Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции






Себестоимость продукции — один из важнейших показателей функционирования предприятия, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех видов производственных ресурсов. От его ypовня зависят финансово-экономические результаты деятельности npедприятия, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Под себестоимостью продукции (работ или услуг) понимается выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: амортизируемой части основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, труда используемых нeпocpедственно в процессе изготовления продукции и выполнения pабот, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерении расходов и доходов. Себестоимость — один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления pecypсов. Процесс формирования производственных затрат схематично представлен на рисунке.

Анализ себестоимости продукции позволяет выяснить ее динамику, тенденции выполнения плана по уровню затрат, влияние факторов на прирост, резервы, а также дать оценку мероприятий и планов предприятия по снижению себестоимости продукции.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

- оценка себестоимости продукции, издержек производства и обращения на основе анализа приведенных затрат;

- установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

- анализ себестоимости отдельных видов продукции;

- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции являются:

- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

- уровень затрат на рубль произведенной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- отдельные статьи затрат.

Основные элементы затрат  
Предметы труда
Средства труда
Заработная плата и начисления
Прочие денежные средства
Затраты, не включаемые в себестоимость (производимые за счет фонда развития)
Изменение остатка по счету «расходы будущих периодов»
Затраты на производство
Изменение остатка незавершенного производства, полуфабрикатов собственного производства, не включенных в валовую продукцию
Изменение остатка предстоящих расходов
Изменение остатков инструментов и приспособлений собственной выработки, включаемых в валовую продукцию
Себестоимость валовой продукции
Изменение заделов незавершенного производства и полуфабрикатов, включаемых в валовую продукцию
Производственная себестоимость продукции


Рисунок 1 – Формирование затрат на производство продукции

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам.

Общая сумма затрат на производство продукции может изменяться в результате изменения:

- объема продукции;

- структуры продукции;

- уровня переменных затрат на единицу продукции;

- суммы постоянных расходов.

Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ должен ответить на вопрос, продавать ли небольшой объем изделий по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или, используя эффект масштаба, продавать большой объем продукции, ориентируясь на массового покупателя, по относительно низкой цене. Второй путь требует снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов.

Полная себестоимость товарной продукции
Полная себестоимость реализованной продукции
Изменение затрат в остатках продукции нас складах и в отгрузке
Статьи калькуляции
   
 

 

 


Рисунок 2 – Схема анализа показателей и факторов себестоимости

 

Пo месту в процессе производства все расходы подразделяются на переменные (пропорционально изменяющиеся с объемом производства), полупеременные, полупостоянные (остающиеся постоянными до определенных пределов роста объема продукции) и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода).

Все группы расходов в бухгалтерском учете подразделяются переменные и постоянные. Первые составляют технологическую себестоимость продукции и учитывают прямые расходы. Они характеризуют хозяйственные расходы, связанные с ростом продукции. Постоянные расходы связаны с управленческо-административной деятельностью, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация), оплата руководства.

 

При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности.

Метод прямого вычисления себестоимости (директ-костинг) основан на вычитании из выручки продаж прямых расходов и определении предельной
прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму косвенных расходов. Современный директ-костинг основан на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельного вклада, который отличается от прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности.

Расчет себестоимости по переменным затратам дает возможность избежать сложных вычислений постоянных расходов, сравнить выручку от продаж с предельным вкладом, списать все периодические расходы на реализованные товары и оценить товарные остатки на складах по переменным расходам. Последнее обстоятельство позволяет перенести риск от непродажи товаров на текущий год, уменьшив прибыль и, как следствие, налоги.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные расходы (амортизационные отчисления, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Зависимость постоянных затрат от роста объема производства, можно проиллюстрировать с помощью «модели Райта (кривая опыта)». Данная модель показывает следующую закономерность: удвоение объема производства приводит к сокращению удельных постоянных затрат на 20%.

В то же время удельные переменные издержки зависят от постоянства выпускаемой продукции: для производства каждого последующего изделия требуется на 21% меньше переменных затрат, чем на предыдущее.

Сокращение переменных затрат происходит за счет приобретения исполнителями опыта и навыков, т.е. происходит сокращение времени - затрат труда.

Для факторного анализа себестоимости составим следующую модель: затраты при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

Зо6щ = ∑ VВПi * bi + А= ∑ VВПобщ*di*bi + А

Где Зо6щ - общая сумма затрат на производство продукции;

VВПi - объем производства отдельных видов продукции (услуг);

bi - уровень переменных издержек на единицу продукции (услуг);

di – структура ассортимента продукции (услуг);

А - абсолютная сумма постоянных расходов на весь объем производства продукции.

С помощью способа цепных подстановок проведем факторный анализ затрат.

Зо6щ0 = ∑ VВПобщ0*di0*bi0 + А0

Зо6щ у1 =∑ VВПобщ1*di0*bi0 + А0

 

Зо6щ у2 = ∑ VВПобщ1*di1*bi0 + А0

Зо6щ у3 = ∑ VВПобщ1*di1*bi1 + А0

Зо6щ1 = ∑ VВПобщ1*di1*bi1 + А1

В свою очередь, себестоимость продукции зависит от уровня ресурсоемкости производства (трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости, энергоемкости) и изменения цен на потребленные ресурсы в связи с инфляцией. В целях более объективной оценки деятельности предприятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать
влияние инфляционного фактора. Для этого фактическое количество
потребленных ресурсов на производство продукции умножается на изменение среднего уровня цены по каждому виду peсурса, результаты суммируются:

 

∆ Зц = ∑ ∆ ЦiРi1

 

В процессе анализа необходимо оценить также изменение структуры затрат и выявить ее динамику по элементам. Уменьшение доли заработной платы и увеличение доли амортизационных отчислений свидетельствуют о повышении техническою уровня предприятия, росте производительности труда. Удельный вес заработной платы сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня
кооперации и специализации предприятия.

Затраты на рубль произведенной продукции - важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Это универсальный показатель его можно рассчитывать в любой отрасли производства, он наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Данный показатель исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зоб) на cтоимость произведенной продукции в действующих ценах. Если это отношение окажется меньше единицы, производство продукции является рентабельным, если выше единицы — убыточным. В процессе анализа следует изучить уровень выполнения плана и динамику затрат на рубль продукции.

9. Анализ кредитоспособности и платёжеспособности организации

Хозяйствующие субъекты часто прибегают к услугам коммерческих банков, чтобы покрыть свою дополнительную потребность в денежных средствах.

Кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух равноправных партнеров: кредитора (банка) и заемщика (клиента). Кредитор(заимодавец) передает заемщику объект сделки — ссуженную стоимость (кредит) на условиях платности, возвратности, срочности и обеспеченности, но при этом остается собственником объекта сделки.

В каждой кредитной операции для кредитора присутствует элемент риска — невозврата ссуженной стоимости заемщиком, неуплаты процентов по ссуде, нарушения ее срока и др. Наличие подобного риска и его зависимость от многих факторов (объективных и субъективных) делают необходимым выбор банком критериальных показателей, с помощью которых можно оценить вероятность выполнения клиентом условий кредитного договора.

Кредитоспособность предприятия — это его способность своевременно и полно рассчитываться по своим долговым обязательствам с банком. Кредитоспособность выражает сложившееся финансовое состояние клиента, которое дает возможность банку сделать правильный вывод об эффективности его работы, способности погасить кредит (включая и проценты по нему) в установленные кредитным договором сроки.

Важно также изучить деловую репутацию клиента и его поведение на товарном и финансовом рынках. Перечень показателей, характеризующих кредитоспособность предприятия, зависит от целей и задач анализа, сроков кредитования, состояния кредитных отношений банка с заемщиком. Определение кредитоспособности клиента представляет собой комплексную качественную оценку финансового состояния, позволяющую принять обоснованное решение о выдаче кредита.


Анализ условий кредитования предполагает изучение:

1. «солидности» клиента, т. е. своевременности расчетов по ранее полученным кредитам;

2. способности заемщика производить конкурентоспособную продукцию;

3. его прибыльности (доходности);

4. финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса;

5. эффективности использования имущества (оборачиваемости и рентабельности активов);

6. цели испрашиваемого кредита;

7. величины кредита с учетом ликвидности баланса клиента;

8. возможности погашения кредита за счет залоговых прав, предоставленных поручительств и гарантий и реализации заложенного имущества;

9. обеспечение кредита активами заемщика, включая и высоколиквидные ценные бумаги.

Для определения кредитоспособности клиента необходимо установить критериальный уровень выбранных оценочных показателей и их классность (рейтинг). Исходя из класса кредитоспособности заемщика выявляют условия предоставления кредита (размер ссуды, срок выдачи, форма обеспечения, процентная ставка). Клиентов по характеру кредитоспособности банки систематизируют на три-пять классов. Критериальные показатели на уровне средних величин служат основанием отнесения заемщика ко второму классу, выше средних — к первому, а ниже средних — к третьему классу.

Рейтинг, или значимость показателя в системе, устанавливают специалисты банка для каждого заемщика в отдельности исходя из кредитной политики и ликвидности его баланса. Например, высокая доля кредитных ресурсов в пассиве баланса, наличие просроченной задолженности по ссудам банка повышает роль коэффициентов ликвидности. Отвлечение ресурсов банка в кредитование постоянных материальных запасов, низкое значение величины чистого оборотного капитала, т. е. менее 10 % общего объема оборотных активов, повышает рейтинг коэффициента финансовой независимости. Перекредитование клиента выдвигает на первый план уровень коэффициента общей ликвидности (покрытия).

Общую оценку кредитоспособности осуществляют в баллах. Они представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. Первому классу заемщиков условно присваивают от 100 до 150 баллов; второму классу — от 151 до 250 баллов; третьему классу — свыше 251 балла. Исходя из величины коэффициентов ликвидности и финансовой независимости, заемщиков можно условно подразделить на три класса (табл. 1).

Таблица 1. Классы кредитоспособности заемщиков

Коэффициенты Классы
     
1. Абсолютной ликвидности Более 0, 2 0, 15–0, 2 Менее 0, 15
2. Текущей ликвидности Более 0, 8 0, 5–0, 8 Менее 0, 5
3. Общей ликвидности (покрытия) Более 2, 0 1, 0–2, 0 Менее 1, 0
4. Финансовой независимости Более 0, 6 0, 5–0, 6 Менее 0, 5

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал