Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ № 5.






1. Этапы речевого развития ребёнка в онтогенезе. Сензитивные периоды речевого развития и критические периоды в развитии речевой функции.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-подгот-й (с момента рожд. реб. До1 г.): крик и плач, развитие 3 отд реч-го аппарата- дых-го, голос-го, артик-го, реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.2-3 мес., 6 мес. отд. слоги. 7-9 м.повт. за взрослым, 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего), появляются первые слова. 2-преддошкольный 1-3) повт., произносит слова, путает зв., переставляет их местами, искажает, опускает. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства жестами, мимикой, накопление словаря, к 1г 6мес.10-15 слов;
к концу 2-го года-300 слов; к 3 годам-около 1000 слов.
3-дошкольный (3-7).неправильное звукопроизн-е свистящих, шипящих, сонорных зв. р и л, реже- дефекты смягчения, озвончения и йотации. формируется фонематическое восприятие, увеличение словарного запаса
4-школьный (7-17) сознательное усвоение, зв. анализ, грамматика, пис.речь.

Сенситивный период развития речи

 

от 0 до 6 лет, В возрасте от 0 до 4, 5 месяца: реб. уже ощущает речь как особенное, смотрит на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит-проблемы со слухом, подраж. зв. пузыри из слюней-тренировки мышц реч-го аппарата; около 1г.: сознательно первое слово.Он хочет говорить, но пока не может.1, 5 лет: выражает чувства, желания. «приятно — неприятно» вместо «правильно — неправильно. 2, 5–3 разговаривает сам с собой, постепенно монологи становятся внутренними.3, 5–4употребляет речь целенаправленно и осознанно, с помощью речи он решает свои проблемы интересуются символическим обозначением звуков — буквами, обводят, пишут отд. слова.около 5 самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика ре­чевого развития. Поскольку процесс письма — это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции. 1 (1-2 г.), когда формируются предпосылки речи-речевое развитие, потребность в общении, интенсивное развитие корковых реч-х зон, Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
2. (3г.), связная речь, переход от ситуационной речи к контекстной, согласованность в работе ЦНС (речедвигательного механизма, вним., памяти), рассогласованность в ЦНС, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к - упрямство, негативизм и т. д Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого разв., отказывается от реч-го общения.
Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В литературе они иногда обозначаются как эволютивные, т. е. связанные с возрастной фазой развития: например, «эволюционное заикание».
3.(6-7 л)-разв. пис. Речи, нагрузка на ЦНС. «срывы», заикание.
Критич. периоды разв.могут иметь как самост-е значение, так и сочетаться с др. неблагоприятными факторами-генетическими, общей ослабленностью реб., дисфункцией ЦНС.

2. Дифференциальная диагностика дизартрии от других нарушений речи (стертой дизартрии и дислалии; дизартрии и алалии).

Диз.-наруш. произносит-й стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации реч-го аппарата, нарушение звукопроизнос-й и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением ЦНС и периферич-й НС, расстройства артик-ии, голосообраз-я, темпа, ритма и интонации речи.Звукопроиз-я зависят от хар-ра и тяжести поражения нНС. В легких случаях искажения зв, «смазанная речь», тяжелых искажения, замены и пропуски зв., страдает темп, выраз-ть, невнятно.При тяжелых пораж. ЦНС речь невозможна-паралич речедвигат-х мышц (анартрией). Дизартрические нарушения речи в любом возрасте, при различных органических пораж-х мозга (опухоль), которые у взрослых имеют более выраженный очаговый хар-р. У детей при поражением НСплода и новорожд-го.Набл. при: дцп, уо(лёгкая степень), зпр, с min мозговой дисфункцией, онр, ффн, др группы.Стёртая дизартрия-самая лёг. степень- расстройства фонетических и просодических компонентах речи, явл. Распростр-й и трудно поддающейся коррекции произносительной стороны.Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии.

 

Дислалия Дизартрия
1. У соматически ослабленных детей. Органики нет. 1. Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)
2. Неврологическая симптоматика отсутствует. 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.
3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. 4 Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.
5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный. 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
6. Речевая активность повышена 6. Речевая активность снижена.
7. К своему дефекту критичен. 7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».
8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи. 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.
10. Сон спокойный без ночных страхов и сновидений. 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
11. Диафрагмально-речевое дыхание в норме. 11. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано
12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное. 12. Поведение неровное, часты смены настроения.
13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.). 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.
14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой 14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой

Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию

Произношение звуков у детей с алалией Произношение звуков у детей с дизартрией
1. Общая характеристика произношения звуков
1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма. 2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. 3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски. 5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков 1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма. 2) Преимущественно характерны фонетические нарушения. 3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков
2. Искажения звуков
1) Искажение небольшого количества звуков. 2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. 3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции 1) Искажение большого количества звуков. 2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение
3. Замены звуков
1) Замены артикуляторно сложных звуков. 2) Непостоянные замены звука. 3) Разнообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно часты 1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. 2) Постоянные замены звука. 3) Однообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно редки
4. Пропуски звуков
1) Непостоянные пропуски. 2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков 1) Постоянные пропуски. 2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков  
     

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал