Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тоталитарный и авторитарный политические режимы: понятие, сходства и различия






Одним из наиболее распространенных в истории народов и государств типов политической системы является авторитаризм. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитаризм (от латинского «авторитас» - власть, влияние) как научное понятие стал занимать важное место при анализе современных политических режимов. Актуальность исследования данной категории, прежде всего, объясняется характером современной эпохи - перехода от тоталитарных и авторитарных режимов к демократическому государству. Пристальное внимание вызвано также провозглашением демократии всеми странами бывшего социалистического лагеря при отсутствии реальных основ демократии, конституционном формальном закреплении ряда демократических принципов и наличии в превращённом состоянии практически всех признаков авторитаризма в широчайшем диапазоне их проявления.

Международная организация «Freedom Hause» («Дом Свободы») в 1992 году исследовала 186 стран мира и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав и свобод человека - важнейшего критерия демократии - 75 стран мира являются «свободными», 73 - «частично свободными» и 38 - «несвободными». Российская система управления вместе со всеми несвободными и большинством «частично свободных» стран классифицирована как авторитарный режим, имеющий массу разновидностей. В данной связи чрезвычайно актуален вопрос об их сущности, характерных чертах и основных формах. Поскольку демократия провозглашена в российской конституции в качестве цели и данности, а переход к ней от тоталитаризма осуществляется уже не одно десятилетие, то, на наш взгляд, рассмотреть основные черты и отличия авторитаризма и тоталитаризма весьма актуально. Оба этих недемократических режима сходны формой осуществления политической власти - авторитарной.

Опыт ушедшего XX в. убедительно свидетельствует, что значимость идеологии существенно возрастает в условиях тоталитарных политических режимов. По мнению зарубежных и отечественных специалистов (К. Фридрих, Зб. Бжезинский, Х. Арендт, Р. Арон, К.С. Гаджиев, А.В. Гусев, А.П. Цыганков и др.), идеология выступает мотивационной основой проводимой этими режимами политики. Будучи детально разработанной, охватывая все стороны человеческого бытия, полностью отрицая ранее существовавший порядок, официальная идеология обеспечивает тотальную мобилизацию масс, сплоченность индивидов для построения нового мира. Однако этим специфика идеологий, существующих в условиях тоталитарных режимов, не ограничивается. В чем же она конкретно выражается? Этот вопрос заслуживает более обстоятельного рассмотрения.

Пожалуй, первой отличительной чертой любой тоталитарной идеологии является ее формализованность, сопряженная с фиксацией ключевых положений в программах, уставных документах политических партий и других общественных объединений, трудах их харизматичныхлидеров. Эти идеологи в последующем зачастую определяют направленность государственной политики. Так, основные постулаты идеологии итальянского фашизма получили закрепление в " Доктрине фашизма", авторство которой приписывается Б. Муссолини. Не менее показательна и судьба книги А. Гитлера " Майн Кампф" (" Моя борьба"), которая призывает немцев к борьбе за чистоту арийской расы и освобождение для нее жизненного пространства посредством уничтожения неполноценных народов. Она выдавалась бесплатно в качестве обязательной литературы не только " товарищам по партии", но и с 1936 г. молодоженам при бракосочетании вместо Библии. Министерство пропаганды Германии, во главе с Й. Геббельсом, провело беспрецедентную работу по внедрению изложенных в книге идей в сознание немцев. Результатом этого стала массовая поддержка провозглашаемых национал-социализмом ценностей.

Вторая отличительная черта тоталитарной идеологии проявляется в том, что она претендует на монопольное обладание истиной, признание своей уникальности как единственно верной системы взглядов. Обосновывая исключительность тоталитарной идеологии, ее апологеты настаивают на подлинно научной природе основных ее постулатов. Как отмечает Х. Арендт, берется одна теория - классовая, как у коммунистов, или расовая, как у нацистов, и из нее выводится все: философия, история, политика и т.д. Одна из идей принимается за аксиому, и с помощью формальной логики делаются всеобъемлющие выводы, которые начинают " существовать" якобы в форме объективных законов. В последующем тезис о подлинной научности тоталитарных идеологий нередко служит основанием для проведения государством политики идеологического монизма, отвержения, а затем преследования иных идеологических систем и их носителей.

Третья отличительная черта любой тоталитарной идеологии связана с особенностями целеполагания. Эти идеологии стараются объяснить всю действительность в категориях единой универсальной цели существования человека, общества, государства. Сконструированные на ее основе политические ориентации, принципы активно и настойчиво внедряются в массовое сознание. Как справедливо подчеркивается в научной литературе, " эти установки призваны обосновать и объяснить реальную действительность в терминах этой цели, преодолеть препятствия на пути к ней, для чего используются все средства. Все, что не согласуется с единомыслием в отношении данной цели, предается анафеме и ликвидируется".

Отсюда четвертая особенность тоталитарных идеологий - их агрессивность. Лозунг " цель оправдывает средства" зачастую становится главным моральным принципом и не только в отношениях власти и человека, но и в отношениях между индивидами. Ни совесть, ни какие-либо другие сдерживающие факторы не ограничивают поступки людей, если эти поступки совершаются для " блага общества" или для достижения цели, поставленной руководством. А при решении стратегически значимых задач режим нередко прибегает к открытому насилию и террору.

Пятая особенность тоталитарных идеологий заключается в обосновании необходимости трансформации человека в соответствии с господствующими идеологами, конструировании нового типа личности с особой ментальностью, поведенческими и интеллектуальными характеристиками, подавлении личностных начал и критичности у граждан. В этой связи Дж. Оруэлл отмечал, что " контроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но и конструктивные. Не просто возбраняется выразить - даже допустить - определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать, создается идеология, которая должна быть принята личностью, норовят управлять ее эмоциями и навязывать ей образ мысли и поведения. Она изолируется, насколько возможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть ее в искусственной среде, лишив возможности сопоставления". Тоталитарная идеология стремится максимально заполнить внутреннее, духовное пространство каждого человека. При этом обеспечивается унификация людей, их солидарность, единодушие оценок и воззрений, необходимая массовая поддержка тоталитарных режимов.

Следующая особенность тоталитарных идеологий проявляется в приоритете коллективных ценностей над индивидуальными. Интересы общества, государства, социальных групп изначально поставлены выше, чем интересы индивида. Как отмечают критики тоталитарных режимов, " настоящими гражданами могут считаться только те, чьи цели совпадают с целями общества. Из этого неизбежно следует, что человека можно уважать лишь как члена группы, т.е. лишь постольку и в той мере, в какой он способствует осуществлению общепризнанных целей. Этим, а не тем, что он человек, определяется его человеческое достоинство".

Седьмая особенность любой тоталитарной идеологии связана с тем, что она обладает очевидным сходством с религией, благодаря чему облегчается восприятие идеологии населением. " Там, где религиозная вера дает слабину, где она начинает терять свое влияние и свои позиции, - отмечает Э.А. Поздняков, - тут же в образовавшиеся в ней трещины начинает проникать светская идеология. Она составляет основу нравственных ценностей для многих миллионов людей, утративших веру в религиозные идеалы или никогда в них не веровавших. В то же время там, где религиозная вера институционализируется - а это рано или поздно происходит со всякой религией, - она сама начинает трансформироваться сначала в религиозную, а затем в разнообразные светские идеологии".

Религиозные доктрины и тоталитарные идеологии различаются предметом веры. В первом случае предметом выступает рационально-космическая утопия " царствия Божьего на небе", идеи бессмертия человеческой души, равенства и свободы в Боге. Предметом веры в рамках тоталитарных идеологий являются рационально-утилитарные утопии, идея создания царства справедливости на земле мирскими способами и средствами.

Тоталитаризм превращает свою идеологию в своеобразную мифологию. В этом заключается восьмая особенность такой идеологии. Миф несет в себе определенные эмоции, настроения, чаяния, надежды, проникнут вполне определенным миросозерцанием. Как отмечается в научной литературе, мифологемы как важная составляющая тоталитарной идеологии " требуют, чтобы в них верили безоговорочно, принимали как должное, без рассуждений. Для мифологических образов и символов характерна высокая степень эмоциональной насыщенности. Они вызывают у человека не размышления, а смешанное чувство любви и страха, обожания и ужаса...". Тоталитарная мифология не стремится дать объективную оценку реалий, окружающих человека, порой намеренно искажая картину происходящих в обществе событий. Она призвана управлять индивидуальным и коллективным сознанием, поведением человеческих масс.

 

Таким образом, различия между авторитаризмом и тоталитаризмом заключаются в том, что авторитарный режим основан на личности диктатора; такой режим часто рушится или серьезно меняется со смертью главы государства; тоталитаризм не так сильно связан с личностью лидера, власть при тоталитарном режиме находится в руках правящей элиты, которая назначает лидеров и формулирует идеологию. Тоталитарный режим тяготеет ко всеобщему контролю над жизнью граждан, к подавлению инакомыслия. При авторитарном режиме, который основан на личности лидера, формальная идеология может отсутствовать (при тоталитаризме идеология есть всегда), формальные процедуры, придающие легитимность власти, при авторитаризме не имеют почти никакого значения (харизма диктатора – вот критерий легитимности), тогда как такие процедуры допускаются при тоталитарном режиме.

Эти режимы причудливым образом переплетаются в контексте своих признаков, это вызвано тем фактом, что недемократические режимы, при попытке классификации и типологии которых были введены термины " авторитаризм" и " тоталитаризм", – отличаются в разных регионах мира.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал