Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о счислении
При выполнении любого полета члены летного экипажа должны в любой момент времени знать текущее местонахождение ВС. Определение места самолета – одна из основных задач аэронавигации. В аэронавигации применяется большое количество технических средств и методов их использования для определения МС. Все они могут быть разделены на две большие и принципиальные группы методов. К первой группе, которую называют методами определения абсолютных координат, относят такие, когда МС определяется путем его «привязки» к объектам с известным местоположением на земной поверхности. Это самая большая группа. К ней относятся, например, все методы радионавигации, когда МС определяется относительно наземных радиомаяков (по пеленгам, дальностям и т.д.). Сюда же относится определение МС по спутниковой навигационной системе. Хотя спутники находятся не на Земле, а в космосе, но в любой момент их местоположение относительно Земли известно. К этой же группе относятся и методы визуальной ориентировки, когда пилот определяет МС по отношению к наблюдаемым на земле визуальным ориентирам. Координаты МС, полученные на основании информации от перечисленных внешних источников навигационной информации, называются абсолютными, так как жестко связаны с землей и не зависят ни от режима полета, ни от дальности и продолжительности полета до момента определения МС. Недостатком многих методов первой группы является то, что они позволяют определять МС только дискретно, то есть не непрерывно, а через определенные интервалы времени. Например, пилот не может каждую секунду прокладывать на карте пеленг и дальность от радиомаяка для определения МС. Для получения непрерывной информации о местонахождении ВС используются методы второй группы, с помощью которых определяются относительные координаты. Они отсчитываются от последнего известного МС, полученного одним из методов первой группы. Действительно, если, например, известно, что в определенный момент ВС пролетело над населенным пунктом Белкино, а затем двигалось в известном направлении с известной скоростью, то можно просто рассчитать местонахождение ВС и через десять, и через двадцать минут полета. В этом и заключается суть методов второй группы, которые называют методами счисления пути. Счисление пути – методы определения координат места самолета, основанные на информации о начальном месте самолета и информации о навигационных элементах движения. Таким образом, для счисления необходимо знать, во-первых, МС в какой-то момент времени, а во-вторых, каким образом оно после этого перемещалось. Например, какова была путевая скорость, курс, угол сноса и т.п. При счислении по сути рассчитываются не сами координаты ВС, а их приращение с течением времени к начальным значениям координат. Координаты текущего МС как бы сохраняются в пространстве и времени между моментами определения абсолютных координат. Координаты, полученные с помощью счисления, называют относительными, поскольку они «привязаны» не непосредственно к земле, а к начальным координатам МС, которые определил экипаж. А ведь эти начальные координаты могут быть неточными или вовсе неправильными, если пилот, например, принял Мироновку за Белкино. Счисление пройденного пути не требует наличия внешней информации (за исключением информации о начальном месте самолета), то есть осуществляется автономно, с помощью только бортовых средств. Характерной особенностью счисления является то, что оно должно выполняться в течение полета непрерывно. Если оно прекратилось, то для его возобновления придется снова определять текущие координаты, которые станут начальными для продолжения счисления. Другой важной особенностью счисления является накопление погрешностей определения счисленных координат. Ведь навигационные элементы движения (например, курс, скорость), по которым рассчитываются координаты, никогда не являются совершенно точными. Погрешности их определения приводят к тому, что чем дольше летит ВС, тем менее точно определяются счисленные координаты. Счисление пути (Dead Reckoning, DR) является одним из самых древних методов навигации. Еще Колумб писал: «Счастлив тот, кто с ним знаком». В морской навигации его называют «письменным счислением», поскольку с древних времен оно осуществлялось путем расчетов и графических построений линии пути на карте. Такой метод неавтоматизированного счисления применяется и в аэронавигации и называется прокладкой линии фактического пути. Различают полную, штилевую и обратную прокладки. На современных ВС счисление пути осуществляется автоматически с помощью автоматизированных систем счисления пути, которые могут являться составной частью бортового пилотажно-навигационного комплекса. В зависимости от того, какие именно навигационные элементы движения используются для счисления, различают курсодоплеровское, курсовоздушное и инерциальное счисление пути.
|