Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
|
|
|
|
1. В письменных работах пропускает буквы (19, 9%)
| 1. Низкий уровень развития фонематического слуха
| 1. Тест различения и выбора фонем
| 1. Упражнения на развитие звукобуквенного анализа
|
2. Слабая концентрация внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 2. Упражнения 13, 14, 15, 16
|
3. Несформированность приемов самоконтроля
| 3. Методика " Узор"
| 3. Упражнения 62, 63, 64, 65
|
4. Индивидуально-типологические особенности личности
| 4. Методика Рене Жиля
| 4. Коррекция межличностных отношений
|
5. Другие психологические причины
|
|
| | |
|
|
|
|
|
|
2. Неразвитость орфографической зоркости (19, 0%)
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика " Графический диктант"
| 1. Упражнения 68, 69, 70, 71, 72
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
| 2. Методика " Узор"
| 2. Упражнения 59-72
|
3. Низкий уровень объема и распределения внимания
| 3. Методика изучения объема и распределения внимания
| 3. Упражнения 9, 26, 27, 28, 29
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика " Оперативная память"
| 4. Упражнения 40, 41, 42
|
5. Слабое развитие фонематического слуха
| 5. Тест различения и выбора фонем
| 5. Упражнения на развитие звукобуквенного анализа
|
6. Другие психологические причины
|
|
| | |
3. Невнимателен и рассеян (17, 0%)
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика " Графический диктант"
| 1. Упражнения 68-72
|
2. Низкий уровень объема внимания
| 2. Методика изучения объема внимания
| 2. Упражнения 9, 10
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 3. Упражнения 13, 14, 15, 16
|
4. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 4. Стимуляция познавательной активности
|
5. Другие психологические причины
|
|
| | |
4. Испытывает трудности при решении математических задач (14, 8%)
| 1. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 1. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
| 1. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
|
2. Слабое понимание грамматических конструкций
| 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия
| 2. Упражнения 38-42
|
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков
| 3. Методика " Рисование по точкам"
| 3. Упражнение 61
|
4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика " Лабиринт"
| 4. Упражнения 47-52
|
5. Другие психологические причины
|
|
| | |
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста (13, 5%)
| 1. Несформированность умения планировать свои действия
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнение 60
|
2. Слабое развитие логического запоминания
| 2. Методика " Запомни пару"
| 2. Упражнения 40, 41, 42
|
3. Низкий уровень речевого развития
| 3. Методика Эббингауза
| 3. Упражнение 31
|
4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика " Лабиринт"
| 4. Упражнения 47-52
|
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)
| 5. Методика " Сапожки", методика " Заполни пустую клетку"
| 5. Упражнения 53-58
|
6. Заниженная самооценка
| 6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина)
| 6. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
7. Другие психологические причины
|
|
| | |
6. Неусидчив (13, 1%)
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика " Графический диктант"
| 1. Упражнения 68-72
|
2. Индивидуально-типологические особенности личности
| 2. Методика изучения темперамента
| 2. Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей
|
3. Низкий уровень развития волевой сферы
| 3. Методика " Графический диктант", " Домик"
| 3. Упражнения 59, 60
|
4. Другие психологические причины
|
|
| | |
7. Трудно понимает объяснение с первого раза (12, 7%)
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 59-72
|
2. Слабая концентрация внимания
| 2. Модификация метода Пьерона-Рузера
| 2. Упражнения 13, 14, 15, 16
|
3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
| 3. Упражнения 1-8
|
4. Низкий уровень развития произвольности
| 4. Методика " Домик", " Графический диктант"
| 4. Упражнения 68-72
|
5. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
| 5. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
|
6. Другие психологические причины
|
|
| | |
8. Постоянная грязь в тетради (11, 5%)
| 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
|
| 1. Методика " Змейка"
| 1. Упражнения на развитие тонкой моторики
|
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности
|
| 2. Методика " Узор"
| 2. Упражнения 59-72
|
|
3. Недостаточный объем внимания
|
| 3. Методика определения объема внимания
| 3. Упражнения 9, 10, 11
|
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
|
| 4. Методика " Оперативная память"
| 4. Упражнения 26, 27, 28
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10, 2%)
| 1. Низкий уровень развития механической памяти
|
| 1. Методика изучения логического и механического запоминания
| 1. Упражнения 38, 40
|
|
2. Низкий уровень развития долговременной памяти
|
| 2. Методика изучения долговременной памяти
| 2. Упражнения 31-38, 42-46
|
|
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы
|
| 3. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
|
|
|
4. Низкий уровень развития произвольности
|
| 4. Методика " Графический диктант"
| 4. Упражнения 68-72
|
|
5. Слабая концентрация внимания
|
| 5. Методика изучения концентрации внимания
| 5. Упражнения 13-16
|
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности
|
| 6. Методика " Узор"
| 6. Упражнения 59-72
|
|
7. Другие психологические причины
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9, 6%)
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 59-72
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
|
3. Другие психологические причины
|
|
|
|
11. Постоянно забывает дома учебные предметы (9, 5%)
| 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
| 1. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
| 1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 3. Упражнения 13-16
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
|
|
12. Плохо списывает с доски (8, 7%)
| 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 59-72
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
|
3. Низкий уровень переключения внимания
| 3. Методика изучения переключения внимания
| 3. Упражнения 17, 18, 19, 20, 21
|
|
4. Недостаточный объем внимания
| 4. Методика изучения объема и распределения внимания
| 4. Упражнения 9, 10, 11, 12
|
|
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 5. Методика " Оперативная память"
| 5. Упражнения 26, 27, 28
|
|
б. Другие психологические причины
|
|
|
|
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо (8, 5%)
| 1. Низкая скорость протекания психических процессов
| 1. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
| 1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей
|
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности
| 2. Методика " Узор"
| 2. Упражнения 59-72
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика " Графический диктант"
| 3. Упражнения 68-72
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
|
|
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6, 9%)
| 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 1. Упражнения 13-16
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
|
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
| 3. Методика " Узор"
| 3. Упражнения 62, 63
|
|
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности
| 4. Методика " Узор"
| 4. Упражнения 59, 60-72
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
|
|
15. Постоянно переспрашивает учителя (6, 4%)
| 1. Низкий уровень объема внимания
| 1. Методика изучения объема и распределения внимания
| 1. Упражнения 9-12
|
|
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 2. Упражнения 13-16
|
|
3. Низкий уровень развития переключения внимания
| 3. Методика изучения переключения внимания
| 3. Упражнения 17-20, 21, 22
|
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика " Оперативная память"
| 4. Упражнения 23-30
|
|
5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика " Графический диктант"
| 5. Упражнения 68-72
|
|
6. Несформированность умения принять учебную задачу
| 6. Методика " Узор"
| 6. Упражнение 59
|
|
7. Другие психологические причины
|
|
|
|
16. Плохо ориентируется в тетради (5, 5%)
| 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
| 1. Тест Керна — Йерасека (субтесты 2, 3)
| 1. Упражнения 1-8
|
|
2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
|
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
| 3. Методика " Змейка"
| 3. Упражнения на развитие мелкой моторики
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
|
|
17. Поднимает руку, а при ответе молчит (4, 9%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
| 1. Стимуляция познавательной активности
|
|
2. Заниженная самооценка
| 2. Методика изучения самооценки
| 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика " Графический диктант"
| 3. Упражнения 68-72
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
|
|
18. Опаздывает на уроки (4, 8%)
| 1. Несформированность приемов самоконтроля
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 62-67
|
|
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 2. Упражнения 13-16
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика " Домик", " Графический диктант"
| 3. Упражнения 68-72
|
|
4. Возможные трудности в семье
| 4. Методика " Кинетический рисунок семьи" (КРС)
| 4. Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями
|
|
5. Причины вторичной выгоды
| 5. Методика " Незаконченные предложения "
| 5. Коррекция личностной направленности ребенка
|
|
6. Другие психологические причины
|
|
|
|
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4, 7%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
| 1. Стимуляция познавательной активности
|
|
2. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
|
3. Индивидуально-типологические особенности личности
| 3. Методика Рене Жиля
| 3. Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе
|
|
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона — Рузера)
| 4. Упражнения 13-16
|
|
5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика " Домик", " Графический диктант"
| 5. Упражнения 68-72
|
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности 7. Другие психологические причины
| 6. Методика " Узор"
| 6. Упражнения 59-72
|
|
20. Испытывает страх перед опросом учителя (4, 67%)
| 1. Заниженная самооценка
| L. Методика изучения самооценки
| L. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
|
2. Возможные трудности в семье
| 2. Методика " Кинетический рисунок семьи" (КРС)
| 2. Работа с родителями
|
|
3. Внутреннее стрессовое состояние
| 3. Методика Люшера
| 3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
|
|
4. Индивидуально-типологические особенности личности
| 4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка
| 4. Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
|
|
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2, 6%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
| 1. Коррекция личностной направленности школьника
|
|
2. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 2. Стимуляция познавательной активности
|
|
3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика " Графический диктант"
| 3. Упражнения 68-72
|
|
4. Несформированность приемов учебной деятельности
| 4. Методика " Узор"
| 4. Упражнения 59-67
|
|
5. Другие психологические причины
|
|
|
|
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время(1, 0%)
| 1. Отсутствует учебная мотивация
| 1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 1. Стимуляция познавательной активности
|
|
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 2. Анкета для определения школьной мотивации
| 2. Коррекция личностной направленности
|
|
3. Заниженная самооценка
| 3. Методика изучения самооценки (Спилбергера)
| 3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
|
|
4. Внутреннее стрессовое состояние
| 4. Методика Люшера
| 4. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
|
|
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
| 5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
|
|
|
6. Другие психологические причины
|
|
|
|
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0, 97%)
| 1. Возможные трудности в семье
| 1. Методика " Кинетический рисунок семьи" (КРС)
| 1. Работа с родителями
|
|
2. Перенесение функции матери на учителя
|
| 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
|
3. Особенности развития " Я-концепции"
| 3. Методика " Несуществующее животное"
|
|
|
4. Другие психологические причины
|
|
|
|
24. Долгое время не может найти свою парту (0, 7%)
| 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве
| 1. Таблицы Шульте
| 1. Упражнения 1, 2, 3
|
|
2. Низкий уровень развития образного мышления
| 2. Методика " Лабиринт"
| 2. Упражнения 47-52
|
|
3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
| 3. Упражнения 5-8
|
|
4. Низкий уровень сформированности произвольности
| 4. Методика " Домик", " Графический диктант"
| 4. Упражнения 68-72
|
|
5. Низкий уровень развития самоконтроля
| 5. Методика " Узор"
| 5. Упражнения 62-67
|
|
6. Низкий уровень развития долговременной памяти
| 6. Методика изучения долговременной памяти
| 6. Упражнения 31-38
|
|
7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий)
|
| 7. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения
|
|
| 8. Другие психологические причины
|
|
| |
| | | | | | | |