Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификационные параметры основных парадигм образования
Параметры
| Парадигма
|
когнитивно ориентированная
| деятельностно ориентированная
| личностно ориентированная
| Целевые ориентации
| Формирование знаний, умений и навыков, основ научного мировоззрения, всестороннее развитие учащихся, социально-нравственное воспитание обучаемых
| Формирование знаний, умений и навыков, обобщенных способов умственных и практических действий, способностей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (социальной, трудовой, художественно-прикладной) деятельности человека
| Становление и развитие личности обучаемого, его познавательных способностей, формирование обобщенных, универсальных знаний и способов учебных действий, опора на субъективный опыт обучаемого. Психологическое сопровождение образования и помощь в самоопределении и самореализации личности
| Психологическая теория (концепция) обучения
| В основе лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, опирающаяся на когнитивную психологию. Тематическим ядром является положение о том, что обучение определяет психическое развитие учащегося. Индивидуальный подход заключается в приспособлении учебного материала (содержания обучения) к индивидуально-психологическим особенностям
| Опирается на представление о структуре целостной деятельности (мотивы — цели — условия—действия) и теорию планомерного формирования умственных и практических действий. Акцент на обучен-ности учащихся — уровне сформированности знаний, умений и навыков. Психическое развитие рассматривается как условие подготовлен-
| Базируется на теории развивающего обучения, основывающейся на признании диалектической взаимосвязи обучения и развития: обучение опережает психическое развитие, развитие определяет успешность обучения. Концептуальным ядро — положение о развитии обобщенных способов учебных действий и само-регулируемом учении. Индивидуальный подход означает учет потенциальных возможностей учащихся при
|
| учащихся. Учащийся — объект педагогического воздействия
| ности учащегося. Индиви дуальный подход выражается в том, что каждому обучающемуся предоставляется возможность продвигаться в учении в наиболее благоприятном для него темпе, с учетом его познавательных и профессиональных способностей. Учащийся — субъект управления с помощью дидактических средств: направляющих текстов, технологических карт, программированного учебника, юнитов и др.
| определении содержания обучения
| Принципы обучения
| Научность, систематичность, доступность, прочность, сознательность, активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей
| Ориентация на развитие дея-тельностных структур, приоритет дидактики и методики, сочетание индивидуальной работы с групповыми формами, учение в индивидуальном темпе и стиле, адаптация дидактических средств к познавательным возможностям учащихся, обеспечение обратной связи
| Приоритет индивидуальности личности, гуманизация и демократизация педагогических отношений, максимальный учет субъективного опыта обучаемых
| Продолжение табл. 29
Парадигма
Параметры
| когнитивно ориентированная
| деятельностно ориентированная
| личностно ориентированная
| Содержание образования
| Содержание обучения определяется учебным планом и учебными программами, которые основываются на стандартах образования. Единообразная, технократическая и невариативная система обучения. Акцент на формировании у обучаемых совокупности знаний
| Характерны блочно-модульная компоновка содержания обучения и адаптация его к индивидуально-профессиональным особенностям различных групп обучающихся. Образовательные программы четко ориентированы на конкретный вид и уровень деятельности
| Содержание обучения главным образом направлено на формирование личностно значимых способов учебно-профессиональной деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся. Образовательные программы отражают не только знаниевый компонент, но и психологическое содержание основных сфер человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), а также личностные особенности обучающихся
| Тематическое ядро образовательной парадигмы
| Ключевые компетентности — совокупность знаний по учебные предметам, а также умений по выполнению дидактически ориентированных заданий. Ключевые компетентности надпредмет-ны, т.е. включают также умствен ные процессы, интеллектуальные умения и жизненный опыт
| Ключевые компетенции — [ общая способность личности мобилизовывать в деятельности свои знания и умения, а также обобщенные способы выполнения действий. - Ключевые компетенции имеют экстрафункциональный характер, включают деятель-ностные знания, умения и способности, необходимые
| Метапрофессиональные качества — общепредметные и общепрофессиональные знания, умения, навыки, а также способности и качества, обеспечивающие успешное освоение новых видов деятельности, социально-профессиональную мобильность и динамичность. Метапрофессиональные качества многомерны, так как включают знания, умения, навыки, субъективный опыт, социально-
|
|
| для успешной адаптации и выполнения разнообразных взаимосвязанных видов деятельности
| профессиональные качества
| Технологии обучения
| Доминируют объяснительно-иллюстративные методы обучения. Широко используются способы активизации познавательной дея тельности. Преобладающий стил взаимодействия педагогов с обучающимися — авторитарный
| Доминируют информационные (дидактоцентрические) технологии обучения, осно-- ванные на концепции инте-> риоризации, характеризую щей переход внешних действий в умственные. Главное — формирование системы умственных и практических действий. Преобладающий стиль взаимоотношений педагогов с учащимися — адаптивный
| Доминируют антропоцентрические технологии обучения, основанные на теориях развивающего и проблемного обучения. Акцент делается на формировании обобщенных способов учебно-профессиональной деятельности и организации саморегулируемого учения. Преобладающий стиль взаимоотношений педагогов с учащимися — гуманно-личностный
| Критерии оценки результатов учения
| Количественная пятибалльная оценка знаний, умений и навыков по учебным предметам. Требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля, объективность, гласность. Отметка служит средством принуждения, психологического давления на учащегося. Итоговый анализ учебно-профес
| Сочетание поэтапного контроля знаний, умений и навыков на зачетах и экзаменах, проводимых в форме испытаний: собеседования, тестирования, самоятельной работы, программированного опроса и т.д. Компьютерное тестирование уровня обучен-ности дополняется диагнос-- тикой психического развития
| Отслеживание (мониторинг) развития основных подструктур личности: направленности, компетентности (обученности), познавательных способностей, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств. Важное значение придается самоконтролю и самооценке, которые становятся психологической основой рефлексии учебно-профессионального развития личности
|
To
ОС
To
Окончание табл. 29
Парадигма
Параметры
| когнитивно ориентированная
| деятельностно ориентированная
| личностно ориентированная
|
| сиональной деятельности осуществляется педагогом
| обучающегося. В отдельных случаях (в системе дополнительного профессионального образования) используется экспертная оценка подготовленности специалиста, основанная на сетевых оценочных процедурах
| учащихся. Оценка результатов учения становится основой психологической поддержки и коррекции развития личности
| Механизмом стимулирования инновационных поисков путей реализации новой стратегии образования может стать технология оценки деятельности образовательного учреждения при его аттестации и аккредитации.
Внедрение в практику работы профессиональной школы инновационных подходов позволит существенно улучшить качество образования, повысить его экономическую эффективность, обеспечить социально-профессиональную защищенность личности.
|