Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава одиннадцатая. 1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.






 

1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Наконец апостол описывает нам веру, говоря, что она есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило. Например, воскресение еще не наступило, но вера утверждает это и ставит перед нашими глазами.

Уверенность в невидимом, то есть показание, обнаружение невидимых вещей. Ибо она делает то, что вещи созерцаются нашим умом, как существующие. Итак, если вера имеет такую силу, то зачем вы хотите на самом деле увидеть их, чтобы отпасть от веры? Ведь это есть не что иное, как отпадение от того, чем живы праведники. Ибо праведный верою жив будет(Авв. 2, 4; Евр. 10, 38).

 

2. В ней свидетельствованы древние.

То есть в той же самой вере все древние были свидетельствованы Богом: они исповедали, что почитали Его.

 

3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

Так как веру поносят те, кто не понимает силы ее, кто говорит, что она – дело недоказанное и, очевидно, обман, то показывает, что величайшие дела совершаются верой, а не рассуждениями. Ибо и на то, что Бог сотворил словом существующее из несуществующего, какое доказательство есть у нас? Никакого, одна только вера. Итак, верою познаём, что веки устроены словом Божиим, то есть что веки словом Божиим совершились. Почему верой? Потому что видимое произошло из невидимого: этого требует вера. Или и так: Словом Божиим, Которым все существующее вызвано к бытию из несуществующего. Когда же слышишь веки, разумей все вечное, обнимаемое ими, а именно и времена и все содержащееся в них; в несобственном смысле веки означают и времена, тогда как в собственном смысле «век» есть нечто иное, чем время: век – один, а не много их.

 

4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

Так как вера – великое дело и требует мужественной души, между тем верующие евреи стали немощны, и хотя в начале они и проявили веру, но впоследствии, под влиянием постоянных скорбей, предались малодушию, – то он ободряет их сначала собственным их подвигом, затем Писанием, сказав: праведный верою жив будет (Евр. 10, 38), далее соображениями, говоря: вера же есть осуществление ожидаемого (ст. 1), – теперь ободряет их примерами великих ветхозаветных мужей. Ибо всякий раз, как находит человек соучастников в страданиях, то успокаивается и чувствует облегчение. Итак выводит Авеля и говорит, что он верою принес жертву лучшую, то есть более ценную, сравнительно с жертвой брата (см. Быт. 4, 3–5). Ибо кого другого он видел пред собою? Отца или мать? Но они оскорбили Бога. Брата? Но он не почтил Бога. Итак, только одной верой он был приведен к тому, чтобы принести в жертву лучшее из того, что имел, веруя, что получит награду.

Ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его. Ибо Бог сказал Каину: аще право принеся ecu, право же не разделил ecu (слав. Быт. 4, 7); об Авеле засвидетельствовал, что и праведно принес, так как принес Даровавшему то, что получил от Него, и праведно разделил, потому что выбрал лучшее, как Владыке. Говорят же, что и огонь, сойдя с неба, истребил жертву, из чего Каин и узнал, что Авель был предпочтен. И как иначе? Поэтому один из переводчиков с еврейского на греческий язык так передал: «Господь призрел на жертвы Авеля и воспламенил их» (см. Быт. 4, 4).

Ею он и по смерти говорит еще, то есть чрез ту самую веру говорит еще. Вера произвела то, что он еще ныне живет и поставила его для всех учителем, едва только не говорящим: «Подражайте мне, люди, и будучи праведны, угождайте Творцу». Итак, говориттем, что его прославляют, о нем проповедуют, о нем вспоминают, как и небо говорит, будучи только видимым. Ибо не столько действует слово, сколько страдание его. Сказал же это для того, чтобы показать малодушным, что праведник и здесь в известной мере наслаждается почетом, поэтому и вы будете наслаждаться. В некоторых списках, впрочем, сказано: «говорит от себя», но, я думаю, это неправильно.

 

5. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

Он показал веру больше, чем Авель. Ибо то, что случилось с Авелем, способно смутить, потому что, несмотря на праведность Авеля, было допущено, чтобы он был убит братом. Ибо что такое, если бы убийца был наказан? Какая от этого польза убитому уже? Итак, великую веру он показал, уверовав, что если и не ныне, то в будущем веке – Бог воздаятель, и ею угодил Богу и, угодив, переселен. Итак, верою переселен, то есть вера, которой он угодил, переселила его. Смотри, как чрез Авеля Бог показал, что определение Его о смерти истинно; чрез Еноха же снова показал, что это определение временно и будет уничтожено. Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет (см. Быт. 5, 24), – мы знаем, но где, или как, – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом.

 

6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Если кто не уверует, что есть воздаяние добрым и злым, тот не угодит. Ибо как может кто‑ нибудь идти трудным путем добродетели, не будучи убежден в том, что в будущем веке есть разнообразные и постоянные воздаяния? Слушай и дальнейшее.

Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. То, что Бог есть и что Он воздает, – это мы содержим по вере, ибо некоторые утверждают, что все существующее существует само собой; а что оно такое, по существу, это совершенно непостижимо для здравомыслящих. Что значит: ищущим Его? То есть тем, кто старается жизнью угодить Ему, а не тем, кто слишком занимается внешней мудростью. Обрати внимание на мудрость Павла, как он повсюду добавляет: воздает, ради малодушных верующих евреев.

 

7. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере.

Ной, говорит, получив откровение от Бога, то есть был научен относительно неизвестных дел и не остался неверующим. Напротив, хотя воздух был чист, все предавались неге и не ожидали никакой опасности, ибо и не было заметно ничего такого, однако он, поверив Богу, убоялся потопа к приготовил ковчег, посредством коего спас от потопа всех своих домашних (см. Быт. 6, 22). Заметь, что обещает Бог, то предрекает и Дух, как сказано о Симеоне: ему было обещано Духом Святым (Лк. 2, 26). Итак, Дух – Бог.

Ею осудил он весь мир, то есть показал, что они достойны наказания, так как они, даже и видя, что строился в это время ковчег, не пришли в чувство, или не поверили, что будет потоп.

И сделался наследником праведности по вере, то есть он получил ту пользу, что явился праведным пред Богом: каковое имя праведности даровала ему вера.

 

8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет.

Так как верующие из евреев смотрели на него и прочих патриархов как на получивших бесчисленные блага, то Павел намерен показать, что никто еще ничего не получил. Поэтому говорит, что верою Авраам повиновался, получив повеление оставить отечество. Ибо кого он знал, кому бы мог подражать? Отец у него был идолопоклонник, пророков он не слыхал. Поэтому повиноваться Богу как говорящему истину о том, что Он обетовал, и покинуть то, чем он владел, – это было с его стороны делом веры.

И пошел, не зная, куда идет. Хотя бы даже он и знал, кто побудил его, оставив готовое, искать то, что не готово? Но он не знал, какова вообще та земля, в которую он призывается.

 

9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования.

Ту землю, говорит, которую Бог обетовал даровать ему и семени его, он населил как чужую. В каком смысле чужую? Ибо он купил и могилу для Сарры (см. Быт. 23, 4), и, однако, не усомнился и не сказал: «Солгал Бог», но уверовал, что Обетовавший, без сомнения, дарует ее.

Он населил землю настолько ему чужую, что не имел даже собственного дома, но и жил в шатрах, что свойственно пришельцам, кои, не имея собственного участка, переходят с одного места на другое.

С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. И Исаак и Иаков, говорит, жили на ней так же, как на чужой. Исааку завидовали филистимляне, и слуги Авимелеха отняли у него колодцы и его жену, и потому он переходил с одного места на другое (см. Быт. гл. 26). Иаков же не только был гоним страхом пред Исавом, но и на возвратном пути из Месопотамии купил место, где поставил палатку, и то переходил в Вефиль, то в Ефрафу, не останавливаясь на одном месте, как пришелец (см. Быт. гл. 35). Между тем, и они были наследниками обетования, как и их отец. Ибо сказано: дам тебе и потомкам твоим… землю (Быт. 17, 8). И однако же они не были неверующими.

 

1 0. Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог.

Потому, говорит, на земле той и поселились в палатках, не имеющих основания, что ожидали небесного града с истинными основаниями, всегда твердыми и никогда не гибнущими. Почему и Бог, видя, что они презирают обетования земных благ, отложил их, уготовляя им лучшие, как достойным таких, а не земных. Потом они, получая земное обетование, пренебрегали им и стремились к небесному. Вы же, верующие, получив обетование о небесном, желаете земного – и как вам не стыдно?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал