных средств, перечисление, зачисление получатель - безналичные расчеты охватывают множество субъектов, и если получатель денег – клиент банка, то происходит перечисление средств со счета одного клиента на счет другого; если получатель- клиент другого банка, то происходит перечисление средств со счета плательщика на корр.счет банка, в котором он обслуживается, а затем на корр.счет КО, в которой обслуживается получатель 2) объекты: товарные – движение денег в оплату товара; бестоварные – деньги перечисляются на основе каких- либо финансовых обязательств, например, погашение кредитов, оплата ценных бумаг. 3) место проведения: в зависимости от охвата территории: одногородние расчеты (и плательщик, и полу- чатель денег находятся в пределах одного населенного пункта) иногородние и международные 4) принципы организации безналичных расчетов: 1. Все расчеты осуществляются а)только через банк б)под контролем всех его участников. А) через банк потому что государство, таким образом, контролирует объем денег в обращении.. Как известно, денежная масса может быть как в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держать средства в безналичном виде, государство получает возможность контролировать больший объем денег (наличность практически бесконтрольна). Б) под контролем всех участников, чтобы исключить возможность ошибки и разбазаривания денег. 2. Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму. 3. Срочность платежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают: - досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров; - платеж после отгрузки товаров; - пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции; - просроченный (при отсутствии у плательщика средств). 4. Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем. Различают: a. оперативную обеспеченность, т.е. наличие достаточной для платежа суммы ликвидных средств 1-го класса (денежные средства); b. перспективную обеспеченность – это оценка платеже- и кредитоспособности плательщика. 5) Наличие посредников: прямые и транзитные (через корр.счет) 6) Риски: - операционные (ошибка в оформлении расчетов); - мошенничества (недобросовестность работника банка, которые знают номера счетов клиентов и могут этим воспользоваться в своих интересах); - задержки платежа; - неплатежа. 7) Очередность. При наличии денег на счете действует календарная очередность, при недостаточности средств - в соответствии со ст. 855 ГК РФ: 1) осуществляется списание по исполнительным документам денег для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскание алиментов; 2) по исполнительным листам для расчетов по выплате выходных пособий, оплате труда, вознаграждения по авторскому договору; 3) по платежным документам по оплате труда, отчисления во Внебюджетные Фонды (Фонд социального страхования, ПФ, Фонд занятости); 4) платежи в бюджет и Внебюджетные фонды; 5) удовлетворение других денежных требований по исполнительным документам; 6) списание по платежным документам в порядке календарной очередности.
Нетрадиционные операции коммерческих банков Помимо традиционных форм кредитования, в российской банковской практике получили широкое распространение кредитные операции, которые с правовой точки зрения по общему признаку не являются договорами займа. Среди них можно выделить: 1. Учет векселей. При учете векселей происходит трансформация коммерческого кредита в " банковский" путем дисконтирования. Банк покупает векселя до наступления срока их погашения, удерживая в свою пользу процент от суммы векселя за время, оставшееся до срока платежа (обычно 50% от номинала). Получаемый при этом дисконт в виде разницы между номиналом векселя и суммой его покупки составляет основной доход фондовых отделов банков. 2. Форфейтинг. Форфейтинг это такая кредитная операция, при которой экспортер, получив от импортера акцептованные импортером переводные векселя (тратты), продает их со скидкой банку или специализированной финансовой фирме. При наступлении срока оплаты тратт импортер погашает обычно полугодовыми платежами свою задолженность. Традиционно кредитованием внешнеторговых фирм на базе форфейтинга занимаются крупные банки. Сделка оформляется соответствующим индоссаментом (передаточной надписью). От учетной операции форфейтинг отличается тем, что на форфейтер (банк) переходит риск платежа по долговому документу, а срок платежа очень длителен (до 7 лет). В конечном итоге, выбор той или иной формы кредитования каждый банк осуществляет в зависимости от своих финансовых возможностей, проводимой им кредитной политики и контингента обслуживаемых клиентов. 3. Факторинг является рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее соответствует к современным процессам развития экономики. Термин “факторинг” происходит от английского слова " посредник, агент". В факторинговых операциях участвуют три стороны: 2) поставщик; 3) покупатель. В мировой практике под факторингом понимается ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактор-фирмой клиенту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги, сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала. Основная цель факторингового обслуживания - инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без финансирования, так и с финансированием. В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через компанию, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней). В случае инкассирования счетов с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 70 - 90 % стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10 - 20 % стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. За дисконтирование счетов-фактур факторинговая компания взимает с клиента: Он взимается от даты представления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки. Факторинг с финансированием (кредитом) может быть двух видов: открытый и закрытый. Открытый факторинг представляет собой форму факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры факторинговой компании. Закрытый, или конфиденциальный, факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита. По соглашению сторон между поставщиком и факторинговой фирмой при факторинге с финансированием может предусматриваться право регресса, т.е. право возврата факторинговой фирмой не оплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кредита факторинговой фирме. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко, и, как правило, факторинговые фирмы весь риск неплатежа берут на себя. Помимо “дисконтирования фактур” факторинговая компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента: · вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности; В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактор-компании о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю. Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нем оговариваются: вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон. Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платежеспособности, проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платежеспособность и т.д. Для этого фактор-фирма использует информацию в печати, данные своих агентов, материалы изучения платежей и кредитоспособности банковских клиентов, их бухгалтерская отчетность и другая информация. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями. Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее чем на один год. 4. Трастовые операции. Трастовые операции – это операции коммерческих банков и специальных финансовых институтов, направленные на управление имуществом и осуществление других услуг по поручению клиента и в его интересах. В трастовых операциях фигурируют различные виды имущества клиентов. В зависимости от вида имущества и пожеланий его собственника меняется содержание трастовых операций, а также функции коммерческого банка в них. Объекты трастовых операций: - недвижимость производственного и непроизводственного характера. - движимое имущество (транспортные средства, средства связи и т.д.) - имущественные права - денежные средства - ценные бумаги. При выполнении трастовых операций коммерческий банк может выступать в двух ролях: - являться полным представителем клиента, распоряжающимся его имуществом самостоятельно в пределах договора, - выполнять строго конкретные операции с собственностью клиента по его поручению.
|