Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции государства, классификация функций






Слово функция произошло от латинского functio, что значит осуществление, исполнение.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития[6, стр.107].

Понятие “функция государства” — одно из фундаментальных в теории государства, характеризующих деятельную его сторону. При этом оно является весьма сложным. Многие вопросы, связанные с ним, остаются нерешенными или их решение вызывает сомнения.

Иногда в юридической литературе встречаются отождествления понятий “функция государства” и “деятельность государства”, “функция государства” и “социальное назначение государства” и др. Однако категория “функция государства” (как, впрочем, и любое понятие) имеет право на существование лишь в том случае, если будет иметь свойственный лишь ей смысл. Поэтому раскрывая понятие “функция государства”, необходимо отграничить эту категорию от смежных понятий.

Необходимо отметить, что само понятие “функция” может иметь различные значения. В юридической литературе нет единства мнений в отношении понятия “функция государства”. Наиболее распространено понимание функции государства как основного (главного) направления его деятельности, в котором выражается сущность и социальное назначение государства. Так, Н.В. Черноголовкин в своей работе “Теория функций социалистического государства” отмечает следующее: “Разумеется, отдельные определения функций государства имеют особенности и различия в частностях. Однако они совпадают в главном — в понимании функций государства как основных направлений в содержании его деятельности, определяемых задачами государства”. Из данной формулировки следует, что деятельность государства “расчленяется на определенные стороны, направления, каналы, по которым “растекается” политика государства”.

При этом “правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций необходимо выявлять не все направления его деятельности, а только такие из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может”. Таким образом, подчеркивается, что термин “функция государства” обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

Есть и иные подходы к пониманию функции государства. При этом аргументация, почему не следует рассматривать функции государства как направления его деятельности, у разных исследователей неодинакова. Так, например, Д.Ю. Цивалидзе отмечает, что, если “функции — это только направления деятельности государства, то можно говорить лишь о сохранении или изменении этих направлений, но не о развитии функций”, а следовательно, “более правильно рассматривать функции государства как элементы содержания его многогранной деятельности”, ибо только при таком подходе, на его взгляд, уместно говорить о развитии функций государства. Однако при таком понимании фактически происходит отождествление функций государства с его деятельностью. Например, Л.И. Каск в своем труде “Функции и структура государства” утверждает, что при такой трактовке данного понятия “разница между функциями государства и его деятельностью в лучшем случае оказывается только количественной: функции — это хотя и основные (или главные) направления, но все-таки лишь направления деятельности государства. А если так, то вряд ли есть необходимость вводить в научный оборот новый термин, не имеющий качественно самостоятельного содержания”. После некоторых рассуждений Л.И. Каск приходит к выводу, что более правильной представляется “позиция тех авторов, которые под функциями государства понимают именно содержание его деятельности”.

Следует признать, что вышеуказанное отождествление действительно имеет место у некоторых авторов. Так, например, С.А. Комаров отмечает, что под функциями государства “подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности, государства; его практическая деятельность имеющая предметно-политический и социальный характер”. Однако предлагаемое Л.И. Каском понимание функции государства даже более сближает данную категорию с понятием “деятельность государства”, чем это имеет место при определении функции государства как направления его деятельности.

Ведь направление деятельности — это еще не сама деятельность, не ее содержание, а лишь направление, в рамках которого осуществляется деятельность государства.

Обращаясь к двум приведенным мнениям, можно сформулировать следующую проблему: под функцией государства следует понимать лишь направление его деятельности или содержание его деятельности в рамках определенного направления (то же, что и элементы содержания всей деятельности государства). Однако здесь возможен и третий вариант. К примеру, А.Б. Венгеров обращает внимание на то, что функцией государства являются “рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении…”.

Итак, при определении функции государства как основного направления его деятельности рассматриваемое понятие не утрачивает самостоятельного значения, оно сближается с понятием “деятельность государства”, но не отождествляется с ним. Тем не менее правильность такого определения функции государства вызывает сомнения.

Во-первых, при понимании функций государства лишь как направления его деятельности не представляется возможным говорить об их осуществлении. Так как нельзя осуществлять направление деятельности. Можно осуществлять деятельность в рамках направления.

Во-вторых, при таком понимании функций государства нельзя говорить об их реализации или не реализации еще и потому, что речь идет о направлении уже существующей деятельности. При данном подходе напрашивается вывод, с которым, навряд ли, можно согласиться: если государство не осуществляет деятельность в рамках определенного направления, которая объективно необходима и выражала бы его сущность и социальное назначение, то и нет соответствующей функции государства. Иными словами, нет деятельности — нет направления деятельности.

И, наконец, вызывает сомнения следующий момент. Как уже упоминалось выше, определяя данное понятие, как правило, указывают на то, что функция государства является основным (главным) направлением его деятельности. Тем самым пытаются подчеркнуть, что не любое направление деятельности государства является его функцией, а лишь кардинальное, узловое. Кроме того, категории “основные”, “главные” имеют слишком оценочный характер и делают определение функции государства недостаточно четким.

Следствием этого является невозможность более или менее объективного выделения конкретных функций государства. Данный факт не отрицается и сторонниками рассматриваемого определения. Так А.Ф. Черданцев, трактуя функцию государства как главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение, затем справедливо отмечает: “Признание того или иного направления деятельности государства в качестве главного или не очень главного зависит от оценок самого исследователя, который занимается проблемой функций государства. Этим объясняется то обстоятельство, что в разных источниках, в том числе и в учебниках, дается разный перечень функций государства”.

В научной литературе можно также обнаружить попытки рассматривать функцию государства как сторону его социального назначения либо попросту отождествить их. Так, например, И.С. Самощенко предложил рассматривать функцию государства как “его социальное назначение внутри и вне страны”. В этом случае уже возможно говорить об осуществлении или неосуществлении той или иной функции государства, подчеркивая ее потенциальный характер, но согласиться с таким пониманием рассматриваемой категории, на наш взгляд, также нельзя. Конечно же, социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у него тех или иных функций. Однако, функции государства не сводятся к социальному назначению и не являются простой его “проекцией” или стороной. В самом деле, функции государства имеют определенную степень независимости от его социального назначения. Государство может осуществлять и несвойственные для него функции, то есть делать то, для чего оно изначально не предназначено. Данное обстоятельство обусловлено тем, что функции государства зависят от реальных условий его существования, ибо государство — это динамическая система, осуществляющая управление обществом в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. При этом под условиями функционирования государства следует понимать совокупность внутренних и внешних факторов. “В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и вне его. Причем, воздействие указанных факторов может быть как положительным, способствующим прогрессивным преобразованиям в обществе, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования”. Именно условия функционирования государства, преломляясь через его сущность и социальное назначение, а также воздействуя на них, вызывают к жизни задачи, стоящие перед ним. Последние же, в свою очередь, порождают необходимость осуществления соответствующих функций государства.

Именно обусловленность функции или функций государства объективно стоящими перед ним задачами, порожденными необходимостью государства реагировать на факторы внутренней и внешней среды, позволяют выделить в рассматриваемом понятии такую черту, как объективность. Задачи, стоящие перед государством, имеют объективный характер, их нерешение или неудовлетворительное решение должно неизбежно привести к неблагоприятным для государства последствиям (в то же время следует заметить, что восприятие, формулирование и решение задач, стоящих перед государством, сильно подвержено субъективному фактору). Другой важной чертой является динамизм. Изменение условий существования государства влечет изменение задач, стоящих перед ним, а это, в свою очередь, приводит к возникновению, изменению или исчезновению тех или иных функций государства.

Ряд ученых, например, Л.И. Загайнов, Н.В. Черноголовкин, пытаются решить проблему определения понятия “функция государства”, указав на двойственную его природу: с одной стороны, — это способность к определенной деятельности (потенциальное), а с другой, — реализация данной способности (реализация потенциального). Такое решение позволяет совместить в понятии “функция государства” и потенциальный момент, и реальную деятельность государства. При этом такой дуализм, безусловно, должен найти отражение в определении данного понятия. Формулируя понятие “функция государства”, и Л.И Загайнов, и Н.В. Черноголовкин пытаются отразить оба указанные момента, определяя ее и как направление, и как сторону деятельности государства. Это представляется неудачным, так как не совсем ясно в чем принципиальное различие между направлениями и сторонами деятельности государства. Тем более, что в юридической науке, посвященной рассматриваемой проблеме, существует спор по поводу того, что из них лучше позволяет отграничить функцию государства от его деятельности[5, стр.13].

Таким образом, выделим наиболее существенные признаки функций государства:

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность.

Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

В связи с тем что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Основания (критерии) такой классификации:

во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;

во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные и неосновные.

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Разумеется, то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они как бы «лежат на поверхности», выражаются непосредственно и со всей определенностью. В других же – они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с другой – экономическая, социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный, собирательный характер, всегда требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сферах экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии, обеспечения мира и поддержания мирового порядка и т.д.).

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду умалить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов. От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства. Рассмотрение понятия основных функций государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами деятельности.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства[6, стр.105-113].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал