Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава шестая. 1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.






 

1. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

Мы, говорит, споспешествуем и вам, и Богу: вам, чтобы вы спаслись, а Богу, чтобы исполнить волю Его, то есть о вашем спасении. Умоляем вместо Христа, даже до второго пришествия Его, и до тех пор, пока существуем в сей жизни, чтобы вы не вотще приняли благодать Божию. Ибо что пользы – получить свободу от грехов благодатию Божиею, а потом опять наполняться ими по своей беспечности? Снова является вражда, и благодать к нам становится наконец тщетною. Итак, не думайте, что одна вера составляет примирение; нужна и жизнь.

 

2. Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Какое это благоприятное время? Время благодати, в котором прощение грехов и сообщение оправдания. Время благоприятное есть то, в которое Бог принимает нас, выслушивает нас и спасает. Ибо во время суда Он не будет ни выслушивать, ни помогать, ни спасать. Итак, мы должны подвизаться в это время благодати; потому что легко получим награды.

 

3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение.

Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочною жизнию. Самым же ходом повествования советует и им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода – не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упреку, а еще более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: «чтобы не подпасть обвинению», но чтобы дело мое и служение мое не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь; ибо ее называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру.

 

4. Но во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах.

Это гораздо выше, чтобы не только сделать себя чистым от обвинений и порицаний, но и показывать такую жизнь, чтобы из нее видно было, что он служитель Божий. Не сказал – «показывая себя», но – являем себя, то есть на деле показывая себя таковыми.

В великом терпении. Говорит и о способе, как делаются таковыми, то есть через терпение, и не просто через терпение, но и через многое. Ибо недостаточно перенести одну какую‑ нибудь беду или две, но должно терпеть до конца.

В бедствиях, в нуждах. Высшую степень скорби составляет то, когда гнетут человека безвыходные несчастия.

В тесных обстоятельствах. Этим словом означается голод или просто искушения.

 

5. Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах.

И раны и темницы: смотри, сколько зол! Каждое из них само по себе весьма тяжко.

В изгнаниях. То есть в гонениях, когда кто не имеет места, где остановиться, будучи преследуем из места в место.

В трудах, в бдениях, в постах. Сказав о бедствиях внешних, здесь говорит о своих собственных, которым он добровольно подверг себя, о трудах, то есть о делании рук своих, которыми питал и себя, и других, и вместе с сим бодрствовал и постился.

 

6. В чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви.

Так называет целомудрие, или чистоту во всем, и нелюбостяжательность и безмездную проповедь.

В благоразумии. То есть в мудрости Божией, которая истинно есть ведение, только не внешнее, как у лжеапостолов.

В великодушии, в благости. Это признак несокрушимой души, когда кто, будучи отвсюду поражаем и уязвляем, не только долготерпит, но и благодетельствует.

В Духе Святом. Показывает, как он сделал все это, именно Духом Святым. Когда показал свои подвиги, тогда уже поставил помощь Духа Святаго. Здесь разумеются также и дары духовные; ибо ими доказываем, что мы служители Божий, потому что совершаем чудеса. Иначе: мы не подали претыкания в Духе Святом, то есть в дарах Духа. Ибо многие из превозносившихся полученным даром языков не пользовались им как должно. Но Павел не таков.

В нелицемерной любви. Вот вина всех благ; вот причина, поэтому пребыл в нем Дух.

 

7. В слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке.

В слове истины. То есть не извращая слова Божия.

В силе Божией. Ничего, говорит, нет моего, но все это совершилось в силе Божией, или в знамениях и чудесах и в наказующей и благодеющей силе.

С оружием правды в правой и левой руке. Оружия правды в левой руке означают все прискорбное, а в правой – все ограждающее и поставляющее нас в безопасность. В левой руке, впрочем – скорбные, по мнению многих, ибо и Господь повелел молиться и о том, чтобы не впасть в искушение, а в правой – радостные. Итак, Павел в том и в другом показал себя безукоризненным, не падая духом в скорбях и не превозносясь в радостях, но все это делая оружием правды.

 

8. В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны.

Истолковал нам, что оружия правды в правой и левой руке означают славу и бесчестие. Как же слава служит оружием правды? Тем, что слава учителей привлекает многих к благочестию. Что же? Есть ли это добродетель Павла? Конечно, потому что он, находясь в славе, не гордился, а бесчестие, соделывающее терпение, делало его искусным и способствовало успеху его проповеди.

При порицаниях и похвалах. И перенесение порицания есть великий подвиг. Ибо оно сильно возмущает душу. Поэтому и Господь называет блаженными тех, которые терпят поношение. В пытках тело разделяет муки вместе с душою, а в порицании вся тяжесть падает на душу. Поэтому оно и для Иова было тяжелее всех прочих ударов.

Почитают обманщиками по причине порицаний, но мы верны – по благохвалениям.

 

9. Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем.

Для одних были достоуважаемы и знаемы, а для других недостойны и того, чтобы знать их. Это соответствует сказанному: в чести и бесчестии.

Нас почитают умершими, но вот, мы живы. То есть как приговоренные и осужденные на смерть, и, по мнению устрояющих нам ковы, умирающие; но силою Божиею мы живы.

Нас наказывают, но мы не умираем. Попускает это, говорит, Бог для того, чтобы вразумить нас; ибо, еще прежде будущих наград, в настоящей жизни немало происходит пользы от наказания. Это взято у Давида, который говорит: строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117, 18).

 

10. Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Хотя по внешности, говорит, кажемся скорбящими, но наслаждаемся совершеннейшею радостию; ибо не так бывает, чтобы иногда радовались, а иногда нет, но всегда радуемся.

Мы нищи, но многих обогащаем. Апостол многих обогатил как духовным, так и чувственным богатством. Ибо, имея домы всех отверстыми для себя, он был богатейшим и мог оделять и питать других, как, например, святых в Иерусалиме. То же показывает и далее.

Мы ничего не имеем, но всем обладаем. Не привязанный ни к чему в здешней жизни, имеет все. Если бы возможно было, говорит, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал. 4, 15). Как же такие люди могли жалеть для него имущества? Перечислил же все это с тою целию, чтобы не смущались чем‑ либо из того, что кажется прискорбным.

 

11. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.

Перечислив свои подвиги и по порядку повествования показав коринфянам, как должно подражать ему, хочет, наконец, обличить их, как не слишком любящих его. Но прежде сего показывает им собственную любовь и говорит: всегда желаю говорить и беседовать с вами, и притом свободно и смело; ибо это значат слова: уста наши отверсты. Говорит же так потому, что хочет сделать им облегчение, показывая, что смелость в речи есть признак величайшей любви. И не на устах только высказываю любовь, но и сердцем: имею его расширенным для вас. Ибо пламень любви и уста мои отверз, а сердце мое расширил и сделал его пространным, чтобы дать место всем вам. Поэтому и присовокупляет:.

 

12. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.

Вы, говорит, не тесно помещаетесь в сердце моем, сердце пространном, сколько бы вас ни было. А в ваших сердцах великая теснота, и вы не можете просторно поместить меня, хотя я один, то есть я в высшей степени люблю вас, а вы хотя любите меня и имеете меня в сердцах своих, но тесно, непросторно.

 

13. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы.

Такую же взаимность и равенство дружбы покажите и вы, и вы распространитесь так же, как распространился я. Показывает, что так и должно быть; ибо говорит: говорю как детям. Ничего великого не прошу, когда, будучи отцом, желаю быть любимым от детей; ибо это обязанность детей.

 

14. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?

Чтобы не показалось, что говорит это для своей пользы, показывает, что нуждается в их любви для их пользы, говоря как бы так: любить меня значит, чтобы вы не смешивались с неверными и не уклонялись на их сторону. Не сказал «не смешивайтесь», но не преклоняйтесь под чужое ярмо, то есть не оскорбляйте справедливости, склоняясь и приобщаясь к тем, к кому не следует.

Ибо какое общение праведности с беззаконием? Здесь делает различие не между собою и неверными, но между добродетелию и благородством коринфян и низостию неверных. Как отец, видя сына, находящегося в связях с людьми порочными, говорит ему: какое общение между твоим благородством и их скверностью; так и апостол говорит – вы сущая правда, а они – беззаконие: итак, что общего у вас с ними?

 

14–15. Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

Желая всеми способами побудить их отстать от неверных, не сказал: какое общение у находящихся во свете с пребывающими во тьме, или: у последователей Христа и чад велиара, но на место лиц поставил самые вещи – свет и тьму; что гораздо больше выражает также Христа и велиара, что означает отступника. Через это сделал речь свою более грозною.

Или какое соучастие верного с неверным? Здесь напомнил о лицах, чтобы не показалось, что обвиняет только зло, или похваляет добродетель.

 

16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить s них и буду их Богом, и они будут Моим народом».

Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы – храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Итак, какая совместность, то есть подобие, сходство между вами и ими?

Как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить буду их Богом, и они будут Моим народом». Чтобы не показалось, что льстит, Писанием подтверждает, что они храм Божий (см. Лев. 26, 12). Обитание в нас Бога условливается чистотою прежней жизни, а хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо Бог живет в человеке тогда, когда он чист, а когда Он побуждает его к другому какому‑ либо делу, говорится, что Он ходит в нем; это значит: когда Бог бывает его Богом, то он вступает в чин патриархов.

 

17. «И потому, выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас».

Не сказал – «не делайте глупостей», но – и не прикасайтесь к ним. Нечистота же бывает двоякая: телесная и душевная. К душевной относятся нечистые помыслы, посматривание бесстыдными глазами, злопамятство, обманы и тому подобное; а к телесной нечистоте относятся: блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. Итак, хочет, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Выйдите из среды неверных и отделитесь, то есть живите отдельно и будьте чистыми, и тогда приму вас. Ибо, когда отступите от пороков, тогда соединитесь с Богом.

 

18. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».

Видишь ли, как пророк давно предсказал о нынешнем возрождении и усыновлении, совершающемся в нас через крещение (см. Иер. 3, 19; Ос. 1, 10).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал