Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические основы обучения лазанию по канату в 5-м классе






Принцип доступности при обучении пятиклассников лазанию по канату реализовывается:

а) правильным выбором упражнений для изучения в соответствии со способностями пятиклассников;

б) применением подводящих и подготовительных упражнений, приспособлений и тренажерных устройств, облегчающих овладение учебным материалом;

в) своевременным развитием способностей, необходимых для успешного овладения намечаемыми упражнениями и программным материалом в целом;

г) надежной страховкой, своевременной и в меру оказанной помощью.

При обучении лазанью по канату применялись следующие методы:

а) целостный метод − при обучении легким упражнениям (лазанью в смешанных упорах и висах на гимнастической скамейке и стенке);

б) метод расчленения, когда при лазанье по канату раздельно обучали сначала захвату каната ногами в положении седа на гимнастической скамейке, затем вису на канате и далее приему лазанья в целом;

в) метод подводящих упражнений, когда обучали приему лазанья в облегченных, а затем в более сложных условиях (лазанью по канату с опорой ногами о гимнастическую стенку или по канату с узлами для опоры ногами, а затем лазанью в обычных условиях).

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.

Учитывая большую нагрузку на органы дыхания при лазанье в простом висе к этим упражнениям переходили очень осторожно: шире использовать разнообразные упражнения в лазанье в смешанном висе и упоре, при проведении которых значительно легче регулировать физиологическую нагрузку.

Ж. К. Холодов подчёркивает, что «на каждом этапе физического воспитания доступность определяется, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей» [16, с. 98].

Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Мы распределяли изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия.

Например, научить лазанью по канату в три приема на одном уроке довольно сложно. Поэтому такая задача решалась в серии уроков. А вот задача научить правильному захвату каната ногами решалась в течение одного урока.

Обучению лазанию по канату предшествовало обучение лазанию по гимнастической стенке, подтягивание в висе лёжа на скамейке и в висе на гимнастической стенке, и т.д.

М.А. Черевков отмечает, что «поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и годичных периодов времени и другими путями» [17, с. 28].

Упражнения в лазанье очень эмоциональны, поэтому они проводились в форме игр и соревнований. Страховка здесь необходима, особенно тогда, когда упражнения в лазанье выполняются на большой высоте.

Дидактические процессы были организованы по группам, комплектуемым по определенным критериям с последующим дифференцированием педагогических воздействий. Такая дифференциация должна быть по каждому блоку содержания образования: знаниям, двигательным навыкам и умениям, показателям развития двигательных качеств применительно к виду физкультурной деятельности. При дифференцировании педагогических воздействий в учебном классе были неформально выделены группы сильных, средних и слабых учащихся, но эти группы носили временный и условный характер. Учитель оказывал педагогическое воздействие и на сильных, и на средних, и на слабых учащихся.

Лазанье выполнялось в смешанном висе и в висе на одних руках. На занятиях чередовались эти способы, учитывая их преимущественное воздействие на мышцы рук и плечевого пояса или ног. Кроме того, при лазанье в смешанном висе значительно улучшаются условия для дыхания.

При обучении лазанию по канату использовались три способа лазанья в смешанном висе по вертикальному канату: лазанье в висе на согнутых руках и лазанье в три и два приема.

Лазанье в три приема.

И. п. − вис на прямых руках.

1 − согнуть ноги вперед и захватить канат стопами (подъемом одной и пяткой другой ноги). Можно закреплять канат петлей. В этом случае он должен проходить снаружи бедра и голени одной ноги и прижиматься внутренней частью стопы (способ захвата каната зависит от его жесткости и толщины: тонкий и мягкий канат можно захватывать петлей).

2 − не ослабляя захвата ногами, разогнуть их (отталкиваясь) и согнуть руки.

3 − поочередно перехватить руки вверх и принять и. п., не отпуская захвата каната ногами.

При обучении этому способу лазанья целесообразно хорошо усвоить приемы лазанья на вертикальной лестнице. Для облегчения усвоения приемов лазанья на канате использовались следующие упражнения:

1. Вис на канате на прямых руках и раскачивание в висе (вис после толчка ногами или небольшого разбега).

2. Разучивание захвата ногами, сидя на скамейке.

3. Захват ногами каната в положении виса на прямых руках.

4. Из виса сидя на полу ноги врозь подтягиваясь и опираясь пятками о пол, вис лежа на согнутых руках.

Лазанье в два приема. Существует два варианта лазанья по канату в два приема.

Первый вариант.

И. п. − вис на прямой руке, другая рука держит канат на уровне подбородка.

1 − сгибая ноги вперед, захватить канат, как при лазанье в три приема.

2 − разгибая ноги (отталкиваясь), подтянуться на одной руке, а другой перехватить канат вверху.

Второй вариант.

И. п. − вис на прямых руках.

1 − подтягиваясь на руках, согнуть ноги и захватить ими канат.

2 − разгибая ноги (отталкиваясь), перехватить канат руками, т. е. перейти в вис на прямых руках.

Этот способ лазанья координационно не сложен, поэтому при достаточной физической силе овладеть им несложно.

Кроме основных способов использовалось лазанье по канату, опираясь о стенку, лазанье по двум канатам − руками по одному, ногами по другому или одна рука на одном, другая на другом, а ноги захватывают один или два каната сразу.

Лазанье в простом висе. Упражнения выполняются на гимнастической стенке лицом к ней, по наклонно поставленной лестнице, по канату или шесту с поочередными или одновременными перехватами руками. Широко используется лазанье по канату на одних руках в том числе в положении «угла» и виса согнувшись в специальной физической подготовке многих спортивных специализаций.

Лазанье по канату и шесту выполнялось на согнутых руках поочередными перехватами. Причем чем выше занимающийся перехватит руку, тем больше будет нагрузка на руку.

В начальной стадии обучения лазанью в простом висе использовался подъем с помощью ног, а опускание на одних руках.

Обращалось внимание занимающихся на недопустимость «скольжения» вниз по канату, так как это может привести к серьезной травме.

Лазанье с остановками. При лазанье с остановками занимающийся принимает положение, в котором на определенной высоте можно освободить одну или две руки. Остановки возможны на шесте, лестнице, канате.

Наиболее характерны остановки на вертикальном канате − так называемые завязывания.

Завязывание стоя. И. п. − вис на прямых руках, канат справа. Круговым движением ноги (со стороны каната) спереди назад обвить канат вокруг правой ноги и, подхватив его снизу подъемом левой ноги, соединить ноги вместе и плотно прижать канат к правой стопе. Затем перевести канат под левую руку и поднять руки в стороны. То же можно выполнить в другую сторону.

Завязывание петлей на бедре. И. п.− вис на прямых руках, канат между ногами. Подняв ноги вперед и зажав между ними канат, повиснуть на одной руке, а другой рукой взять канат снизу и соединить его с верхней частью каната на уровне подбородка. Одну руку освободить.

То же завязывание можно проделать, подведя канат под обе ноги.

Завязывание восьмеркой. И. п. и первые действия те же, что и при завязывании петлей на бедре, но поднятый нижний конец каната, обвивая бедро, пропускается между ногами вниз. Затем, сменив положение рук, канат снова поднять (но уже с другой стороны) и снова опустить между ногами. В итоге обе ноги находятся в петлях. Одну руку можно опустить.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал