Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система государственных органов власти Мордовской автономной области и принципы их организации и деятельности.
Высшим органом государственной власти Мордовской автономной области являлся, согласно статьям 44 и 49 Конституции РСФСР 1925 г., областной съезд Советов. Решая вопросы местного значения и обсуждая проблемы общегосударственного масштаба, направляя политическую, хозяйственную и культурную работу области, он оказывал решающее влияние на все сферы государственной и общественной жизни. Съезд Советов, возглавляя всю систему органов государственной власти Мордовской автономной области. В сферу деятельности съезда Советов Мордовской автономной области согласно статье 64 Конституции РСФСР 1925 г. и статье 5 «Положения о Мордовской автономной области» входило: разрешение вопросов, имеющих местное значение; обсуждение проблем областного, краевого и общегосударственного масштаба; анализ отчетов о деятельности государственных учреждений и предприятий, находящихся на территории области; рассмотрение законодательных предложений, касающихся области, и внесение их на утверждение центральных органов РСФСР; обсуждение и утверждение перспективных и оперативных планов развития народного хозяйства и социально-культурного строительства. Областные съезды Советов могли рассматривать и другие вопросы, перечень которых указан в «Положении о Мордовской автономной области». К исключительному ведению областного съезда Советов относились: анализ деятельности областного исполнительного комитета, выборы областного исполнительного комитета и делегатов на вышестоящие съезды Советов в случаях и порядке, определяемых Конституциями РСФСР и Союза ССР; утверждение соответствующих бюджетов, а также отчетов по их исполнению; утверждение постановлений областного исполнительного комитета. Делегаты на областной съезд Советов избирались в соответствии с постановлением ВЦИК РСФСР «О нормах представительства и о порядке выборов на съезды Советов для автономных республик, автономных областей и отдельных национальных округов» от 10 ноября 1930 года. В его работе принимали участие представители городских Советов, а также совхозов, фабрик, заводов, расположенных вне городских поселений, из расчета один делегат на 1000 избирателей и от районных съездов Советов — один делегат на 5000 человек населения. Очередные съезды Советов созывались один раз в год, а внеочередные — по предложению вышестоящих съездов Советов или их исполнительных комитетов, а также по почину исполнительного комитета Мордовской автономной области или по требованию Советов, насчитывающих не менее одной трети населения Мордовской автономной области. Организационная работа по подготовке съезда Советов Мордовской автономной области проводилась областным исполнительным комитетом. Он намечал повестку дня и регламент его работы, докладчиков, готовил проекты постановлений, резолюций и другие документы, устанавливал место и время его проведения, собирал и рассылал соответствующие материалы. За время существования Мордовской автономной области съезд Советов собирался один раз. Согласно статье 46 Конституции РСФСР 1925 г. в период между съездами Советов Мордовской автономной области высшим распорядительным и контролирующим органом государственной власти являлся избираемый съездом областной исполнительный комитет, осуществлявший все полномочия, кроме исключительных. Он был постоянно действующим органом, выполнял свои функции вплоть до избрания очередным съездом его нового состава. Областной исполнительный комитет был ответствен за свою деятельность перед областным съездом Советов, вышестоящими съездами Советов, а также исполнительными комитетами и президиумами последних. К его ведению относилось: руководство, направление и объединение деятельности всех органов Советской власти, учреждений и предприятий в соответствии с действующими узаконениями; проведение в жизнь декретов и постановлений вышестоящих органов; принятие мер к развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей, а также повышению социально-культурного уровня населения области; проведение выборов в Советы и созыв съездов Советов; обеспечение законности и государственной безопасности. Для осуществления задач, возложенных на областной исполнительный комитет, ему предоставлялось право выносить постановления по вопросам своей компетенции, обязательные для всех органов; издавать обязательные постановления с установлением за их нарушение ответственности в административном или судебном порядке; отменять или изменять, а также приостанавливать исполнение постановлений всех нижестоящих съездов Советов и их исполнительных комитетов, всех подведомственных им органов; обсуждать с вышестоящими органами вопросы, касающиеся территории области; контролировать и ревизовать деятельность всех органов, подчиненных исполнительному комитету; возбуждать в установленном порядке ходатайства об отмене или изменении постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти, которые в местных условиях признавались нецелесообразными. Областной исполнительный комитет обеспечивал проведение выборов в Советы и созыв съездов Советов. Областной исполнительный комитет контролировал деятельность государственных учреждений и предприятий, расположенных на территории области, издавал обязательные постановления, а также пользовался законодательной инициативой. Он мог возбуждать перед законодательными органами РСФСР ходатайства об издании новых законодательных актов, об изменении действующих и т. д. Областной исполнительный комитет и его Президиум избирались в количестве, определяемом особым постановлением Президиума ВЦИК. В состав исполнительного комитета Мордовской автономной области вошли 67 членов и 25 кандидатов, последние в порядке очередности замещали членов, выбывших по каким-либо причинам, а также получали право решающего голоса в случаях, если не все члены облисполкома прибывали на пленумы. Около 50% членов были мордовской национальности. Аппарат исполкома состоял из секретариата, Совета народного хозяйства и отделов: земельного, торгового, финансового, коммунального хозяйства, труда, народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, рабоче-крестьянской инспекции, административного, военного, политического, статистического, а также архивного бюро. Основной формой деятельности Мордовского областною исполнительного комитета являлись пленумы, которые созывались и работали в соответствии с Конституцией РСФСР 1925г. Согласно статье 46 Конституции РСФСР 1925 г. исполнительный комитет Мордовской автономной области на первом пленуме каждого созыва должен был избирать Президиум, который в период между Пленумами являлся на ее территории высшим органом власти. Президиум облисполкома так же осуществлял подготовку к проведению пленума и руководство его заседаниями. На заседаниях Президиума облисполкома обсуждались повестка дня и документы, предназначенные для рассмотрения Пленума, а также состав руководящих органов облисполкома. Основной формой работы Президиума исполкома были заседания, которые проводились обычно не реже одного раза в неделю. На них рассматривались вопросы, относящиеся как в целом к области, так и к отдельным районам. Решения Президиума обычно облекались в форму постановлений. Президиум облисполкома систематически заслушивал ответы райисполкомов об их работе. Особое внимание он уделял избирательным кампаниям: организовывал проведение выборов, через членов облисполкома осуществлял непосредственный контроль за подготовкой к ним и их ходом, рассматривал жалобы на постановления областной избирательной комиссии. При Президиуме облисполкома действовали секретариат, организационный отдел и плановая комиссия, а также областная арбитражная комиссия, областное управление строительного контроля и областной совет физической культуры. Районные, городские и сельские органы власти и управления Мордовской автономной области формировались в соответствии с Конституцией РСФСР 1925 г. После преобразования Мордовского округа в автономную область на ее территории имелось 22 районных, 644 сельских и пять городских Советов. Система местных органов власти и управления после образования автономной области не изменилась, однако стоящие перед ними задачи по осуществлению индустриализации и коллективизации сельского хозяйства потребовали коренной перестройки их деятельности. Успехи в развитии промышленности, а также бурное колхозное движение потребовали укрепления районных органов власти и расширения их компетенции. Постановление от 9 августа 1930 г. Президиума ЦИК Союза ССР «О структуре и типовых ориентировочных штатах районных исполнительных комитетов», постановление Президиума ЦИК Союза ССР от 10 октября 1930 г. «Об усилении руководства работой районных органов власти со стороны центральных исполнительных комитетов союзных и автономных республик и краевых (областных) исполнительных комитетов в связи с ликвидацией округов», «Положение о районных съездах Советов и районных исполнительных комитетах» ЦИК СССР от 13 октября 1930 г., «Положение о районных съездах Советов и районных исполнительных комитетах» от 31 января 1931 г. изменили структуру аппарата райисполкомов, установили их общие основы организации и определили новый порядок организации, компетенции и структуры районных органов государственной власти РСФСР. В исключительную компетенцию районных съездов входило утверждение, планов хозяйственного и социально-культурного строительства, районного бюджета и отчета об их исполнении; установление местных налогов; обсуждение вопросов общегосударственного и областного значения и внесение предложений по этим вопросам в вышестоящие органы; заслушивание отчетов о деятельности государственных, кооперативных и общественных учреждений и предприятий, находящихся на территории района; выборы райисполкома; выборы делегатов на областной съезд Советов. В период между съездами высшим органом Советской власти на территории района являлся исполком. В его состав избиралось не более 45 членов и около одной трети состава кандидатов. Исполком избирал Президиум в количестве не более девяти членов и четырех кандидатов. Райисполкомы наделялись широкими полномочиями. Им предоставлялось право издавать обязательные постановления и налагать административные взыскания (в пределах предоставленных им прав); отменять, изменять и приостанавливать выполнение постановлений и распоряжений всех нижестоящих Советов; а также органов, подведомственных районному исполкому, налагать дисциплинарные взыскания на работников подведомственных районных, сельских и городских органов. Райисполком осуществлял надзор за правильным проведением на территории района выборов в Советы и отменял выборы Советов и ревизионных комиссий проведенные с нарушением закона. Расширены были планово-регулирующие функции райисполкомов. Наряду с разработкой планов развития сельского хозяйства, местной промышленности, социально-культурного строительства райисполком рассматривал в пределах района планы деятельности учреждений, организацией и предприятий общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения. Для непосредственного руководства отраслями управления райисполком имел общий, земельный и финансовый отделы, управление милиции и уголовного розыска, планово-статистическую часть, районную рабоче-крестьянскую инспекцию, комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьян, инструкторов по советскому строительству и районных инспекторов по местному хозяйству и дорожному строительству, снабжению, народному образованию, здравоохранению, труду и социальному обеспечению, военным делам и физической культуре. В Мордовской автономной области и в целом по стране были осуществлены мероприятия по перестройке работы сельских Советов. 3 февраля 1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил «Основные положения об организации сельских Советов в Союзе ССР», в соответствии, с чем 1 января 1931 г. Президиум ВЦИК принял новое «Положение о сельских Советах РСФСР», в котором подчеркивалось, что сельский Совет в пределах его территории является высшим органом власти. Основной задачей сельских Советов являлась организация переустройства сельского хозяйства путем коллективизации бедняцко-середняцких хозяйств и ликвидации кулачества как класса, поэтому им предоставлялось право рассматривать и утверждать планы колхозов и других кооперативных объединений. Они были призваны принимать меры по увеличению посевных площадей, повышению урожайности сельскохозяйственных культур и развитию животноводства. Значительно расширились права сельских Советов в области местного хозяйства, кооперации и торговли. Они ведали имуществом и предприятиями сельского значения, могли создавать новые производственные и торговые предприятия, осуществляли надзор за соблюдением государственными и общественными предприятиями, частными лицами законодательства о труде, регистрировали акты гражданского состояния. Во всех сельских Советах вводились самостоятельные бюджеты. Положением предусматривались выборы ревизионных комиссий, которые должны были контролировать их финансово-хозяйственную и массовую работу. Сельским Советам предоставлялось право издавать обязательные постановления и в соответствии с законодательством привлекать к административной ответственности нарушителей этих постановлений. Исполнительным органом сельского Совета являлся избираемый на пленуме президиум с количеством членов, устанавливаемым районным исполкомом. Для проведения в сельских населенных пунктах мероприятий сельские Советы избирали из своего состава уполномоченных. Правовое положение пяти городских Советов Мордовской автономной области определялось Конституцией РСФСР 1925 г., а также другими законодательными актами, принятыми правительством Союза ССР и РСФСР. В Мордовской автономной области действовала двухзвенная судебная система. Судебными органами являлись народный и областной суды. Принципы их организации и деятельности определялись «Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик» (1924 года), «Положением о судоустройстве РСФСР» (1926 года) и постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов», в соответствии с которым были внесены некоторые изменения в порядок работы этих органов. Так, в каждом районе были созданы участки народных судей, избиравшихся районными исполкомами, а в городах – городскими Советами сроком на один год. Судьи не могли быть досрочно отозваны без ведома областного суда. Всего в Мордовии более 30 народных судей работали под руководством старших народных судей, регулирование деятельности и установление прав и обязанностей которых входило в компетенцию областного суда. После преобразования Мордовского округа в автономную область здесь была создана также областная прокуратура. Областной прокурор, его заместители и помощники назначались прокурором РСФСР. Лекция 5. Образование Мордовской АССР в составе Куйбышевского края
|