Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Для изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине

для изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине

«Экология»

(заочное обучение)

 

Составитель: Н.И. Альберг

 

 

Улан-Удэ

 

 

Методическое пособие является руководством для изучения курса и выполнения контрольной работы по дисциплине «Экология» для студентов заочной формы обучения. Методические указания содержат цель и результаты изучения дисциплины, содержание курса, вопросы и варианты контрольной работы, список литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Впервые термин «экология» был предложен немецким зоологом Эрнестом Геккелем в 1866 г. Как наука экология сформировалась в начале ХХ в, а в широкий обиход это слово вошло в 1960х годах, когда стали говорить об экологическом кризисе как кризисе во взаимоотношениях человека со средой его обитания.

Экология – это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука о местообитании живых существ, их взаимоотношении с окружающей средой.

Предметом изучения экологии являются взаимоотношения организмов и среды. Основной объект исследования – экосистемы.

Курс экология представляет собой интегральную научную дисциплину, базирующуюся на знаниях биологических наук, географии, химии, наук о Земле, математики и социально-экономических дисциплин.

Дисциплина Экология входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. Общая трудоёмкость освоения составляет 3 ЗЕТ. Изучается в соответствии с рабочим учебным планом.

Целью курса является освоение и понимание законов формирования окружающей среды, сущности современных проблем взаимодействия человека и природы и умение применять знания в исследовательской, производственной и иных видах деятельности.

Задачи освоения дисциплины:

- сформировать понимание студентами экологии как междисциплинарной области знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи;

- отразить основные теоретические и прикладные направления современной экологии;

- дать характеристику основных параметров биосферы как общепланетарной экосистемы Земли;

- сформировать способность увязывать решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований;

- научить разбираться в причинной обусловленности возможных негативных последствий хозяйственной деятельности на природу, гражданской ответственности за сохранение ее качественных параметров;

- сформировать понимание сути глобальных проблем экологии и путей их решения в целях обеспечения устойчивого развития человечества и живой природы Земли.

Содержание дисциплины представлено несколькими основными модулями: общая экология, экология человека и глобальные проблемы окружающей среды, прикладная экология. Даются представления: об экологической системе и биосфере; о взаимосвязи человека и биосферы; о зависимости между состоянием окружающей среды и здоровьем человека; о глобальных проблемах экологии; об экологических принципах рационального использования природных ресурсов и охраны природы, о экозащитной технике и технологиях; об экономике природопользования и основах экологического права; о профессиональной ответственности в области охраны природы; о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

Дисциплина имеет практическую часть (практические занятия).

Основные методы и технологии обучения, применяемые при преподавании данной дисциплины, обеспечивают формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по данному направлению.

100100 – Сервис:

- способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК 1);

- использовать базовые положения математики, естественнонаучных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

- применять меры по сохранению и защите экосистемы в ходе общественной и профессиональной деятельности (ОК 3);

262000 – Технология изделий легкой промышленности:

- владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке целее и выбору путей ее достижения (ОК 1);

- применять в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, нормативные документы и элементы экономического анализа (ПК-2).

262200 - Конструирование изделий легкой промышленности:

- владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию определять цель и выбирать пути ее достижения (ОК 1);

- применять в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, нормативные документы и элементы экономического анализа (ПК-2)

230400 – Информационные системы и технологии:

- владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК 1);

- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-4);

- осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-8;.

- способность использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности (ПК-14).

230100 – Информатика и вычислительная техника:

- владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке целее и выбору путей ее достижения (ОК 1);

- умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК 5);

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического моделирования и анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10)

210400 – Радиотехника:

- владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК 1);

- способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического моделирования и анализа, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10)

210601 – Радиоэлектронные системы и комплексы:

- способностью использовать основные законы естественных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- способностью представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ПК-1)

140400 – Электроэнергетика и электротехника:

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целее и выбору путей ее достижения (ОК 1);

- способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

140100 – Теплоэнергетика и теплотехника:

- готовностью к контролю соблюдения экологической безопасности на производстве, к участию в разработке и осуществлении экозащитных мероприятий и мероприятий по энерго- и ресурсосбережению на производстве (ПК-17).

Для формирования указанных общекультурных и профессиональных компетенций необходимы базовые компетенции, сформированные при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов.

Итоговый контроль при изучении курса Экология осуществляется в форме проверки преподавателем подготовленной студентом контрольной работы и итоговой аттестации.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Экология

 

Раздел (модуль) и темы лекций Номер раздела и темы практических занятий  
 
     
Модуль 1. Общая экология Тема 1.1. Экология, цели, задачи, методы. Взаимодействие организма и среды 1.1. 1. История экологии. Структура современной экологии  
1.1. 2. Экологические факторы. Изучение влияния факторов среды на живые организмы  
Тема 1.2. Основные законы и принципы экологии 1.2.1. Закон минимума и толерантности.  
1.2.2. Ряд других важных для экологии законов  
Тема 1.3. Экосистемы, структура, характеристика. Биосфера как глобальная экосистема 1.3.1. Экосистемы. Природные и природно-антропогенные экосистемы  
1.3.2. Биосфера, концепция ноосферы  
Текущий контроль - тестирование по модулю Т1  
Модуль 2.Экология человека и глобальные проблемы окружающей среды Тема 2.1. Экология человека 2.1.1. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека  
2.1.2. Оценка состояния здоровья по комплексу объективных и субъективных показателей.  
Тема 2.2. Глобальные проблемы окружающей среды 2.2.1. Глобальные проблемы экологии. Экологический мониторинг  
2.2.2. Оценка уровня загрязнения атмосферы  
Текущий контроль – тестирование по модулю Т2  
     
Модуль 3.Прикладная экология Тема 3.1. Природопользование и охрана природы. Экономический механизм в природопользовании 3.1.1. Экологическая экспертиза  
3.1.2. Правовые основы охраны окружающей среды  
Тема 3.2. Инженерная защита окружающей среды 3.2.1. Рекультивация нарушенных земель. Обращение с отходами  
3.2.2. Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере  
 
Тема 3.3. Моделирование в экологии. Экологическое образование и просвещение 3.3.1 Концепция устойчивого развития  
3.3.2. Байкал – территория всемирного природного наследия ЮНЕСКО. ООПТ Республики Бурятия  
Текущий контроль - тестирование по модулю Т3  
Индивидуальное задание (контрольная работа)  
Итоговая аттестация  
       

 

После изучения курса студент должен уметь применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности, знать о взаимодействии организма и среды, о зависимости между состоянием окружающей среды и состоянием организма, уметь анализировать антропогенное воздействие на окружающую среду и предвидеть последствия этого процесса, объяснять последствия природопользования и причины возникновения глобальных экологических проблем, уметь найти связь между производственными проблемами и экологической обстановкой, объяснять экологические законы и трагические последствия изменения глобальных параметров окружающей среды, уметь выполнить расчеты связанные с загрязнением окружающей среды, знать экозащитную технику и технологии.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вариант контрольной работы выбирается студентом по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если номер зачетной книжки 7303, то вариант выполняемой студентом контрольной работы № 3.

Контрольная работа оформляется на листах формата А4.

Подготовка контрольной работы требует самостоятельной работы студентов с литературными источниками, список которых должен быть приведен в конце работы.

 

Варианты и вопросы контрольной работы

Вариант Номера вопросов варианта
  1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71
  2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 71
  3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 71
  4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 71
  5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 71
  6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 71
  7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 71
  8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 71
  9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 71
  10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 71

Вопросы контрольной работы

1. Что за наука экология, предмет и объект ее изучения? Почему необходима каждому члену общества экологическая культура и экологическое образование?

2. Что такое среда обитания и какие среды заселены организмами? Их экологические особенности.

3. Понятие об экологических факторах.

4. Закон минимума Либиха.

5. Закон толерантности Шелфорда.

6. Экологическая ниша организма. Закон конкурентного исключения.

7. Принципы Аллена и Бергмана.

8. Принцип Олли. Закон необратимости эволюции.

9. Законы «экологии» Коммонера.

10. Абиотические факторы. Дайте характеристику этим факторам.

11. Биотические факторы. В чем выражаются, охарактеризуйте.

  1. Антропогенные факторы.
  2. Что понимают под экосистемой? Характеристика.
  3. Биоценоз, его характеристика.

15. Как подразделяются организмы по характеру источника питания и по экологическим функциям в биотических сообществах?

  1. Трофическая структура экосистемы.

17. Поступательные изменения в экосистеме. Сукцессия, причины ее возникновения?

18. Природно-антропогенные экосистемы.

19. Что понимал В.И. Вернадский под живым, косным, биокосным веществом? Закон биогенной миграции атомов.

  1. Биогеохимические функции живого вещества.

21. Что такое биосфера, границы распространения, чем она отличается от других оболочек Земли?

  1. Концепция ноосферы.
  2. Охарактеризуйте человека как биосоциальное существо.

24. На какие тенденции оказывают наибольшее влияние экологические факторы городской среды?

  1. Что такое гигиена и гигиенические нормативы?
  2. Состояние окружающей среды и здоровье человека.

27. Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?

28. Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды и объекты.

29. Масштабы загрязнения окружающей среды.

30. Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человека?

31. Загрязнение гидросферы. Основные загрязнители водоемов.

32. Что такое антропогенное эвтрофирование, и каково его влияние на природные экосистемы?

33. Каковы экологические последствия загрязнения морских экосистем?

34. Что понимают под физическим загрязнением окружающей природной среды?

35. Объясните, почему разработка недр оказывает огромное негативное воздействие на окружающую среду?

36. Загрязнение почвы, последствия.

37. Загрязнение атмосферы, последствия.

  1. Охарактеризуйте функции леса в биосфере.

39. К каким экологическим последствиям приводит антропогенное воздействие на биотические сообщества.

  1. Отходы производства и потребления.

41. Основные источники антропогенного шума. Нормирование шумового воздействия.

42. Чем опасно для человека и биоты воздействие электромагнитных полей и излучений?

43. Природные ресурсы. Классификации природных ресурсов.

44. Что такое охрана природы? Объекты охраны. Принципы охраны природы.

45. Что такое природопользование? Виды природопользования.

46. Последствия природопользования.

47. Экономический механизм в природопользовании.

48. Что представляют собой ПДК, ПДС и другие экологические нормативы?

  1. Сухие методы очистки газовых выбросов от аэрозолей.
  2. Мокрые методы очистки газовых выбросов от аэрозолей.

51. Очистка газовых выбросов от аэрозолей методом фильтрации.

52. Адсорбционные методы очистки газовых выбросов.

53. Абсорбционные методы очистки газовых выбросов.

54. Каталитические и термические методы очистки газовых выбросов.

  1. Механическая очистка сточных вод.
  2. Физико-химические методы очистки сточных вод.
  3. Биологическая очистка сточных вод.

58. Как перерабатывают твердые бытовые и промышленные отходы?

59. В чем суть оборотного и замкнутой систем водоснабжения?

60. Малоотходные и безотходные технологии.

61. Как защищают почвы от эрозии и заболачивания, загрязнения и вторичного засоления?

62. Что означает включение видов животных и растений в Красную книгу?

63. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ)? Объясните разницу между их основными категориями?

64. Что такое экологическое право? Перечислите основные его источники в нашей стране.

65. Мониторинг окружающей среды, его основные ступени и блоки.

66. Экологическая экспертиза. Ее виды, объекты.

67. В чем смысл модели устойчивого развития общества?

68. Какие объекты окружающей среды относятся к национальным и международным?

69. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в ХХ веке – конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.).

  1. Что такое рекультивация земель?

71. Какие глобальные экологические проблемы вам известны? В чем их суть?

Литература

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. - Ростов-на Дону, 2009.

2. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. - Ростов-на-дону, 2001.

3. Степановских А.С. Экология. – Москва, 2004.

4. Горелов А.А. Экология. – Москва, 2002.

5. Горелов А.А. Экология /курс лекций/. – Москва, 2002.

6. Потапов А.Д. Экология. – Москва, 2000.

7. Розанов С.И. Общая экология. – Санкт-Петербург, 2001.

8. Киселев В.Н. Основы экологии. – Минск, 2000.

9. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. - Ростов-на Дону, 2003.

10. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Основы общей экологии. – Москва, 2005.

11. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. - Ростов-на Дону, 2003.

12. Вронский В.А. Экология /словарь-справочник/. – Москва, 2002.

13. Колесников С.И. Экология /экзаменационные билеты/. – Ростов-на-Дону, 2003.

14. Куклев Ю. И. Физическая экология. – Москва, 2001.

15. Малофеев В.И. Социальная экология. – Москва, 2004.

16. Орлов Д.С., Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. – Москва, 2002.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рабочая программа. Заместитель директора | Отморожение, или обморожение – повреждение тканей организма под воздействием холода.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал