Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неразрывность производства и потребления услуги
Услугу невозможно произвести “впрок” и сохранить. Именно поэтому многие врачи на Западе берут плату и с неявившихся на прием пациентов, так как стоимостная значимость услуги существует как раз в момент неявки пациента.
Неспособность услуги к хранению требует разработки стратегии, обеспечивающей более жесткое согласование между спросом и предложением.
36. Конкуренция – это борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, которую ведут фирмы на доступных им сегментах рынка (поведенческий подход). Конкуренция – это ситуация, когда на рынке много конкурирующих единиц и они независимы (структурный подход). Конкуренция - это соперничество старого с новым (функциональный подход). Каждый из этих подходов отражает одну из сторон конкуренции. Конкуренция, наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рыночного механизма, обеспечивающим его саморегулирование. Конкуренция выступает дополнением и противовесом индивидуализму рыночной экономики. Она направляет деятельность участников хозяйственных процессов в благоприятное для всего общества русло. Конкуренция обеспечивает эффективность, пропорциональность и динамизм рыночной экономики. Она побуждает предпринимателей снижать издержки производства и повышать качество своей продукции, чтобы обеспечить конкурентоспособность товара – степень его притягательности для покупателей. В рыночной экономике выделяют четыре основных типа рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностям контролировать цены на рынке, доступностью информации, наличию или отсутствию входных барьеров (возможностям входа на рынок новых фирм и выхода из него). Это могут быть технологические барьеры, высокие первоначальные затраты, необходимость получения лицензии на производство и др. Основные типы рыночных структур: Табл.1 Типы рыночных структур Кол-во фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой Совершенная конкуренция Множество фирм Однородная Отсутствуют Отсутствует Чистая монополия Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный Олигополия Малое кол-во фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный Монополис-тическая конкуренция Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. При свободной конкуренции ситуация на рынке характеризуется: 1. множеством покупателей и продавцов; 2. высокой мобильностью факторов производства; 3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него; 4. однородностью (стандартностью) продаваемой продукции; 5. равным доступом всех участников рыночных отношений к информации. Следует отметить, что в чистом виде совершенная конкуренция никогда и нигде не существовала, поэтому ее можно рассматривать как научную абстракцию, намеренное упрощение, необходимое как первый шаг для изучения принципов функционирования рыночного механизма. В условиях монополии – организации рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара при полном отсутствии близких ему заменителей, имеет место наибольший контроль над ценой. Но и в условиях монополии власть над ценой не абсолютна т.к.: 1) возможно появление субститутов; 2) кривая спроса на товары, производимые монополией, эластична. Поведение монополии на рынке: монополист ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной (price searcher). Монопольная цена выше того уровня, который был бы при совершенной конкуренции, в этом заключается наносимый обществу ущерб. Классификация монополий По критерию источника монопольной власти монополии выделяют: Естественные монополии – возникают благодаря обладанию уникальными экономическими ресурсами или формируются на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (в таком случае их называют также технологическими монополиями). Естественные монополии имеют минимальные долгосрочные отраслевые средние издержки. Иначе говоря, если в этой отрасли будут действовать несколько более мелких конкурентных фирм, то их средние издержки будут выше, чем у одной-единственной фирмы (естественной монополии). Примеры: местное обеспечение электроэнергией, газом, железнодорожный транспорт. В этих отраслях эффективнее функционирование одной крупной фирмы, благодаря чему происходит уменьшение затрат ресурсов. Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями, такими как патенты, авторские права или ограничение на торговлю иностранными товарами. Искусственная монополия – возникает на основе сговора между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающего ситуацию на рынке в близкую к натуральной монополии. Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая какой-либо специальной защиты от конкуренции в виде патента или других ограничений для вхождения в отрасль. Монопсония – ситуация, когда на рынке существует один покупатель (частный случай монополии). Достижение большего равенства доступа к получению медицинских услуг неизбежно ведет к рационированию объемов потребления посредством формирования очереди на получение помощи и ограничения набора услуг, который можно получить за счет государственного финансирования. Эту задачу решают, в частности, медико-экономические стандарты, наряду с задачей повышения информационной прозрачности путем фиксации обязательств государства, медицинских учреждений и страховых компаний, а также формирования стандартов качества помощи. Многие экономисты, следуя общим соображениям, с точки зрения повышения эффективности предпочли бы перераспределить доходы в пользу малоимущих граждан, предоставив им право выбора направлений их расходования, чем предписывать соотношение объемов потребления медицинских услуг в сравнении с другими благами. В этом случае пространство для конкуренции на рынке медицинских и страховых услуг будет значительно шире, чем при рационировании потребления. В пользу такого подхода имеются уже традиционные для экономики здравоохранения аргументы: исследования, проведенные на материале целого ряда стран, демонстрируют, что сильная положительная взаимосвязь между доходами и состоянием здоровья наблюдается только до определенного уровня дохода на душу населения; устранение финансовых барьеров доступа к услугам здравоохранения (как это, в частности, произошло в Великобритании) не сопровождается сокращение разрыва между уровнями смертности населения, принадлежащего к различным группам по уровню доходов. 13 Интерпретация этих результатов достаточно проста: при низком среднедушевом доходе значительная часть населения живет в санитарно неблагополучных условиях, не имея доступа к чистой воде и т.п., с крайне низким уровнем первичной медицинской помощи. Отсюда высокий уровень смертности от инфекционных заболеваний, уровень младенческой смертности. С ростом доходов эти потребности удовлетворяются и связь состояния здоровья, выраженная в показателях средней продолжительности жизни и смертности, и уровня дохода теряется. Отметим, что результаты чувствительны к выбору конкретного показателя в качестве переменной состояния здоровья.
|