Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.






Иностранным гражданином является физическое лицо, не яв­ляющееся Гражданином РФ и имеющее гражданство иного государства. Документами, удостоверяющими лич­ность иностранного гражданина в Российской Федераций, явля­ются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соот­ветствии с международным договором Российской Федерации.

Лицом без гражданства является граж­данин РФ и не имеющий доказательства наличия граж­данства иностранного государства.

Правовой статуе иностранных граждан и лиц без гражданства имеет единую основу. Он определяется Конституцией: рф (ст. 62 и 63) и конкретизирующими ее содержание нормами Фе­дерального «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федераций». В п. 2 ст. 2 данного Закона сказано, что термин «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лиц. без гражданства», кроме случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

По критерию правомерности пребывания на территории Рос­сийской Федерации иностранных граждан можно классифицировать на законно и незаконно находящихся на территории РФ.

Законно находящийся в Российском Федерации иностранный граждан - это лицо, имеющее дейст­вительный вид на жительство, разрешение на временное проживание, визу либо иные предусмотренные федеральным зако­ном иди международным договором Российской Федерации документ, подтверждающие. его права на пребывание и проживание в Российской Федерации.

Если указанные документы у лица отсутствуют, он считается иностранным гражданином, незаконно находящимся на территории Российской Федерации и может быть выдворен с территории Российской Федерации в административном порядке. В течение: одного года со дня выдворения он не может въезжать на территорию Российской Федерации.

Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в тече­ние трех рабочих дней со дня прибытия в Россию в территори­альном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, — в Федеральной ми­грационной службе. Регистрация иностранного гражданина производится по письменному заявлению, поданному лично или через приглашающую организацию по месту его пребыва­ния в России при наличии миграционной карты, имеющей от­метку органа пограничного контроля о въезде в Россию, и До­кумента, удостоверяющего его личность.

Регистрации не подлежат главы иностранных государств; главы правительств иностранных государств; члены парламент­ских и правительственных делегаций; руководители междуна­родных организаций, въехавшие в Россию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов го­сударственной власти субъектов РФ, а также члены семей ука­занных лиц; иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней; иностранные граж­дане — моряки, являющиеся членами прибывших в Россий­скую Федерацию с официальным визитом либо с деловым за­ходом экипажей военных кораблей, и т. п.

Временно и постоянно проживающие в Российской Федера­ции иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перереги­страцию по месту своего жительства. В случае схода на берег иностранных граждан — моряков, являющихся членами экипа­жей невоенных судов иностранных государств и временного пре­бывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или порто­вого города в течение более 24 часов, их регистрация произво­дится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа по­граничного контроля о въезде в Российскую Федерацию.

В зависимости от времени и состояния проживания на терри­тории Российской Федерации иностранных граждан подразделя­ют на четыре категории:

· временно пребывающие;

· временно проживающие;

· постоянно проживающие;

· лица, получившие политическое убежище.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Рос­сийской Федерации зависит от срока действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федера­цию в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток, кроме случаев, предусмотренных Законом «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции». В числе таких обстоятельств:

· срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда ино­странного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного граж­данина в Российской Федерации принимается территориаль­ным: органом федерального органа исполнительной власти, ве­дающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте;

· срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федера­цию и поступающего на военную службу по контракту, уста­навливается в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 5, 6 ст. 5).

Временно пребывающий в Российской Федерации ино­странный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока окончания трудо­вого договора или военного контракта.

Временное проживание иностранного гражданина на террито­рии РФ возможно на основе разрешения, выданного в пределах квоты, утвержденной Правительст­вом РФ. Срок действия разрешении на временное проживание составляет три года. Квота ежегодно утверждается Правительст­вом РФ по предложениям исполнительных органов государст­венной власти субъектов РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разреше­ние на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

· уродившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

· признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособ­ных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

· имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

· состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;

· осуществившему инвестиции в Российскую Федерацию в размере, установленном Правительством РФ;

· поступившему на военную службу, на срок его военной службы.

Постоянное проживание иностранного гражданина в Россий­ской Федерации возможно на основании вида на жительство, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. До получения вида на жительство иностранный гражданин обя­зан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жи­тельство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жи­тельство не ограничено. Разрешение на временное пребывание и постоянное проживание иностранному гражданину не выда­ется, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

· выступает за насильственное изменение основ конституци­онного строя Российской Федерации, иными действиями созда­ет угрозу безопасности Российской Федерации или граждан РФ;

· финансирует, планирует террористические (экстремист­ские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

· в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заяв­ления о выдаче разрешения на временное пребывание, подвер­гался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

· представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

· осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

· имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

· неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

· не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

· по истечении трех лет со дня выезда не имеет в РФ жилого помещения на основании предусмотренных законодательством РФ;

· выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

· находился за пределами РФ более 6 месяцев;

· заключил брак с гражданином РФ. послуживший основанием для разрешения на временное проживание, и этот брак был признан судом недействительным;

· является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих;

· прибыл в РФ в порядке, не требующем получение визы, и не предоставил в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также серти­фикат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также свиде­тельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе — в течение одного го­да со дня его въезда в Российскую Федерацию.

Особой категорией иностранных граждан и лиц без граж­данства являются представители этих категорий лиц, получив­шие политическое убежище.

Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О тер­риториальном убежище» от 14 декабря 1967 г. убежище, пре­доставляемое каким-либо государством в осуществлении своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться други­ми государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении ко­торого существуют серьезные основания полагать, что оно со­вершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международ­ных актов, которые были выработаны для того, чтобы преду­смотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка ос­нований для предоставления убежища лежит на предоставляю­щем это убежище государстве.

К вышеназванным лицам не должны применяться такие ме­ры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежища, высылка или принудительное возвращение в какую-либо стра­ну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исклю­чение допускается лишь по имеющим решающее значение со­ображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Рос­сийской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых ё совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Для иностранных граждан и лиц без гражданства может быть установлен национальный режим, режим наибольшего; благоприятствования и специальный режим, определяющий их правовое положение на территории страны.

Конституция РФ закрепляет национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, предполагающий, что они пользоваться в Российской Федерации правами и несут обязан­ности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62),

 

Режим наибольшего благоприятствования на территории РФ предоставляется гражданам Республики Бе­ларусь. В рамках сообщества России и Беларуси приняты специ­альные акты о равных правах в сферах образования, медицин­ской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий. Гражданам РФ и Беларуси предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые по­мещения на территории этих государств.

Специальный режим означает предоставление отдельных прав для определенных групп иностранных граждан в соответствии с законодательством или международным договором. Такой ре­жим в РФ имеют граждане Казахстана, постоянно проживающие на территории РФ. На них не распространяются ограничения в правах или допол­нительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Они имеют право участвовать в приватизации наравне с граж­данами РФ.

Национальный режим исключает право иностранных граж­дан избирать и быть избранными в федеральные органы госу­дарственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ. Вместе с тем постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными закона­ми, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме,

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Они могут по­ступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие Войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персо­нала в соответствии с федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации.

Право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ иностранные граждане могут реализовать на основании выданных или оформленных в установленном законом порядке документов. Вместе с тем фе­деральный закон ограничивает передвижение иностранных граждан на ряде территорий, организаций и объектов, перечень, которых утверждается Правительством РФ.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию из­менять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанно­го субъекта РФ.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений ино­странных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Рос­сийской Федерации иностранным журналистам право на сво­боду передвижения в пределах Российской Федерации предо­ставляется на основе принципа взаимности, за исключением вышеизложенных ограничений.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распо­ряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятель­ности и профессию, а также правом на свободное использова­ние своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ряда ограничений, установленных федеральным зако­ном.

Иностранный гражданин не имеет права:

· находиться на муниципальной службе;

· замещать должности в составе экипажа, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

· быть членом экипажа военного корабля Российской Фе­дерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экс­периментальной авиации;

· быть командиром воздушного судна гражданской авиа­ции;

· быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организа­ций утверждается Правительством РФ;

· заниматься иной деятельностью и замещать иные должно­сти, допуск иностранных граждан к которым ограничен феде­ральным законом.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ иностранные граждане и лица без гражданства в случае нарушения прав и свобод имеют возможность её за­щиты, в том числе посредством конституционного судопроиз­водства.

В силу ч. 2 ст. 22 Конституции РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории Рос­сийской Федерации, в случае выдворения из Российской Феде­рации в принудительном порядке могут быть до судебного ре­шения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для вы­дворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение и вы­дворении не может быть исполнено.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал