Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Слом веков и художественная революция в литературе первой половины XX века. Периодизация и основные тенденции.Стр 1 из 23Следующая ⇒
20 век – с начала 10х годов – век потрясений, революционных преобразований, катастрофических потрясений. Пафос революционности или пафос слома/кризиса. Стремление двигаться вперёд, обновиться. 10-20е годы переживаются как время глубочайшего духовного кризиса, исчерпанность старого уклада жизни. Закончилось «новое время», большая историческая эпоха (её представители считали эту эпоху последней). Оказались разрушены многие ценности старого мира – гуманистические ценности: вера в то, что человек в центре мира, что мир служит человеку – теперь мир построен бесчеловечно; вера в разум, в науку – теперь мир абсурден, иррационален, вера в прогресс, поступательное развитие – теперь развития нет. Классическая триада ценностей (мир, добро, красота) – распалась. Возможно искусство только по отдельности – экспрессионизм. Возможно искусство, лишённое триады ценности – авангард. Теперь текст фрагментарен, даже слово имеет слово распадаться. Литературный процесс лишён единства, целостности. Авангард – разрушение прошлого. Ещё одно определение времени – «золотые двадцатые». Наступает период межвременья. Эпоха – новое средневековье. Разум вновь под сомнением. Реабилитация мифа и мистики. Целый ряд реабилитаций и пересмотров. Реабилитируется барокко, древняя культура. Эксперименты с формами. Ключевое явление времени – модерн – новое видение мира. Модерн – человек и мир совсем не такие, какими их привыкли видеть буржуа 19 века. Человек и мир – загадки и проблемы. Мир больше не предстаёт как нечто обжитое, домашнее. Мир живёт по своим законам. Мир абсурден. Нет никакой осмысленности в мире (смерть Бога). Ключевая категория – абсурд. Абсурдность мира для модернистов – трагедия. Постмодернисты воспринимают абсурдность мира как повод для игры. Чтобы уловить иррациональное в реальности нужны новые методы – миф. Искусство модерна мифологично. 1-ая пол. 20 века изобилие экспериментов в литературе, изобретаются новые формы, новые приемы, новые религии. Модернизм 20 века вступает в новую стадию, которая назыв. «авангардизм». Но самым ярким направлением становится Реализм. Наряду с трад. Классич. Формами реализма, в 20 в. в этом направлении широко используются фантастический абсурд, поэтика сна, деформация. Реализм 20 века отличается тем, что использует ранее несовместимые приемы. В литературе складываетс концепция человека. Диапазон концепции расширяется на протяжении всего столетия. Происходят открытия в области психологии – Фрейд, появляется экзистенциализм, учения марксистов. Появляется паралитература, то есть массовая литература. Она не является искусством, это популярная коммерческая литература, которая приносит моментальный доход. Массовое искусство является удобным средством манипулирования сознанием. Массовая культура должна находится под контролем. Основные темы – тема войны, социально-политические катастрофы, трагедия личности (трагедия личности, которая ищет справедливости и теряет душевную гармонию), проблема веры и безверия, соотношение личного и коллективного, нравственности и политики, проблемы духовного и этического. Особенности реализма 20 века – отказался от приоритетности принципа подражания. Р. стал использовать приемы опосредованного познания мира. В 19 в. использовали описательную форму, в 20 веке – аналитические исследования (эффект отстранения, ирония, подтекст, гротеск, фантастическое и условное моделирование. Р. 20 века стал активно использовать многие модернистические приемы – поток сознания, суггестивность, абсурд. Р. становится более философичным, философии входит в литературу как прием глубоко проникающий в структуру произведения, а значит развивается жанр притчи (Камю, Кафка) Герои Р. тоже меняются. Человек изображается более сложным, непредсказуемым. Литература Р. ставит более сложные задачи – пронинуть в сферу иррационального, в сферу подсознания, исследуя сферу инстинктов. Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаимопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центре находится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования. Наряду с новыми веяниями продолжает существовать тенденция классического Р. Р. – метод живой и развивающийся, открытие мастеров прошлого и постоянно обогащающийся новыми приемами и образами.
|