Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конвенция о правах ребенкаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Анна Довбах Курение и дети: как защитить права ребенка Материал для родителей и учителей о том, какую угрозу правам ребенка представляют табак, курение окружающих и пропаганда курения среди детей. Обсуждаются обязательства государства перед детьми страны и то, каким образом эти обязательства должны гарантировать защиту детей от влияния табачной эпидемии. Через призму прав ребенка рассматривается решение задач создания свободных от табака жилья, учебных и медицинских учреждений. Показано, как проблемы контроля над табаком можно обсуждать и на уроках права, и на родительских собраниях и на педсоветах. Материал базируется на официальных публикациях ЮНИСЕФ и ВОЗ. Что мы имеем в виду, когда говорим о нарушении прав ребенка? Дети в разговоре о правах ребенка сразу выкрикивают: " Я взрослый, я имею право…." и дальше они оглашают список желаний от " смотреть мультики целый день", " ложиться спать позже" до " курить", " пить" и " не возвращаться домой ночевать". Взрослые в ответ на вопрос о правах ребенка начинают разговор о далеких африканских детях, труд которых нельзя эксплуатировать, затем переходят к тому, что нельзя продавать детей, нужно обеспечивать им достойные условия жизни. Складывается впечатление, что у наших, местных детей все в этом отношении замечательно, Конвенция о правах ребенка соблюдается, ведь мы же любим наших детей. Но это не совсем так. У ребенка есть базовое право на условия жизни, которые не угрожают его здоровью. Оказывается, около половины киевских детей ежедневно подвергаются вопиющему нарушению своих прав. Как? Они вынуждены вдыхать табачный дым.
Конвенция о правах ребенка Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года. К десятой годовщине принятия Конвенции (ноябрь 1999 года) она была ратифицирована всеми странами мира, кроме двух - Сомали и США. Принятие Конвенции стало кульминацией почти 70-летней борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Конвенция - это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка. Эти обязательства могут быть прямыми, например, предоставление возможности для образования или обеспечение должного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, либо косвенными, когда они позволяют родителям, другим членам семьи или опекунам выполнять обязанности воспитателей и защитников. Конвенция ставит ребенка на центральное место в доме, в общине и в обществе и исходит из того, что реализовывать основные права ребенка необходимо в комплексе, не отделяя одно " более важное" на первый взгляд право от других. Конвенция охватывает широкую гамму прав человека. Традиционно права классифицировались как гражданские и политические, с одной стороны, и экономические, социальные и культурные, с другой. Весь смысл Конвенции - подчеркнуть, что все права взаимно дополняют друг друга, обеспечивая то, что ЮНИСЕФ называет " выживанием и развитием" детей. Было сочтено полезным сгруппировать всю гамму прав, охватываемых Конвенцией, в три категории: обеспечение, защита и участие. Дети имеют право на обеспечение в самых широких пределах, начиная с имени и гражданства и кончая медико-санитарной помощью и образованием. Они имеют право на защиту от определенных действий, например пыток, эксплуатации, произвольного лишения свободы и необоснованного лишения семейной заботы. Дети также имеют право на участие в решениях, касающихся их жизни, и на участие в жизни общины. Конвенция базируется на четырех общих принципах: · предотвращение дискриминации · наилучшие интересы ребенка · право на жизнь, выживание и развитие · участие детей в принятии решений, информирование детей об их правах. Очень важно подчеркнуть, что конвенция подразумевает, что ребенком является человек, не достигший 18 лет (статья 1). Часто взрослые подростков воспринимают как не совсем детей. Конечно, подросток заявляет свою взрослость, отстаивает свое право принимать самостоятельные решения. Очень важно дать возможность подростку учиться принимать решения и нести за них ответственность, уважать его самостоятельность. Юридически подросток остается ребенком, он нуждается в защите своих прав со стороны родителей и государства.. Часто именно подростки оказываются очень незащищенными в области социальных, духовных прав, права на здоровье. Конвенция является революционным по своей сути документом. Она определила основные права детей, обязала государства, ее подписавшие, обеспечить законодательную гарантию прав детей. Конвенция, таким образом, не является документом прямого действия, на нее сложно ссылаться в суде. Однако именно она показывает, к чему стремятся люди планеты в защите детей. Каждые пять лет государства-участники готовят доклад о шагах по внедрению Конвенции в местное законодательство. Доклады оцениваются и обобщаются Комитетом по правам ребенка, который состоит из 10 независимых, избираемых на 4 года экспертов. Именно Комитет определяет, есть ли в странах прогресс с внедрением Конвенции и что нужно делать в интересах детей, живущих в каждой стране.
|