Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль государства в политической системе социума






 

Стержнем и основой политической системы является государство. Анализ первого вопроса следует начать с выяснения понятия государства и его природы. Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся и стоящая над общества организация, которая осуществляет суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественное отношения, выступая вместе с тем как официальный представитель всего общества.

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство, власть и политика - вполне естественно отождествляются.

Общая теория о государстве возникла в конце XIX в. Признаки государства рассматривались в так называемой «теории трех элементов», согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория и государственная власть. Необходимо показать причины возникновения государства и охарактеризовать исторические рубежи его развития. История становления государства -сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций, общественно-экономических формаций и другими факторами. Важнейшими признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия.

Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распространение власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховенство, независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное применение принуждения (насилия); 4) право окончательного, решения всех спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению общественными делами.

Суверенитет - независимость и признание государственной власти в качестве выразителя общей, народной воли во внутриполитической и международной политической деятельности и отношениях. Государственный суверенитет выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определенной территории. Исходя из мировой практики можно выделить следующие основополагающие предпосылки государственного суверенитета: суверенитет только и исключительно характеризует государственность, подчеркивая ее отличия от других общественных явлений, суверенитет связан с волей народов, населения, с государственно оформленной территорией, суверенитет является объективной реальностью, не требующей чьего-либо юридического утверждения. Принцип государственного суверенитета означает признание за государством права воплощения единого порядка, права пресечения анархии, исключительной монополии государства на применение насилия в случае невыполнения законов, независимость государственных структур относительно любых негосударственных образований и лиц, верховенство закона в регулировании всех отношений, самостоятельность внешнеполитического курса государства.

Механизм государства составляет комплекс специальных органов, основными из которых являются органы государственной власти, органы государственного управления, надзорно-контрольные инстанции; судебные органы; органы охраны общественного порядка; вооруженные силы и госбезопасность.

Внутренними функциями государства являются социальная, экономическая, хозяйственно-организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности. Внешние функции - это защита национальных интересов своего государства; уважение национальных интересов других стран; налаживание сотрудничества с другими странами; обеспечение безопасности народов, поддержание мира и др. Существование государства, проявление этих и других признаков представляют собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для государства любого типа. Функции государства составляют меру свободы человека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем и насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только от их собственных усилий.

Функции демократического государства должны принципиально отвергать две крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его деятельности. Государство сильно благополучием своих граждан, а не унификацией их бедности.

Функции государства и его органов, апробированные на практике в развитых странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не решает непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные сферы жизни общества через законы, координирует, контролирует, помогает, определяет ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее для государства - выявление потребностей людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль производства вкладываются деньги, а результат деятельности приносит пользу как производителям, так и потребителям, В подобной социально-ориентированной экономике функции государственных органов состоят не в обладании собственностью, а в управлении общественными процессами, оказании помощи людям, организациям, т.е. в создании условий нормального существования. При этом распределительные механизмы выключены из государственной политики. Каждый государственный орган занимается своим делом, стимулируя и координируя деятельность производителей и потребителей.

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений позволяют классифицировать разные виды государств, построить их типологию.

По форме правления выделяют монархии и республики. Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские), дуалистические. В абсолютных монархиях монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных монархиях власть монарха ограничена представительным органом власти - парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент.

Республики существуют трех типов: парламентские (Италия, Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика, Бразилия. Аргентина) и смешанные (Франция).

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента.

В президентских республиках и парламент и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет. Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В смешанных республиках президент, избираемый народом, своими значительными полномочиями на практике не пользуется, а система функционирует в основном по парламентскому типу.

По типу государственно-территориального устройства различают государства унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство отличается внутренним единообразием. Все держится на одной оси: правительство, территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право, единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у административно-территориальных единиц.

Вместе с тем в ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Федеративное государство представляет собой союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. При федеративном устройстве территория государства не является единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации - это государственно-правовые объединения.

Государство в политической системе занимает центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское согласие, государство взаимодействует с другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способность к развитию.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал