Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-территориальное устройство и правовой статус МАССР.






В отличие от предыдущих конституций МАССР признавалась социалистическим общенароднным государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Впервые был закреплен принцип демократического централизма: выборность всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих, в соответствии с которым осуществляются организация и деятельность государства.

Глава 6 Конституции республики устанавливала, что Мордовская АССР является автономной республикой (советское социалистическое государство) в составе РСФСР. Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Мордовская АССР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Территория Мордовской АССР не может быть изменена без ее согласия.

К ведению МАССР относилось принятие Конституции Мордовской АССР и внесение в нее изменений, контроль за ее соблюдением; законодательство Мордовской АССР; охрана государственного порядка, прав и свобод граждан; установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; проведение единой, социально-экономической политики, руководство экономикой Мордовской АССР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Мордовской АССР, государственного бюджета Мордовской АССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения; установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Мордовской АССР; руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения; контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом; руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Мордовской АССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры; решение других вопросов республиканского значения.

По конституции Мордовская АССР могла участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР. По вопросам, относящимся к ее ведению, Мордовская АССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения. Законы СССР и РСФСР были обязательны на территории Мордовской АССР.

Мордовская АССР определяла свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР. Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика состояла из 21 районов: Ардатовского, Атюрьевского, Атяшевского, Большеберезниковского, Большеигнатовского, Дубенского, Елышковского, Зубово-Полянского, Инсарского, Ичалковского, Ковылкинского, Кочкуровского, Краснослободского, Лямьбирского, Ромодановского, Рузаевского, Старошайговского, Темниковского, Теньгушевского, Торбеевского, Чамзинского; городов республиканского подчинения: Саранска, Ковылкина, Рузаевки.

 

7.3. Высшие органы Государственной власти и управления МАССР по Конституции 1978 г.

Высшим органом государственной власти Мордовской АССР является Верховный Совет Мордовской АССР.

Срок полномочий Верховного Совета Мордовской АССР – пять лет. Верховный Совет Мордовской АССР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР, РСФСР и МАССР к ведению Мордовской АССР.

Принятие Конституции Мордовской АССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Мордовской АССР, государственного бюджета Мордовской АССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Мордовской АССР. Он принимает и законы Мордовской АССР.

Верховный Совет Мордовской АССР состоит из 175 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения.

Верховный Совет Мордовской АССР по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах – о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Верховный Совет Мордовской АССР избирает Председателя Верховного Совета Мордовской АССР и двух его заместителей.

Председатель Верховного Совета Мордовской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Мордовской АССР и ведает его внутренним распорядком.

Сессии Верховного Совета Мордовской АССР созываются два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Мордовской АССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Мордовской АССР.

Сессия Верховного Совета Мордовской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Мордовской АССР.

Право законодательной инициативы в Верховном Совете Мордовской АССР принадлежит Президиуму Верховного Совета МАССР, Совету Министров, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета, депутатам Верховного Совета, Верховному Суду, Прокурору МАССР. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице республиканских и соответствующих им органов.

Законы МАССР, постановления и иные акты Верховного Совета МАССР публикуются на мордовском (мокшанском, эрзянском) и русском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета МАССР.

Верховный Совет МАССР избирает Президиум Верховного Совета Мордовской АССР — постоянно действующий орган Верховного Совета МАССР, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета МАССР.

Президиум Верховного Совета МАССР избирается из числа депутатов в Составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и тринадцати членов Президиума Верховного Совета МАССР.

Президиум Верховного Совета Мордовской АССР:

1) назначает выборы в верховный Совет МАССР и местные Советы народных депутатов;

2) созывает сессии Верховного Совета МАССР;

3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Мордовской АССР;

4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции МАССР;

5) дает толкование законов МАССР;

6) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;

7) образует города районного подчинения, районы в городах, производит их наименование и переименование, а также переименование иных населенных пунктов и представляет на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР решения по этим вопросам;

8) образует и упраздняет сельсоветы, относит населенные пункты к категории рабочих, курортных и дачных поселков, а также решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР;

9) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров МАССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;

10) награждает Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета МАССР; устанавливает и присваивает почетные звания МАССР;

11) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами МАССР.

Президиум Верховного Совета МАССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии: вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты МАССР; образует в установленном законом порядке районы и города республиканского подчинения, производит их наименование и переименование; по предложению Совета Министров МАССР образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления, образуемые Верховным Советом МАССР; по представлению Председателя Совета Министров МАССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров МАССР.

Президиум Верховного Совета МАССР издает указы и принимает постановления.

По истечении полномочий Верховного Совета МАССР Президиум Верховного Совета МАССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом МАССР нового Президиума.

Вновь избранный Верховный Совет МАССР созывается Президиумом Верховного Совета МАССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.

Верховный Совет МАССР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета МАССР, а также для содействия проведению в жизнь законов МАССР и иных решений Верховного Совета МАССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Верховный Совет МАССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Совет Министров Мордовской АССР – Правительство Мордовской АССР является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти МАССР.

Совет Министров МАССР образуется Верховным Советом МАССР в составе Председателя Совета Министров МАССР, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики.

По представлению Председателя Совета Министров МАССР Верховный Совет МАССР может включить в состав Правительства МАССР руководителей других органов и организаций МАССР.

Совет Министров МАССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом МАССР да его первой сессии.

Совет Министров МАССР ответствен перед Верховным Советом МАССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета – перед Президиумом Верховного Совета МАССР, которому подотчетен. Совет Министров МАССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом МАССР.

Совет Министров МАССР правомочен, решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению МАССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета МАССР и Президиума Верховного Совета МАССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров Мордовской АССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет МАССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития МАССР, государственный бюджет МАССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету МАССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению МАССР;

4) осуществляет меры по защите социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;

6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров МАССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;

7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров МАССР действует Президиум Совета Министров МАССР в составе Председателя Совета Министров МАССР, Первого заместителя и заместителей Председателя Совета Министров МАССР, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров МАССР.

Совет Министров МАССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР, РСФСР и МАССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров МАССР обязательны к исполнению на всей территории МАССР. Совет Министров МАССР объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов, других подведомственных ему органов. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления МАССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров МАССР, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР.

Компетенция Совета Министров МАССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров МАССР с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления МАССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров МАССР.

Местные советы народных депутатов. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.

Срок полномочий местных Советов народных депутатов – два с половиной года. Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.

Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского (АССР, РСФСР) и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.

Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.

В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории, осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.

Сессии районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.

Сессии поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не роке шести раз в год.

Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР, РСФСР и Мордовской АССР. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.

Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведения в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Советов.

Исполнительные комитеты созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также накалов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.

Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.

По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.

Отделы и управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР, РСФСР и Мордовской АССР.

Суд и арбитраж. Судами Мордовской АССР являлся Верховный Суд МАССР и районные (городские) народные суды.

Организация и порядок деятельности судов Мордовской АССР определялись законами Союза ССР, РСФСР, Конституцией МАССР.

Все суды Мордовской АССР образовывались на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на собрании граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с полонимой года.

Судьи и народные заседатели были ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитывались перед ними и могли быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Верховный Суд Мордовской АССР являлся высшим судебным органом Мордовской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов республики.

Верховный Суд Мордовской АССР избирался Верховным Советом Мордовской АССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей сроком на пять лет.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи. Судьи и народные заседатели были независимы и подчинялись только закону.

Разбирательство дел во всех судах должно было быть открытым. Слушание дел в закрытом заседании суда допускалось лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. Обвиняемому обеспечивалось право на защиту.

Судопроизводство в Мордовской АССР ведется на мордовском (мокшанском, эрзянском) или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР в РСФСР.

Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

Прокуратура. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории МАССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Мордовской АССР и нижестоящими прокурорами. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органон, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

Прокурор Мордовской АССР назначается Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР и утверждаются Генеральным прокурором СССР. Срок полномочии Прокурора Мордовской АССР и всех нижестоящих прокуроров – пять лет.

Лекция 8. Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР (1990-1995 гг.)

8.1. Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1990 – конце 1991 г

В 1985 – 1991 гг. на территории СССР были осуществлены экономические и политические реформы, результатами которых стали разрушение единой союзной государственности, приватизация государственной собственности, дискредитация КПСС в общественном сознании и отстранение ее от реального руководства страной. Реализация этих процессов на общегосударственном уровне требовала коренного изменения в расстановке политических сил на территории субъектов Российской Федерации. В силу того что различные регионы России имели существенные отличия по уровню социально-экономического развития, географическому положению, национальному составу, изменение политической системы в регионах РФ происходило в различные сроки, в разных формах и имело существенные особенности.

В Мордовии партийная номенклатура во главе с первым секретарем обкома КПСС А.И. Березиным сохраняла в своих руках рычаги политического влияния вплоть до 1990 г. Реформирование политической системы здесь затянулось до 1995 г. и довольно четко подразделяется на три основных этапа.

На первом этапе – начало 1990 – конец 1991 г. – основной являлась задача отстранения от власти руководства обкома КПСС и дискредитации как Коммунистической партии в целом, так и партийных руководителей республики. Осуществление этой задачи происходило в условиях демократизации советского общества и было связано с проведением альтернативных выборов депутатов Верховных Советов РСФСР и МАССР в марте 1990 г. Впервые в высшие законодательные органы власти были выбраны депутаты, открыто выступавшие против КПСС. Если на выборах 1989 г. в Верховный Совет СССР из 15 победивших депутатов двое представляли демократические силы, то в 1990 г. из 10 депутатов Верховного Совета РСФСР – четверо, а из 175 депутатов Верховного Совета МАССР – 28. Избирательная кампания в республике сопровождалась многочисленными митингами, на которых сторонники движения «Демократическая Россия» требовали выражения недоверия руководству обкома КПСС, демократизации политической жизни в республике и осуществления демократических реформ.

Важнейшим направлением деятельности демократической фракции в Верховном Совете МАССР явилась борьба за отстранение А.И. Березина от руководства Верховным Советом, а в дальнейшем, после его добровольной отставки, – работа в комиссии Верховного Совета по законодательству, законности и правопорядку. Целью комиссии были выявление и предание гласности фактов нарушения законности и злоупотребления служебным положением руководителями партийных, советских и хозяйственных организаций. Параллельно с усилением агрессивности критики в адрес КПСС и падением ее авторитета в обществе в самой партии наблюдался постепенный переход на реформистские позиции части партийных чиновников.

На волне усиления центробежных тенденций в РФ Верховный Совет МАССР, где преобладали умеренно-консервативные настроения, начал в октябре 1990 г. обсуждение декларации о суверенитете Мордовии. Итогом обсуждения стало принятие Декларации о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики 7 декабря 1990 г., которая хотя и не провозглашала полную независимость республики от центра, увеличивала объем полномочий ее правительства.

Следующим шагом в направлении реформирования политической системы республики стало усиление исполнительной вертикали власти путем введения поста Президента МССР. В октябре 1991 г. Верховный Совет принял решение о назначении выборов Президента МССР, мотивируя его необходимостью укрепления порядка, дисциплины и ответственности должностных лиц за состояние дел.

Несмотря на различное отношение к введению поста Президента МССР, как сторонники «Демократической России», так и консервативное большинство Верховного Совета рассчитывали на усиление своих позиций в результате избрания на пост главы исполнительной власти «своего» кандидата. Одновременно соперничающие группировки признавали, что резкое ухудшение экономической ситуации в республике явилось следствием коллективной безответственности Верховного Совета и Совета Министров МССР. Пост Президента и вице-президента Мордовской АССР был утвержден 20 июля 1991 года, Указом Президента РФ.

В борьбе за пост Президента МССР приняли участие восемь кандидатов: Н.В. Бирюков – с 1990 г. – депутат Верховного Совета МАССР, после отставки А.И. Березина – Председатель Верховного Совета МАССР; П.Д. Грузнов – с апреля 1991 г. – заместитель Председателя Совета Министров МАССР; В.Д. Гуслянников – с 1990 г. – депутат Верховного Совета МАССР, лидер движения «Демократическая Россия», сопредседатель комиссии Верховного Совета по законодательству, законности и правопорядку; М.Ф. Ковшов – с 1991 г. – первый заместитель Председателя Совета Министров МАССР; Н.П. Макаркин – ректор МГУ им. Н.П. Огарева; Н.П. Медведев – с декабря 1990 г. – депутат Верховного Совета РСФСР, председатель комиссии по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям; Н.И. Меркушкин – с 1991 г. – председатель Фонда имущества Мордовии; С.Ф. Сорокин – в 1988 – 1990 гг. – ответственный работник комитета партийного контроля ЦК КПСС и ЦКК Компартии России.

Из восьми претендентов на пост главы исполнительной власти республики пятеро (Н.В. Бирюков, П.Д. Грузнов, М.Ф. Ковшов, Н.И. Меркушкин, С.Ф. Сорокин) были представителями партийно-хозяйственной номенклатуры; двое (Н.П. Макаркин и Н.П. Медведев) – сторонниками умеренных демократических реформ, депутатами Верховного Совета России, пользующимися поддержкой местной хозяйственной и политической элиты. Один кандидат (В.Д. Гуслянников) представлял демократическое движение республики, он не имел опыта аппаратной деятельности и хозяйственной работы, но обладал репутацией борца с привилегиями партийных функционеров и сторонника радикальных демократических реформ.

По итогам выборов 14 декабря 1991 г., а в них приняли участие 57, 7 % населения. Во второй тур, состоявшийся 21 декабря, вышли Н.В. Бирюков и В.Д. Гуслянников. В нем приняли участие 57, 4 % избирателей. За Бирюкова проголосовали 36, 3, за Гуcлянникова – 56, 3 %. Против всех высказались 6, 5 % избирателей.

Анализируя результаты выборов, можно отметить две основные тенденции: недоверие со стороны избирателей представителям бывшей партийной верхушки – чиновники, занимавшие в республике высшие руководящие посты, проиграли выборы кандидату, известному лишь своими популистскими выступлениями; нарастание разочарования населения не только в бывшем партийном руководстве, но и в реформах, осуществляемых российским правительством, – 42, 3 % избирателей в первом туре и 42, 6 % во втором не захотели воспользоваться своим конституционным правом выбора. (За Ельцина на выборах Президента России в Мордовии отдали свои голоса 61, 0 % избирателей, 82, 9 % приняли участие в выборах.)

Ключевые посты в новом правительстве заняли соратники В.Д. Гуслянникова по демократическому движению, преимущественно из числа городской инженерно-технической интеллигенции.

Таким образом, выборы Президента МССР завершили первый этап реформы политической системы в Мордовии. Результатами этого этапа стали отстранение от власти партийного руководства республики, а также резкое падение авторитета бывших партийных чиновников. В обстановке ухудшения экономической ситуации и резкого падения уровня жизни населения исполнительную власть республики возглавил человек, не имеющий опыта хозяйственного руководства и не обладающий навыками управления. В этих условиях дальнейшая борьба за власть становилась неизбежной.

8.2. Политические процессы в сфере реформирования государственной власти Мордовской ССР в начале 1992 – марте 1993 г.

Второй этап политической реформы в Мордовии охватывает начало 1992 – март 1993 г. Основное содержание этого этапа – объединение в Верховном Совете как противников реформ (во главе с Н.В. Бирюковым), так и сторонников (во главе с Н.И. Меркушкиным) с целью отстранения В.Д. Гуслянникова от реальных рычагов власти. Консолидации представителей бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры способствовала политика, проводимая президентом и его окружением. В промышленности правительство В.Д. Гуслянникова провозгласило курс на разгосударствление собственности, приватизацию, демонополизацию производства; в аграрной сфере – на приватизацию земли, реорганизацию хозяйств, отмену государственного заказа на закупку сельскохозяйственной продукции, продналога и закупочных цен, осуществление свободной торговли произведенной продукцией. Попытки осуществления программы реформ сделали очевидными незнание членами правительства специфики экономической и социальной структуры региона, политический идеализм, некомпетентность, неумение наладить работу с кадрами. Действия президента усиливали дезорганизацию производства и управления народным хозяйством, способствовали дальнейшему падению уровня жизни населения, криминализации общества, вели к обострению взаимоотношений главы исполнительной власти с Верховным Советом.

В декабре 1992 г. на 14-й сессии Верховного Совета МССР депутаты обсудили итоги экономического развития республики в 1992 г., признали деятельность правительства неудовлетворительной и приняли закон, согласно которому Президент МССР лишался реальных властных полномочий. Теперь назначение всех членов правительства должно было согласовываться президентом с Верховным Советом (ранее – только министров госбезопасности, внутренних дел, финансов и юстиции); была введена должность Председателя Совета Министров – главы правительства, предлагаемая президентом, но утверждаемая Верховным Советом; Верховный Совет получал право простым большинством голосов отправлять в отставку правительство в целом и его отдельных членов, создавать и ликвидировать министерства. В.Д. Гуслянников наложил вето на принятый законопроект и направил его на повторное обсуждение. Вследствие невозможности легитимного отрешения В.Д. Гуслянникова от должности в марте 1993 г. постановлением Верховного Совета МССР президентский пост в Мордовии был ликвидирован. Итак, не обладая необходимым опытом управления и хозяйственной деятельности, представители демократического движения не смогли закрепиться в высших эшелонах власти республики и стать основой новой политической элиты. После ликвидации поста Президента МССР и отставки членов его правительства представители бывшей партийной номенклатуры в значительной степени восстановили свое положение в структурах исполнительной власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал