Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне






 

В настоящее время государственная политика направлена не просто на экономический рост, а на качественно новое развитие. Законодательные инициативы правительства включают разработку ряда законопроектов, которые направлены на формирование условий для кардинального улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, проведения предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики, формирования соответствующей правовой базы. Помимо этого, в Минэкономразвития России разработаны основы государственной инвестиционной политики до 2010г., которые нашли отражение в документе «Государственная инвестиционная политика. Концепция, программа и система реализации» (Департамент инвестиционной политики, 2001 г.).

В соответствии с этой концепцией государственная инвестиционная политика (ГИП) определяется как «создание и поддержание такого предложения на рынке капитала, которое будет максимально удовлетворять потребности экономики в инвестициях определенного объема и структуры, устанавливаемых на основе заинтересованности субъектов хозяйственной деятельности в экономическом эффекте от данных инвестиций».

При этом основными направлениями реализации государственной инвестиционной политики являются:

• создание реальных возможностей и условий для инвестирования со стороны государства;

• стимулирование инвестиционного рынка и активное участие в нем государства;

• соблюдение баланса между политикой протекционизма, либерализма и лоббирования. В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:

—организатора инвестиционно-финансового рынка;

—участника инвестиционно-финансового рынка;

—менеджера инвестиционных процессов.

В отечественной экономической литературе принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного (непрямого) воздействия.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический.

Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляется только экономическими средствами. Таким образом, в экономических средствах сочетается использование как прямых, так и косвенных инструментов (методов) управления. Система инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью представлена на рис.1.

Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. В современном мире любое регулирующее воздействие правительства в рамках и административной, и экономической форм должно осуществляться на правовой основе, т. е. быть законодательно установлено. При этом законодательное регулирова­ние инвестиционной деятельности является важным рычагом в руках органов власти.

Экономические инструменты государственного регулирования можно разделить на четыре группы:

1) активно-структурные инструменты;

2) фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики);

3) монетарные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики);

4) другие инструменты.

Активно-структурные и монетарные инструменты одновременно могут оказывать прямое и косвенное воздействие на инвестиционную деятельность. Группы фискально-структурных и монетарных инструментов, связанные между собой, оказывают решающее воздействие на деловую активность и изменение объема реального национального производства.

Для реализации всей рассмотренной системы инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью необходимо организационно-управленческое обеспечение, которое определяется организационно-управленческим воздействием (регуляторами) или системой так называемых имплементационных и институциональных мероприятий. Эти воздействия, которые направлены на формирование инвестиционнопроводящих сетей и инфраструктуры, являются основой государственной инвестиционной политики.

Рассмотрев в общем виде структуру системы инструментов управления, перейдем к более подробному описанию каждого блока инструментов.

Правовые инструменты (законодательство). Одним из основных направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности.

К инструментам правового регулирования будем относить:

• разработку, принятие и издание нормативных правовых (законодательных) и индивидуальных (подзаконных) актов;

• заключение договоров (инвестиционных, кредитных соглашений);

• принятие государственных программ;

• систему реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Следует отметить, что нормы, регулирующие инвестиционную деятельность, содержатся как в «чисто» инвестиционных законах, т.е. законах, регулирующих инвестиционную деятельность напрямую, так и в большинстве иных законов, которые формально не являются инвестиционными, но влияют на инвестиционную сферу.

В связи с этим существующая система законодательства, влияющего на привлечение инвестиций, охватывает следующие области законотворчества:

а) законы, дающие общее представление о прямом регулировании инвестиционной деятельности;

б) законы, косвенно (опосредованно) влияющие на инвестиционную деятельность:

—налоговое законодательство;

—таможенное законодательство;

—законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий;

—земельное законодательство;

—регулирование банковской деятельности;

—регулирование финансового сектора;

—регулирование фондового рынка;

— валютное регулирование;

—регулирование лицензионной деятельности;

—лизинговое законодательство;

—законодательство, регулирующее внешнеэкономические отношения;

—законодательство о реструктуризации естественных монополий;

—законодательство, направленное на защиту прав собственников и инвесторов;

—законодательство, регламентирующее переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

—антимонопольное законодательство (имеющее целью создание равноправных условий и расширение конкуренции);

—законодательство, направленное на создание условий функционирования институтов коллективного инвестирования;

—законодательство, направленное на защиту прав интеллектуальной собственности;

—законодательство, регулирующее применение современных информационных технологий и электронной коммерции во всех сферах бизнеса (законы «Об электронной торговле»; «Об электронной цифровой подписи»).

К нормативным правовым актам, с помощью которых государство напрямую регулирует инвестиционную деятельность, относятся:

а) Конституция Российской Федерации;

б) Гражданский кодекс Российской Федерации;

в) федеральные законы и нормативно-правовые акты:

—«Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. федеральных законов от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ и от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ);

—«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ;

—«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ;

—Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены 21 июня 1999 г. № ВК 477);

г) постановления Правительства Российской Федерации:

—«Об утверждении положения о предоставлении государственных гарантий на инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» от 12 ноября 1999 г. № 1249;

—«Об утверждении положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений» от 24 июля 1995 г. №751.

В настоящее время законодательная база, которая направлена на косвенное регулирование инвестиционной сферы, может быть представлена в виде системы:

• кодексы РФ (налоговый, бюджетный, земельный, лесной);

• федеральные законы, содержащие отдельные нормы, влияющие на инвестиционную деятельность («О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О плате за землю», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О естественных монополиях», «О Бюджете развития Российской Федерации», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О лизинге», «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и др.);

• постановления Правительства РФ («Об утверждении положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества» и др.).

 



Таблица 1


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал