Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Заседание солдатской секции. Об этом заседании обнаружены два машинописных варианта протокола
Об этом заседании обнаружены два машинописных варианта протокола. Первый из них составлен из отдельных стенографических записей хода заседания, что видно из сличения его со вторым вариантом протокола. Публикуются оба варианта архивных протоколов, отчет в газете «Известия» и отчет в «Правде», в котором несколько иная трактовка событий, а в качестве приложения — «Проект положения о ротных и полковых комитетах» и объяснительная записка к нему, написанная председателем солдатской секции В. Утгофом. На заседании после доклада Утгофа решено было опубликовать этот проект в газетах и разослать войсковым организациям. Кроме того, в приложениях публикуется объявление о приглашении Исполнительной комиссией представителей полковых и батальонных комитетов для получения опросных листов и запись хода заседания солдатской секции, сделанная депутатом от 176-го пехотного полка Ф. П. Матвеевым. 372 № 98 1. Протокол заседания солдатской секции 1-й вариант 12 час. 45 мин, дня Председатель. Позвольте объявить собрание открытым и приступить к работе. До внеочередных заявлений желает взять слово для приветствия вас делегат от Совета делегатов армии и флота Або; затем — товарищ, возвратившийся из Москвы; затем — товарищ из Киевского исполнительного комитета. Угодно будет выслушать эти краткие заявления? (Голоса: просим!). Делегат от Або. Товарищи, прошу разрешения доложить вам, что Совет делегатов от армии, флота и рабочих Абоаландских укрепленных позиций, преклоняясь перед подвигом солдат и матросов Петроградского района, которые содействовали установлению нового государственного строя на правах братства, равенства и свободы, просит принять наш искренний привет свободной России. Мы твердо верим, что при дружном единении всех нас мы высоко вознесем знамя свободы для блага нашей родины. В настоящее время разрешите сказать, что наш Совет делегатов от Абоаландских укрепленных позиций озабочен объединением всех частей для дружной работы, а также подготовкой именно к обсуждению у нас вопросов по отношению к войне и будущему политическому строю. Конечно, в массе наша среда в г. Або недостаточно еще объединена, и поэтому наша покорнейшая просьба — именно помочь нам в этом отношении и послать нам кого-либо из членов Петроградского Совета для того, чтобы разъяснить все насущные потребности текущего момента, объединить на[ши] части и подготовить их к обсуждению серьезных вопросов. (Аплодисменты). Делегат от г. Киева. Дорогие товарищи солдаты, я привез вам от двухсоттысячного Киевского гарнизона сердечное спасибо за то, что вы сняли со всей России цепи. Поклон вам до земли. (Аплодисменты). Позвольте мне, товарищи, в трех словах сказать, что у нас было. Мы узнали поздно [о революции], газеты у нас не выходили, мы ничего не знали, и у нас было спокойно. Но как только мы узнали, мы сейчас же сорганизовали солдатский Совет, офицерский Совет и мы вынесли следующий главный принцип: война до победы. Враг внутренний сломлен, теперь нужно сломить врага внешнего при поддержке Временного правительства и подготовить граждан к Учредительному собранию. Вот основные принципы, которые у нас вынесены, а в остальном, товарищи, пойдем в ногу. Депутат от Москвы. Товарищи, Москва очень рада, что гнилой ум прежнего Петрограда заменен народным умом. Гнилой, бюрократический Петроград привыкли обыкновенно до момента великого государственного переворота называть мозгом нашего отечества. Теперь этот гнилой мозг, этот сгнивший совершенно мозг исчез и вместо этого мозга, слава богу, народный мозг, свежий, здоровый, начал управлять нашей родиной. 373 Вы стали управлять, мои братья-товарищи. Москва верит этому мозгу и, как сердце России, чувствует, как всегда она чувствовала всякие переживания России, настоящий момент. Москва, товарищи солдаты, уполномочивает меня приветствовать вас всех здесь. Я счастлив видеть представителей тех, кто освободил Россию от тяжкого гнета. Я бесконечно счастлив той чести, которая выпала на меня сегодня — приветствовать вас, великих, да, великих, борцов за свободу России, русского народа. Примите искреннее приветствие и из действующей армии. Делегаты Сибирского телеграфного батальона уполномочили меня приветствовать вас, благодарить и передать вам, что к вашему уму, к вашему голосу там прислушиваются и ваши решения будут исполнять точно и без всяких комментариев. (Аплодисменты). Председатель. Приветствия, которые вы разрешили произнести, закончены. В порядке дня — внеочередное заявление, оно сейчас будет оглашено, по внеочередным заявлениям прений не допускается. Мы его поэтому заслушаем и затем решим, принять его или нет. Прошу огласить. (Секретарь читает внеочередное заявление). а Председатель. Мы заслушали внеочередное заявление. Его предлагают от имени Совета р. и с. д. принять в качестве пожелания для того, чтобы правительство, прислушавшись к вашему голосу, приняло необходимые, неотложные меры в этом направлении. Сейчас у нас только собрание одной части Совета солдатских депутатов, но я думаю, что если вы примете такое пожелание, то Исполнительный комитет Совета р. и с. д. примет немедленно все меры к тому, чтобы обратить внимание правительства на эти два вас интересующих вопроса и предложить правительству принять нужные меры. Угодно вам согласиться с этим предложением, прошу поднять руку. Принято единогласно ваше желание, чтобы эти два пункта возможно скорее были проведены в жизнь. После перерыва. Председатель. Заседание солдатской части Совета р. и с. д. возобновляется. Прошу занять места. Слово принадлежит т. Бронзовову. Бронзовов. Товарищи, вопрос о реорганизации Совета р. и с. д. настолько коренной и кардинальный, что от того или иного решения его зависит продуктивность работы данного Совета. Поэтому важно как можно продуманнее и сознательнее отнестись к разрешению этого вопроса и постараться устранить те дефекты, которые сейчас вызывают нарекания на Совет. С этой точки зрения подходя к разрешению этого вопроса, я должен обратить ваше внимание не только на громоздкость данного учреждения, на что указывали предшествующие товарищи, но также на вопрос об авторитетности его, т. е. я не спорю, господа, что стихийно избранный в первые дни революции Совет безусловно является органом в высшей степени авторитетным, но коль скоро первые события прошли мимо нас, коль скоро мы уже являемся господами положения, нам нужно поднять вопрос и о правильном представительстве. Ведь если мы говорим: «Да здравствует демокра- а Текст этого заявления см.: ЦГАОРЛ, ф. 1000, оп. 74, д. 8, л. 1. В нем изложены постановления Исполнительной комиссии солдатской секции по вопросам о возвращении на полевые работы ратников старших возрастов и об увеличении" пайков солдаткам (см. док. № 99). 374 тическая республика», если мы проповедуем демократические принципы, то прежде всего и главнее всего эти принципы мы должны проводить в основу нашей деятельности, т. е. представительство должно быть, безусловно, построено на демократических началах, ибо одним из демократических принципов является правильное представительство, в частности равное представительство, т. е. известное число людей, ну, скажем, 10 000 — это я говорю предположительно — имеет право на то, чтобы посылать в данный орган одного представителя. Если же одна тысяча человек посылает своего представителя, а с другой стороны, 10 000 чел. посылают тоже одного представителя, то ясно, что здесь не может быть речи о равном представительстве, представительство, безусловно, получается уже не равное и, в конце концов, возможно, что общее настроение всего Совета не будет отражать, выявлять физиономию всего народа, всей революционной армии. Для того чтобы эта физиономия была правильно выявлена, чтобы мы имели действительно правильное и равное представительство, нам необходимо, чтобы демократические принципы были положены в основу нашего представительного органа. С другой стороны, авторитетность нашего представительного органа увеличивается еще и тем обстоятельством, что на нас смотрят не только петроградские жители, не только петроградский революционный народ, на нас, господа, смотрит вся Россия, и поэтому значение нашего Совета всероссийское. Для того чтобы вся Россия по нашему приказанию делала то, что мы захотим, что мы найдем целесообразным и планомерным, для этого важно, чтобы наш орган имел влияние не только на Петроград, но и на всю Россию, а поэтому ясно, что в нашем Совете должны быть представители не только от Петроградского гарнизона, от петроградских рабочих, но должны быть представители и от других городов. Теперь дальше. В проекте, который предложен Исполнительным комитетом, 6 не было ясно и определенно нам указано, что будущий реорганизованный наш Совет будет построен по новым принципам в смысле предоставления прав иногородним районам. В проекте, который здесь предложен на ваше обсуждение, также строго не проводятся, не осуществляются те демократические принципы о равном представительстве, которые должны лежать в основе всего. Теперь дальше, господа. Если мы действительно все объединены одним стремлением создать продуктивный орган, орган авторитетный, то мы прежде всего должны будем исходить из общего количества избирателей и на основе общей цифры мы могли бы выработать ту схему техническую, как это осуществить. В докладе было указано только, что на две тысячи избирается один представитель, но общее количество всех избирателей Петрограда и его окрестностей, которые принимали участие в революции, не указано. Кроме того, не указано на пропорциональность представительства, т. е. не только солдаты, не только рабочие, но и буржуазные партии могут посылать своих представителей для того, чтобы наша работа была объединена со всем народом. Здесь уже говорил т. Церетели, что буржуазия, поскольку она идет с нами, в поскольку она исполняет то, что нам нужно, должна быть использована. Господа, мы должны сознавать, 6 См. док. № 90. в «с нами» написано карандашом поверх зачеркнутого таким же карандашом: «сама». 375 что действительно мы должны привлечь к участию в нашей работе и представителей буржуазных либеральных партий, потому что как бы то ни было, но факт тот, что среди них есть колоссального ума люди, колоссальные по своему значению величины. Ведь предшествующие условия жизни не давали возможности нам, рабочим и солдатам, получить соответствующее образование, и поэтому мы только потеряем, если положимся на свои силы. Да, в революции мы могли положиться на свои силы, но когда вопрос идет о творческой работе, когда нужно не только разрушать, но и создавать, нам нужно привлечь и умственные силы, которым мы, конечно, доверяем и которые будут делать то, что мы хотим, т. е. будут находиться постоянно под нашим контролем. Дальше в проекте указывается наряду с большим Советом, т. е. с данным Советом, где объединены солдаты и рабочие, указывается малый Совет, куда будут избраны приблизительно по одному человеку на каждые две тысячи, т. е. будет более или менее равное представительство. Итак, господа, у нас будут два органа, в высшей степени самодовлеющие, в высшей степени ответственные. Какой же из них является высшим? Высшим органом, оказывается, является данный большой Совет, Совет р. и с. д. Но, господа, не забывайте, что многие были избраны сюда уже после революции, уже после того, когда, так сказать, события произошли и все благополучно разрешилось и им ничего не оставалось, как только избрать и послать. Новый малый Совет будут избирать на основе прямого, равного представительства, т. е. [он] будет более демократичен в основе своей. Представьте, товарищи, что возникнет какой-нибудь вопрос, который вызовет разногласия между малым и большим Советом. Как вы тогда будете поступать, кого будут слушаться революционный народ и армия, вас ли — большой Совет или малый? Если малый Совет будет более равное представительство иметь, то представители малого Совета скажут: мы имеем больше прав, чтобы нас слушали. Этот вопрос, безусловно, необходимо было бы решить в том смысле, что малый Совет, избранный от рабочих и войск, безусловно, является высшим органом, он намечает общую программу, общие задачи. Что же касается нашего Совета, то он остается, но остается не для того, чтобы предписывать директивы и заставлять малый Совет работать в пределах поставленных ему задач, для информационных целей. Ваше значение, господа, в высшей степени громадно, вы сыграли свою роль, но эта роль еще не окончательно сыграна. Вы должны будете постоянно находиться в связи с теми, кто вас послал и знать постоянно, что делается, наблюдая, критикуя, контролируя, но признавая все-таки малый Совет высшей инстанцией. Вы исполнили свою роль. (Голоса: «Довольно!»). Председатель. Прошу товарищей не мешать высказываться до конца. Время ораторов не ограничено. Бронзовов. Я, господа, скоро кончу. Итак, моя схема, товарищи, заключается в том, что малый Совет безусловно является высшим органом, большой Совет остается, но остается как осведомительный орган, контролирующий малый Совет. Я такую поправку вношу в предложение Исполнительного комитета, чтобы впоследствии не было трений, которые могут привести к нежелательным результатам. Господа, конечно, опасения преждевременны, но нам нужно не только предусмотреть то, что есть сейчас, но постараться заглянуть в будущее и предусмотреть то, что может быть. 376 Теперь дальше, относительно выборов в Исполнительный комитет. Если мы создадим малый Совет на основе прямого, равного и отчасти пропорционального представительства, то, безусловно. Исполнительный комитет должен быть избран от малого Совета, а не в качестве дополнительных выборов к тому Совету, который уже существует, и нам нечего, товарищи, бояться, что мы окажемся не у дел. Каждый действительный работник всегда может пройти в малый Совет, только представительство будет более достойное, более чистое, более отвечающее моменту. Наряду с таким органом нам необходимо подумать о создании всероссийского органа, который бы диктовал свою волю на всю Россию, а для того, чтобы создать такой орган, мы придаем своим малому и большому Советам значение местных органов, т. е. органов для г. Петрограда. Что же касается Совета, который будет играть роль на всю Россию, то мы, господа, должны привлечь к избранию в этот орган все остальные группы, и у нас будет создан национальный временный парламент, парламент не только г. Петрограда, но парламент всей России. Если, товарищи, для вас дороги принципы демократические, — я знаю, что я иду не по течению, говорю не то, что нравится большинству, я это чувствую, но мой долг сказать то, во что я верю, — если вам это дорого, если вас задело то. что буржуазные партии открыли в своих газетах кампанию против состава нашего комитета, несколько раз указывая, что Совет наш избран неправильно, что представительство в нем построено не на демократических принципах, если вам дороги эти демократические принципы и вы в них верите, то вы должны помириться с тем, что вам придется переизбраться, чтобы пройти в малый Совет. Я на этом кончаю. ([Голоса]: «Правильно/»). Председатель. Товарищи, есть предложение закрыть запись ораторов. Записалось больше 20 ораторов. Разрешите прямо поставить вопрос на голосование. Кто за закрытие записи, прощу поднять руки. Запись ораторов закрыта. Есть второе предложение: ограничить время ораторов пятью минутами. Кто за то, чтобы ограничить 5 минутами, прошу поднять руки. Кто против? Большинство высказалось за ограничение иремени 5 минутами. Слово принадлежит т. Шапиро.г Шапиро. Ввиду того что мы избраны на основании известной практики, я предлагаю оставить большой комитет, не ломать его и из нас уже выбрать тот малый комитет, который предположен в докладе. Я предложил бы, чтоб Исполнительного комитета не было, а было как в Государственной думе или других парламентах — малый комитет, который бы выбрал из себя президиум в составе 10—15 чел. (председателя, секретаря и т. д.), и уже из малого комитета выбрать комиссии, куда входили бы специалисты: в рабочие комиссии — рабочие, а в общие — вообще специалисты.Д Там в комиссиях будут обсуждаться те функции, которые намечены малым комитетом. Мое предложение сводится к следующему: оставить наш большой Совет, из него выбрать малый Совет, из малого Совета е выделить отдельные комиссии, а Исполнительного комитета не нужно. г Далее до выступления председателя текст написан черными чернилами. д «а в общие... специалисты» написано черными чернилами над строкой. е «Совета» написано над строкой поверх зачеркнутого: «комитета». 377 Коробейников. От имени 2-го пулеметного полка позвольте сделать заявление. Мы считаем, что производить новые выборы от частей войск — неправильно, ибо ж если рота предоставила защиту своих интересов лицу, которое здесь сидит, значит она это сделала вполне сознательно, а если сознательно, то зачем вторые выборы? Затем по вопросу о том, чтоб это учреждение пользовалось авторитетом для всей России. А разве оно им не пользуется? Разве за этим Советом р. и с. д. не идут другие Советы р. и с. д.? Если мы выскажемся за равное представительство городов, где имеются гарнизоны, то выйдет, что они нас подчинят своей воле, а не мы, которые сбросили дом Романовых, давивший Россию более 300 лет. Мы должны твердо держать знамя в этой руке, и если они желают, пускай подчиняются, пусть пришлют к нам своих представителей. М и р з о е в. Перед нами стоит вопрос о реорганизации Совета р. и с, д. Что из себя представляет этот Совет р. и с. д.? Это есть множество единиц, обреченных на ничегонеделанье. Исполнительный комитет, который до сих пор существует, отделяется от нас все более и более, а нас собирают один-два раза в неделю, чтоб разжевать нам и дать глотать уже готовое.3 Я думаю, что Совет должен сохраниться, но вместе с тем надо образовать малый Совет, оставить Исполнительный комитет в таком виде, как он существует сейчас, нельзя никак. Анохин. Докладчик говорил, что Исполнительная комиссия Совета очень мала, в ней мало членов, — значит, должна быть увеличена Исполнительная комиссия Совета р. и с. д. Так как нельзя решать вопросы такой большой массой, какую представляет Совет, то надо образовать малый Совет, а большой Совет, 11 в который должны влиться те массы, которые придут из различных провинциальных гарнизонов, должен остаться неприкосновенным. Я предлагаю: увеличить Исполнительный комитет до 50—60 членов и образовать малый Совет из 250—300 членов. К у р а з о в. Ввиду того что доклад не напечатан, предлагаю высказать свое мнение, обсудить его в общих чертах, а окончательного решения не выносить до полного ознакомления с докладом. Куликов. Вопрос о высшей Исполнительной комиссии вы должны оставить в стороне, так как это могучий орган, который сделал все в России, и он должен остаться и быть пополнен теми борцами, которые вернулись из тундр и заточения. Но рядом с ним, в помощь к нему, избираются по полкам от каждых 2000 новые люди, которых за это время могли узнать, и образовывают малый Совет, а мы останемся на своих местах. Артощенков. Предлагает выбрать малый Совет только из своей среды, а не из полков. С у д и н. Так как к в таком большом собрании нельзя обсуждать и решать более или менее важные вопросы, то я предлагаю согласиться с предложением — рядом с большим Советом р. и с. д. образовать малый Совет из числа членов большого Совета и пополнить его новыми членами, еще не входящими в состав Совета рабочих депутатов. Далее зачеркнуто: «части войск». Далее зачеркнуто: «тогда как», «а большой Совет» нагтсано над строкой. «Так как» написано над строкой. 378 Шумилов. Для того чтобы мы к решению вопросов приступали более подготовленными, я предлагаю: 1) чтобы порядок дня наших заседаний публиковался заранее; л 2) раньше, чем избирать третий орган, мы должны знать его функции, и, зная эти функции, мы можем сообразить, что [он] может провести это дело, и 3) так как мы завоевали свободу и решаем дела не свои личные, а всей страны, так как мы — народные представители, я предлагаю малый Совет выбрать из нашей среды. Васильев. Просит докладчика выяснить, как должен быть образован малый Совет и из какого числа членов он должен состоять. С о м о в. Я не привел цифрового состава гарнизона, так как я не могу этого сделать в собрании, но желающих прошу прийти в комиссию Исполнительную, и я дам точные сведения, которые здесь не подлежат оглашению. Относительно приезжающих иногородних депутатов должен сказать, что они решающего голоса не имеют, а имеют м только совещательный. Малый Совет будет состоять из 250—300 рабочих и столько же солдат, если не больше, так как солдаты должны здесь представлять интересы отсутствующего крестьянства, еще не организованного. С вопросом о необходимости печатать доклад я вполне согласен и н беру на себя обязанность его напечатать завтра же в «Известиях рабочих и солдатских депутатов».0 Затем я считаю неправильным выбор из этого же состава, так как здесь есть части, представленные двумя-тремя лицами, и им пришлось бы самим себя выбирать. Председател ь.п Товарищи, прения закончены, нам придется сейчас голосованием решить поставленные вопросы. Я хочу сформулировать те главные мысли, какие сегодня в собрании высказывались разнообразными товарищами. Здесь были поставлены три вопроса в связи с реорганизацией Совета: первый вопрос о нынешнем Совете р. и с. д., второй вопрос — о создании малого Совета р. и с. д., третий вопрос — о правильной организации Исполнительного комитета. Никто не предлагал ликвидации Исполнительного комитета, потому что ликвидация Исполнительного комитета означала бы ликвидацию вообще всего Совета. Речь шла о правильном образовании Исполнительного комитета. По первому вопросу о нынешнем Совете никто из ораторов, сколько я помню, не требовал уничтожения или роспуска этого Совета. Все говорившие ораторы разных оттенков сходились на одном — что Совет р. и с. д. в нынешнем виде, т. е. это собрание да еще такое же собрание рабочих депутатов, и является Советом р. и с. д. и он остается. Никто не возражал против того, чтобы его распустить, так? ([Голоса]: «Правильно/»). Это первый вопрос. Второй вопрос — это вопрос о малом Совете. Здесь были высказаны две мысли: одно предположение — образовать, помимо этого Совета, — я не буду говорить о форме образования — образовать, помимо этого Совета, малый Совет р. и с. д. Другие предлагали не образовывать никакого малого Со- л Далее зачеркнуто: «для того, чтобы ее». м «имеют» написано над строкой. н Далее зачеркнуто: «я». 0 Изложение доклада дано в отчете «Известий» о заседании солдатской секции 19 марта (см. док. №99). п Далее до конца протокола текст напечатан на машинке. 379 вета. ([Голоса]: «Не было такого!»). Нет, я хорошо помню и знаю, что я говорю. Так вот, я хочу сказать, что те, кто говорили, что не нужно образовывать малый Совет, исходили из того, что большой Совет может все-таки работать. Мысли в защиту этого положения лично я считаю недостаточно обоснованными и поэтому не могу точно сформулировать. Другое предложение, которое защищалось, как мне кажется, большинством говоривших товарищей, это то, что малый Совет р. и с. д. должен быть образован, причем эта мысль поддерживалась теми соображениями, что на таком большом собрании часто трудно вести деловую работу, что на небольшом Совете в 400—500—600 чел., составленном из рабочих и солдат вместе, — а весь наш Совет имеет до 3000 чел. — будет легче работать и вести деловые заседания, а не только голосованием принимать или отвергать. Наконец, третье предложение — это реорганизация Исполнительного комитета. Все считают необходимым эту реорганизацию, но как реорганизовать — здесь точно не было указано. ([Голос]: «А слияние его с малым Советом?)». Это не предложение, это предложение не об Исполнительном комитете, а об уничтожении. (Голос: «По примеру парламентов и Думы — без всяких Исполнительных комитетов»). Товарищи, позвольте вам напомнить, что ваш пример с Государственной думой тут ни к чему. Есть Государственная дума и в правильных государствах, есть ответственное перед Думою министерство. Наш Исполнительный комитет есть ответственное перед Советом министерство. Так что ваша ссылка на Думу не выдерживает никакой критики. Ввиду того что многие считают, судя по запискам, что нужно вопрос предварительно обсудить на местах, что вопрос этот преждевременно поставлен, я лично предлагаю нижеследующее сейчас принять в общем виде: нужно сохранить Совет большой, но нужно ввести реформы, и вот признается необходимым образование малого Совета, признается необходимой реорганизация Исполнительного комитета, т. е. я предлагаю сейчас в общем виде признать неотложность реформ. Что касается самых реформ, я предложил бы в согласии с тем, что вчера говорилось на собрании Совета рабочих депутатов, отпечатать все это в «Известиях», передать на места для того, чтобы товарищи тщательно продумали и через некоторое время мы окончательно будем этот вопрос решать, ибо те голоса, какие здесь раздавались,? —хотя я сторонник немедленной реформы, но я как член Исполнительного комитета особенно остро чувствую, как нужна реформа, но не могу скрыть, что те голоса товарищей, какие раздавались здесь против некоторых реформ, мне кажется, свидетельствуют о том, что вопрос о реформах сейчас является преждевременным, что его нужно продумать на местах. Ввиду этого я предлагаю сейчас признать в общем необходимость реформ, но разработку их тщательную, детальную сейчас не предпринимать, дав возможность товарищам тщательно все это обсудить на местах, предварительно напечатав в «Известиях». Если вам с этим угодно будет согласиться, я тогда поставлю раздельно на голосование все эти вещи ([Голоса]: «Просим!»). Я конкретного предложения не делаю. Итак, товарищи, я сейчас хочу, чтобы вы проголосовали — считаете ли вы для себя приемлемым предложение, а затем буду делать предложения детальные. Р Так в документе. 380 Если вы считаете то, что я сейчас говорил, правильным, я просил бы поднять руки. Очевидное большинство товарищей с общей мыслью, мною высказанною, согласно. Теперь поставлю раздельные предложения. Я поставлю первым вопрос общий: собрание признает необходимой неотложность общей реформы Совета р. и с. д. Принято. 2) Собрание полагает необходимым произвести реформу, считаясь со следующими, хотя и общими, но основными мыслями: а) при этой реформе нынешний Совет р. и с. д. в его нынешнем виде остается. Согласных с этим прошу поднять руки. Прошло, б) Для деловой работы, для детального обсуждения и решения вопросов создается малый Совет р. и с. д. Кому угодно с этим согласиться? ...с Я по порядку голосования. Товарищи, председатель при выводе всех прений коснулся только одного вопроса — малого Совета, но, между прочим, здесь тоже было высказано одним из товарищей относительно Исполнительной комиссии, который предлагал добавить в Исполнительную комиссию из пашей среды. А малый Совет совершенно не нужен, и он не должен существовать. Тут, пожалуй, опять будут заседать действительные статские советники. ...т Я бы, товарищи, сказал: после того момента, когда нам разошлют проект реорганизации, сделаем свое конкретное решение в связи с этим вопросом. Так как мы еще будем знакомиться с этим проектом, поэтому нельзя предварительно решать этот вопрос. Председатель. Разрешите все-таки сказать, как мы условились. Мы сейчас детально ничего не решаем, а только формулируем мнения собрания. Мы считаем необходимым все проекты напечатать в «Известиях», обсудить, а затем сюда прийти и окончательно решить. Сейчас мы говорим о том, что мы все признали необходимой реформу, что мы признали необходимым сохранение Совета. Теперь мы подошли к вопросу о том, что здесь указано об учреждении Исполнительной комиссии. Товарищи, мы обсуждаем реорганизацию не солдатской части Совета р. и с. д., а мы обсуждаем реорганизацию всего Совета р. и с. д., и никакой Исполнительной комиссии у рабочих нет. Позвольте вас уверить, это случайное образование Исполнительной комиссии, историю ее возникновения я рассказывать не стану, вы ее помните, и поэтому выдумывать одну организацию для рабочих, а другую для солдат, когда мы еще обсуждаем только общую мысль, конечно, нецелесообразно. Я поэтому могу поставить только то, что объединяет весь Совет. На необходимость малого Совета вчера соглашались товарищи рабочие, расходились только на форме образования, я форму образования сейчас и не стану голосовать. Я предлагаю сейчас только признать, как выходило из прений, что такой малый Совет, находящийся под большим Советом, необходимым для работы, что это есть азбука. Я прошу поэтому товарищей решить этот вопрос голосованием. Форма такая: образовать, помимо большого Совета, который существует, особый работоспособный орган, деловой, который будет находиться под этим Советом и решения которого будет выполнять нижестоящий Исполнительный комитет. Кто согласен в такой общей форме принять, тех прошу поднять ру- с Фамилия выступавшего не указана. т Фамилия выступавшего не указана. ■ 181 ки. Очевидное большинство товарищей признало необходимым образование особого делового рабочего органа, стоящего под Советом и решения которого выполняет Исполнительный комитет. Теперь третий вопрос — об Исполнительном комитете. Признается необходимым образование Исполнительного комитета. Когда будет произведена общая реформа, совершенно ясно, что Исполнительный комитет потерпит то же самое — общую реформу, пока же окончательно до произведения этой реформы вносится предложение дополнить Исполнительный наш комитет. Я думаю, что в таком общем виде это предложение может быть принято. Угодно согласиться? Прошу поднять руки. Принято. {Голос: «Непонятно»). Быть может вам, товарищ, непонятно, а большинству понятно. {Голос: «По-моему, контра-бандно проведено-»). Я вас, товарищ, призываю к порядку. Товарищи, ваш товарищ слева бросает мне упрек, что я контрабандно провожу какие-то вопросы. Прошу вас защитить меня от этого. {Аплодисменты). Вам угодно голосовать против, вам угодно — за, я же выполняю только волю собрания. {[Голоса]: «Правильно!»). Товарищи, теперь, после того как вы приняли положение, я хочу напомнить то, с чего я начал, что все это общее положение, которое мы кладем в основу реформы, самая же реформа должна быть напечатана в «Известиях», о ней на местах должно быть обсуждение, и тогда, когда вопрос будет окончательно обсужден, вы придете опять сюда и мы его окончательно разрешим. Я думаю, что для этого времени не потребуется особенно много, вероятно, недели-двух будет достаточно, чтобы этот вопрос разрешить. Здесь в прениях был поставлен еще один вопрос, который я сознательно выделил особо, это вопрос о создании Всероссийского Совета р. и с. д. По этому поводу я считаю необходимым сделать следующее заявление: мы здесь в Петрограде — формально Совет Петрограда и окрестностей ближайшего района, и только формально. Но волею русской революции мы фактически стали всероссийским центром, стали Всероссийским Советом, но никакой санкции на то, что мы являемся Всероссийским Советом р. и с. д., у нас пока еще нет. Поэтому, пока неся функции, выполняя обязанности Всероссийского Совета р. и с. д., мы формально именуемся и являемся Петроградским Советом р. и с. д. 28 марта Исполнительный комитет Совета р. и с. д. созывает в Петрограде первое совещание Исполнительного комитета и представителей Советов р. и с. д. шестидесяти наиболее крупных центров. Это —первое совещание, первая попытка создания всероссийского центра, и на нем будет поставлен вопрос о создании Всероссийского Совета депутатов от рабочих и солдат. Может быть, совещание признает возможным и даже необходимым признать нас — Петроградский Совет — Всероссийским Советом. Тогда мы с благодарностью примем это почетное звание и будем нести ту же работу, какую мы несем и сейчас. Тогда мы станем называться Всероссийским Советом р. и с. д. Может быть, собрание наметит другой путь образования всероссийского центра. Тогда, очевидно, будет создан какой-то центр, представляющий все Советы р. и с. д. Вот то разъяснение, которое я считаю необходимым дать товарищам по вопросам, поставленным сегодня в прениях. Голос. Товарищи, поступила записка с двумя вопросами: 1) представлено ли Исполнительным комитетом Временному правительству на 382 утверждение выработанное положение о правах солдата У и когда и где оно будет опубликовано; 2) каково окончательное решение Исполнительного комитета о присяге — отменена ли она совсем или же будет переработана Исполнительным комитетом. Председатель. На постановленные два вопроса могу дать следующий ответ. Положение о правах солдата еще не представлено на утверждение Временного правительства, потому что некоторые пункты, по мнению Исполнительного комитета, нуждаются в дополнительной разработке. Они в настоящий момент, кажется, уже окончательно средактированы и будут представлены исполнительной комиссии, вероятно, завтра и затем пойдут в Совет. Дополнительные пункты заключались в том, что, по мнению Исполнительного комитета, не совсем полно некоторые вопросы там развиты. Затем по второму вопросу — относительно присяги — позвольте сообщить следующее: вы помните, правительство издало присягу, вы помните форму этой присяги? Вы помните наше постановление? Вслед за тем получилась такая история: часть войска была приведена к присяге, часть войск отказалась от присяги до получения ответа от нас. Это произошло как в Петрограде, так и на фронте. Мы вступили в срочные переговоры с правительством. Правительство дважды признало свою ошибку фактом опубликования этой присяги без предварительных переговоров с Исполнительным комитетом. Ф Встал вопрос о том, как выйти из положения. Мы не считали возможным колебать устои нового режима тем, что будет такое двоевластие. Мы считали вредным, чтобы одна часть присягала, другая не присягала. Мы считали даже вредным, хотя и признавали неотложным, свой самостоятельный текст присяги. В конце концов Исполнительный комитет пришел к следующему заключению: он признал возможным не предлагать нового текста присяги, т. е. признал возможным приводить к присяге по тексту, выработанному правительством, при том условии, если правительство дополнительно издаст декрет к армии, в котором разовьет в пояснение текста присяги, что солдаты, присягнувшие тексту присяги, должны понимать присягу в том смысле, что во всяком случае повиновение офицерам и т. д. должно происходить только в той мере, если оно не противодействует успехам свободы, успехам закрепления ее и успехам, достигнутым революцией. Таково наше компромиссное предложение. Мы не получили до вчерашнего дня ответа от правительства по этому поводу, но вчера днем мы неожиданно из Ставки получили запрос — срочно, в течение нескольких часов, представить в Ставку военному министру Гучкову текст желательной нам присяги. Если Гучков предлагал нам представить текст присяги, хотя мы отказались от мысли выставления особого текста, то это, очевидно, вызывалось необходимостью. Очевидно, ему на фронте было ясно, что только тот текст присяги пройдет в жизнь, за которым будет согласие Исполнительного комитета. Тогда мы в срочном порядке решили составить такой текст присяги. Нам было дано несколько часов. В основу нашей работы мы положили следующее компромиссное решение: мы не желали совершенно новый текст присяги со- У См. Приложение I. Ф Так в документе. 383 ставлять, для того чтобы не вызвать лишнего обострения. Мы желали только незначительные редакционные изменения ввести, такие изменения, которые хотя и не отвечали бы целиком нашим интересам, но могли бы нас с таким текстом примирить. Такой текст нами был составлен и срочно передан в Ставку Гучкову. Оба текста присяги похожи друг на друга, в нашем имеется только одна существенная поправка. Там говорится: «Клянусь в верности Временному правительству», а мы вставили — «кроме тех случаев, когда Временное правительство зовет против интересов свободы, против интересов народа». Вот эту маленькую вставочку мы сделали в текст и передали этот текст по прямому проводу. Так что вот все, что я вам могу сказать. Окончательная судьба переговоров и борьбы за присягу еще не решена. Если она станет ясной, мы, конечно, ее немедленно здесь сообщим. Я надеюсь, что этим разъяснением товарищи удовлетворятся. Слово для внеочередного заявления предоставляется товарищу Зыссу. 3 ы с с. Во вторник, в 2 часа дня, в этом зале будет заседание представителей от батальонов, [от] полковых, от отдельных частей и т. д. для взаимного ознакомления относительно того, что делается в батальонах. Просим передать это в батальоны, полки и части.х Председатель. Я даю последнее слово, очень краткое, по уверению оратора, для внеочередного заявления представителю от офицерского Совета депутатов корнету Саксу. Член Исполнительного комитета офицерских депутатов корнет Сакс. Товарищи, я являюсь не только представителем Совета офицерских депутатов, но и членом Совета р. и с. д., куда я избран от лица 4000 своих солдат кавалерийского полка. Когда я вступил в Совет офицерских депутатов, я им предложил вопрос и просил ответить мне прямо и открыто: за народ они, за народную свободу или нет. И когда я получил ответ, что да, мы — революционные офицеры, объединились, тогда я им сказал, что я согласен с ними работать, если они пойдут рука об руку с нашими братьями-солдатами. Офицеры ответили, что они согласны и просят, чтобы завтра, в два часа, когда в зале армии и флота состоится заседание общего Совета офицерских депутатов, явились от лица Исполнительного комитета товарищи солдаты, рабочие и граждане, которых интересует вопрос о войне и той опасности, которая угрожает нашим свободам, нашей родине извне, выслушать наше открытое, прямое слово русского офицерства и русского солдата. Председатель. Позвольте мне по поводу заявления представителя Совета офицерских депутатов корнета Сакса сделать дополнительное предложение. К нам, в Совет организованных солдат, приходит представитель организованного офицерства и говорит: мы предлагаем вам, солдаты, прийти к нам завтра на собрание и выслушать мнение русских офицеров и солдат по вопросам войны. Нам всем, товарищи, одинаково дороги интересы нашей родины, которую мы с восторгом называем родиной, и мы все боимся и думаем с трепетом о том, как бы нашу родину не посетили неожиданные враги не только изнутри, но и враги, стоящие извне, — германская императорская армия. Вы сегодня слышали здесь пламенный призыв товарища Церетели, 3 председателя второй думской фракции, о том, что мы х См. Приложение II. 384 не смеем в настоящий момент вложить наши мечи в ножны. Вы помните все наши другие постановления, вы помните и о том, что мы считаем своей обязанностью не только оградить Россию от, быть может, надвигающихся штыков германского правительства, но мы считали необходимым оградить еще наши свободы, которым могут угрожать еще оставшиеся следы династии Романовых и старого самодержавия. Все мы признали необходимым и неотложным принять по этому поводу ряд постановлений и резолюций. Поэтому, когда теперь к нам, представителям организованных солдат и рабочих, приходит представитель организованного офицерства и говорит: просим вас всех к нам на собрание, мы должны сказать следующее: мы с удовольствием принимаем это приглашение и с удовольствием пойдем на ваше собрание, но мы, как организованная часть солдат, пошлем туда своих организованных представителей и заставим их там говорить то, что вся наша организация считала необходимым говорить. Я не смею заподозривать в искренности Совет офицерских депутатов, но вы помните, господа, как к нам приходили офицеры в это собрание и говорили: у вас честные открытые лица, а у нас занавески. И вот для того, чтобы не было этих демагогических приемов и чтобы не пришлось разговаривать с солдатской пылью, а с солдатской организацией, я горячо приветствую предложение офицерских депутатов, но считал бы необходимым поручить Исполнительному комитету вступить по этому поводу немедленно в переговоры с Исполнительной комиссией солдат и послать туда четырех организованных представителей с тем условием, чтобы они там поставили и защищали ту линию, которую мы все приняли и которая изложена в определенном акте. К [о р н е т] Сакс. Чтобы дать вам доказательство, что нам дорого только дело свободы родины и защита этой свободы изнутри и извне, я скажу вам от лица Совета р. и с. д., что вполне присоединяюсь к предложению, сделанному нашим т. Богдановым. Мы на это согласны и просим только дружной совместной работы. Представитель Симферополя. Товарищи солдаты и товарищи рабочие! От членов Исполнительного комитета объединенных офицеров и солдат гарнизона города Симферополя приношу вам свой горячий братский привет. Мы с далекого юга любовались вашими подвигами, когда вы встали здесь за правое дело народа, когда вы открыто присоединились к членам Государственной думы и высоко понесли красное знамя. У нас на юге солдаты и офицеры объединились, у нас полное доверие друг к другу. Если есть какое-нибудь меньшинство, мы не обращаем на него никакого внимания. Мой товарищ солдат передаст вам то же приветствие. Примите еще раз горячий привет от 40 000 солдат и офицеров, которые всегда поддержат великое дело свободы русского народа и русской революционной армии. Представитель г. Симферополя. Товарищи! Я являюсь представителем той серой массы, представителями которой являетесь и вы. Меня сорокатысячная серая масса просила: когда поедете в Петроград к нашим товарищам, которые подняли знамя свободы и которые его с такой честью несут до сих пор и, надеемся, будут нести и впредь, то поклонитесь им земным поклоном. Кроме того, просили передать, что все надежды наши на то, что вы, товарищи не остановитесь на том пути, 25 Петроградский Совет на той точке, до которой дошли. Наша серая масса солдатская думает, что революция состоит не только в том, чтобы свергнуть Николая, а что она состоит в том, чтобы свергнуть и капитализм. Кланяюсь вам земно и подтверждаю, что товарищи идут вместе с вами и поддержат вас своими силами. Уполномоченный г. Скобина. Я пришел передать вам привет от г. Скобина, его уезда и свой низкий поклон. Быть может, вам хочется знать, как относятся к этой великой революции города. У нас происходит интенсивная работа организации деревни, организации уездных комитетов, волостных комитетов. У нас уездные комитеты стали на место уездных собраний. У нас уже старшин нет, нет старост. Крестьяне говорят: упразднять, так упразднять все от царя до старосты. Управление и функции старшины переданы порайонному комитету, исполнительные функции старшины переданы особому члену от выборного комитета. У нас осталась только земская управа, но она под строгим контролем уездного комитета и, кроме того, туда выбраны члены от уездного комитета. Как отнеслись крестьяне к великой революции? Они плакали, говоря: мы — граждане. Если можно землю брать, мы возьмем, но после войны, по закону. Когда спросили женщин: жалко вам царя, они ответили: чего его жалеть, когда он сам себя не пожалел. Если вы здесь разрушили дом, крепкий, старый дом, в котором задыхалась вся Россия, то не забудьте, что новый дом вы воздвигнете только при организации народной воли, которая сейчас должна в деревне идти очень интенсивно, и только тогда вы, рабочие, закрепите те плоды великой революции, которых вы достигли. Я должен сказать, что 81-й пехотный полк находится на страже, что если совершится попытка контрреволюции, то мы — низы — поднимемся и придем к вам на помощь. И если будет уныние, то, верьте, вас низы поддержат. Председатель. Я думаю, что выражу общее мнение и настроение, если от вашего имени пошлем братский привет и горячее спасибо тем товарищам депутатам, которые приветствовали нас здесь сейчас. (Аплодисменты). Объявляю заседание закрытым. ЦГАОРЛ, ф. 1000, оп. 73, д- 15, л. НГ>» — 21. Машинописная копия. № 9Э 2. Протокол заседания солдатской секции 2-й вариант 12 час. 45 мин. дня Порядок дня: 1. Внеочередные заявления. 2. Реорганизация. 3. Организация действующей армии и флота. 1) Делегат г. Або, 2) делегат г. Киева, 3) делегат г. Москвы. 4. Внеочередные заявления: а) об увольнении на полевые работы 3X6 ратников и чинов тыловых частей, если это возможно по обстоятельствам военного времени; б) об увеличении пайка (принято единогласно). 5. Представительница из женской манифестации Лучинская. 6. Представитель Савеловского гарнизона Тверской губ. Никитин. Богданов. 1) Общие основания. 2) Положение о ротных и полковых комитетах. 3) О должностных лицах. 4) О полковых и ротных судах. Поправки: корабли приравниваются к полкам, миноносцы — ротам, дивизии миноносцев — полкам. Взаимоотношение ротных и полковых комитетов и командного состава. Постановлено: отпечатать проект как в «Известиях», так и в др. органах и разослать по войсковым частям.8 Срок для обсуждения этого проекта — три дня. к пятнице 12 час. дня. О реорганизации Совета р. и с. д. Предложение Церетели почтить вставанием память погибших членов II Государственной думы. (Вечная память). Анисимов, Баташев, Виноградов, Белюнес, Махарадзе, Нагих, Федоров, Лопаткин, Сомов, Богданов.6 Вопрос перенести на рассмотрение на местах, предварительно напечатав проект в «Известиях». Необходимо реорганизовать Исполнительный комитет. (Принято). О реформах Исполнительного комитета необходимо напечатать в «Известиях» — как о дне собрания, так и о проекте. Создание Всероссийского Совета р. и с. д. 27 марта — первое совещание Исполнительного комитета и представителей Советов р. и с. д. шестидесяти наиболее крупных центров. Запрос о правах солдата. Еще не представлены на утверждение министра, так как, по мнению Исполнительного комитета, нуждаются в некоторой переработке. О присяге. Правительство признает ошибку, дважды опубликовав текст присяги без согласия Исполнительного комитета. В виде компромисса [Исполком] требует от правительства издать декрет. Текст составлен и передан Гучкову в Ставку. ЦГАОРЛ, ф. 1000, оп. 73, д. 15, л. 1а—1а об. Машинописная копия. а См. Приложение I. " Перечислены выступавшие в прениях. № 100 3. Отчет газеты «Известия» о заседании солдатской секции Выслушивается ряд приветствий из Або, Киева, Москвы. От имени Исполнительной комиссии Совета солдатских депутатов делается следующее заявление. 25* 387 1. Для государственной необходимости обработки полей, выражая же 2. Совет р. и с. д. признает размер пайка семьям призванных в армию, Выступает делегатка женской манифестации Лучинская (встреченная бурными аплодисментами) по вопросу о полном уравнении политических прав женщины.4 Речь ее покрыта бурными аплодисментами. Обсуждается доклад проекта организации Петроградского гарнизона (означенный проект в настоящее время литографирован и роздан). После ряда выступлений отдельных ораторов [постановлено] проект отложить и после обсуждения коррективов на местах вновь обсуждать в ближайшую пятницу. Принят ряд поправок. Выслушивается доклад по реорганизации Совета р. и с. д. Доклад «проекта реорганизации Совета р. и с. д. и его органов». За последнее время выяснилось, что детально обсуждать и тем более разрабатывать более или менее серьезные вопросы в общих заседаниях Совета р. и с. д. совершенно невозможно. Нельзя забывать, что число членов Совета в настоящее время уже превышает 2500 чел. Вы сами помните, что мы не могли разместиться даже в Михайловском театре, а в Морском корпусе большинство должно было стоять. Нечего и говорить, что работа в такой обстановке совершенно невозможна. Особая подкомиссия в числе 12— 15 чел. — членов Исполнительной комиссии Совета солдатских депутатов совместно с 2—3 членами Исполнительного комитета и задалась целью составить проект организации такого работоспособного Совета, при котором состав его не превышал бы 500—600 чел. Вначале была высказана мысль о роспуске всего Совета и выборе нового по точному расчету одного депутата на 2000 чел., потому что выборы производились в первые дни революции наспех и с точки зрения правильности представительства это, может быть, было бы и справедливо, но впоследствии подкомиссия отвергла это соображение и пришла к следующему выводу, а) Имеющийся состав Совета р. и с. д. ни в коем случае не распускать, не переизбрать, так как разрушение всякой революционной организации, хотя бы и имеющей те или иные недостатки в период, когда постоянный государственный строй еще не установлен, недопустимо. Технические же неудобства можно преодолел.. Аудитория Народного дома скоро будет приведена в надлежащее состояние, и заседания там могут происходить в соответствующей обстановке. Такой громоздкий аппарат, конечно, трудно собирать, по он необходим не только как организация, связывающая значительное число участников-представителей, но и как орган, решающий окончательно все принципиальные вопросы, имеющие характер основных. Предложено назвать его «Большим Советом», с тем чтобы собрания его созывались 388 через 7—10 дней, б) Для разрешения же простых текущих вопросов предположено создать «Малый Совет» р. и с. д. на следующих основаниях. 1) Рабочая секция Малого Совета избирается по одному депутату на каждого от 2000 чел., следующие неполные 2000 рабочих данного завода посылают еще по одному депутату. Если количество их превышает 1000 чел., т. е. если заводы имеют более трех, пяти или семи тысяч, то они избирают соответственно 2, 3, 4 депутатов. Служащие мелких предприятий соединяются в группы и также избирают по одному депутату на 2000 чел. Кроме того, в состав малого Совета входят представители районных организаций, отдельных рабочих союзов и т. д. Общий состав намечен в 250 чел. 2) Солдатскую секцию малого Совета организовать по тому же принципу представляется невозможным, так как необходимо, во-первых, дать представительство отдельным войсковым частям, хотя бы и не имеющим полных 2000, ибо иначе может быть нарушена связь с этой частью, иной весьма важной в смысле обороны, и, во-вторых, необходимо усилить состав его для того, чтобы дать возможность высказаться и голосу крестьян, так как армия в настоящем ее состоянии представляет из себя одетых в рубашку защитного цвета крестьян и рабочих. Поэтому подкомиссия а предлагает следующий способ организации солдатской секции малого Совета: на предпоследнем заседании вами уже была избрана из своей среды Исполнительная комиссия, в состав которой вошло по одному представителю от полка и запасного батальона, причем отдельные управления и заседания Военного министерства, объединившись в числе 29 и представляя собою 7400 голосов, избрали 4 чел. В настоящее время число ее членов равняется 107 чел. Комиссия, как я докладывал в последнем заседании, разбилась на ряд подкомиссий, худо ли, хорошо ли, но с утра до ночи работает, и потому распускать ее представляется нецелесообразным. Для [доведения же ее состава до 250—280 чел., с тем чтобы она могла превратиться в солдатскую секцию малого Совета, мы предлагаем следующее: подкомиссия личного состава Исполнительной комиссии совместно с президиумом комиссии и членом Исполнительного комитета должна составить список числа депутатов, подлежащих дополнительному выбору от отдельных частей по 1 на 2000, так же как у рабочих, причем главные и окружные управления Военного министерства имеют выбрать по одному представителю независимо от количества своих членов. Мелкие однородные части и команды, госпитальные и другие санитарно-лечебные учреждения и управления соединяются и выбирают по одному на 1000. При такой системе мы получим состав солдатской секции приблизительно в 250—280 чел. Что касается Исполнительного комитета Совета р. и с. д., то и он подлежит реорганизации. В настоящее время он состоит из 10 солдат, 10 рабочих и 12—13 представителей революционных партий, причем бюро его состоит из семи лиц. При той работе, которую он несет, 32—33 чел. настолько перегружены, что совершенно необходимо пополнить состав его еще 9 солдатами и 9 рабочими, причем бюро тоже должно быть увеличено двумя солдатами, так как сейчас там нет ни одного солдата, что вредно отражается на работе комитета. В газете ошибочно: «предкомиссия». 389 После большого ряда обсуждений собрание пришло к следующему выводу: 1) нынешний состав Совета р. и с. д. в виде общего собрания остается 2) для детального обсуждения вызываемых жизнью вопросов необ Известия. 1917. 23 марта. № 22. С. 6. № 101 4. Отчет газеты «Правда» о заседании солдатской секции В заседании 19 марта с полнейшей очевидностью выяснилось, что при той постановке работы, какая наблюдается в Совете сейчас, Совет работать не может. На повестке стояли два вопроса: организация действующей армии и флота и реорганизация Совета р. и с. д. Несмотря на сложность и важность поставленных вопросов, Исполнительный комитет не опубликовал своих проектов в газетах и не ознакомил предварительно с ними членов Совета. Поэтому, когда приступили к обсуждению обширного доклада Исполнительного комитета об организации армии (ротные и полковые комитеты, товарищеские суды и пр.), обнаружилась полнейшая невозможность решить этот вопрос без предварительного обсуждения его на местах. После того как ряд ораторов высказался о компетенции ротных комитетов, было внесено предложение отложить обсуждение вопроса до другого раза, обязав Исполнительный комитет опубликовать свой проект в печати, а также раздать его в роты и батальоны Петроградского гарнизона. Как ни подчеркивал Исполнительный комитет всю невозможность дальнейшей отсрочки обсуждения вопроса, предложение все-таки принимается и обсуждение вопроса откладывается до 24 марта. Совершенно такая же участь грозила постигнуть и второй вопрос — о реорганизации Совета. Выслушав проект Исполнительного комитета, Совет приступил к его обсуждению, но едва высказались несколько ораторов, как вносится предложение: ввиду сложности и невыясненности вопроса на местах отложить его обсуждение. Но на этот раз большинство отклоняет это предложение. После обсуждения было решено избрать из среды настоящего Совета малый Совет в количестве 200 представителей. Совет р. и с. д. в настоящем составе слишком громоздок, и работа его не столь продуктивна, как этого хотелось бы. Но спрашивается: разве виною этому только многочисленность его? И разве не в такой же степени, а может быть и в большей, работа Совета тормозится тем, что Исполнительный комитет не опубликовывает и не раздает своих проектов членам Совета для предварительного ознакомления? И не ясно ли, что в интересах большей работоспо- 390 собности Совета необходимо наряду с реорганизацией его состава произвести и реорганизацию самого порядка работы Совета и Исполнительного комитета? И здесь в первую голову необходимо установить, как общее правило, что Исполнительный комитет раньше, чем внести проект на обсуждение Совета, опубликовывает и раздает его членам а Совета. Важно также, чтобы мнение и меньшинства в Исполнительном комитете не оставалось тайной, а опубликовывалось. Только при этих условиях можно надеяться, что Совет будет работать успешнее, что прения в нем будут отличаться большей упорядоченностью и содержательностью, а роль члена Совета будет заключаться не только в поднятии и опускании руки при голосовании, айв сознательном обсуждении и решении вопросов, встающих перед Советом. Делегат 2-го отдела первого з[апасного] а[ртиллерийского] р[езерва] Е. Короткий. ^ Правда. 1917. 21 марта. № 14. С. 4. а В газете ошибочно: «членами». ПРИЛОЖЕНИЕ I ПРОЕКТдПОЛОЖЕНИЯ О РОТНЫХ^И^ПОЛКОВЫХ «КОМИТЕТАХ, ВЫРАБОТАННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ СОЛДАТСКОЙ^СЕКЦИИ, И ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К НЕМУ Общим собранием Совета солдатских депутатов в заседании 19 марта с. г. постановлено: Ввиду важности вопроса об организации ротных и полковых дисциплинарных судов проект Исполнительной комиссии Совета солдатских депутатов напечатать в «Известиях Совета рабочих и солдатских депутатов» для обсуждения его в частях войск 24 марта с. г. и этот проект внести на общее собрание Совета солдатских депутатов. Положение о ротных и полковых комитетах. (Для всех частей действующей армии и флота и внутренних округов). Примечание: для частей войск, которые войдут в состав проектируемой Народной гвардии, будет выработано особое положение. Общие основания. Ротные и полковые комитеты организуются: 1) для контроля за хозяйственной деятельностью чинов части; 2) для принятия мер против злоупотреблений и превышений власти 3) для сплочения всей русской армии в единую организацию; 4) для подготовки к выборам в Учредительное собрание; 5) для решения различных вопросов, касающихся внутреннего быта 6) для выяснения недоразумений между солдатами и офицерами. [§] 1. Все роты, эскадроны, сотни, батареи, транспорты, команды при госпиталях и другие части соответствующего состава избирают ротные комитеты. 391 [§] 2. Ротные комитеты состоят из шести членов, избранных общим собранием роты. Из числа своих членов ротный комитет избирает: 1) председателя, 2) товарища председателя, 3) секретаря, 4) представителя в полковой комитет. Примечание 1. 4 члена ротного комитета избираются общим собранием роты из кандидатов, выставленных взводами, по одному на взвод. Остальные члены комитета и 3 кандидата в члены комитета избираются из общего собрания роты. Примечание 2. Избранными в ротный комитет могут быть все чины роты. Примечание 3. 3 кандидата в члены комитета избираются одновременно и на тех же основаниях. Примечание 4. Ротный командир имеет право присутствовать на заседаниях ротного комитета с правом совещательного голоса, но лишь по приглашению ротного комитета. Примечание 5. Время и место заседания ротного комитета назначаются самим ротным комитетом в пределах расположения роты. § 3. Состав ротного комитета избирается сроком на три месяца, причем старый состав может быть переизбран. Представитель в полковой комитет переизбирается на тех же основаниях, как и все члены полкового комитета. § 4. Члены ротного комитета могут быть лишены своего звания до срока лишь постановлением двух третей общего собрания роты. Общее собрание роты считается полномочным, если на нем присутствует не менее 2/3 числа людей в роте, состоящих в этот день на котле. Заявление о^досрочном исключении члена ротного комитета должно быть подписано не менее чем десятью чинами роты. § 5. Положение о ротных и полковых комитетах вступает в силу с момента распубликования в приказе по Военному ведомству. Задачи ротных комитетов. § 6. Ротный комитет учреждается для контроля ведения хозяйства в роте, для связи через полковой комитет с Советами с. и р. д., для подготовки выборов в Учредительное собрание, для принятия мер против злоупотреблений и превышения власти со стороны должностных лиц роты, для решения различных вопросов, касающихся внутреннего быта роты. Примечание. Ротный комитет действует в пределах, установленных в настоящем положении, и ни в какой мере не касается боевой подготовки и боевых сторон (строевой, учебной, специальной и технической) деятельности части и ее подразделений. Распоряжения, касающиеся этих сторон службы, обсуждению в ротных комитетах не подлежат. § 7. Ротные комитеты наблюдают за правильным ведением хозяйства ротными должностными лицами. § 8. Сверяют раскладки с существующими признаками.а § 9. Проверяют, соответствует ли вес, качество и сорт припасов утвержденной раскладке, продовольствия и фуража. а В газете ошибочно: «призраками». 392 § 10. Заметив упущения или недобросовестное ведение дел каптенармусом, артельщиком и другими должностными лицами роты, проверяет правильность обвинений и жалоб и сообщает об этом ротному командиру для немедленного смещения до суда и [направления] в дисциплинарный ротный или полковой суд.6 Одновременно ротный комитет доводит об этом до сведения полкового комитета. § 11. Месячную отчетность подписывают, кроме лиц, указанных в законе, также председатель ротного комитета и один из членов его по поручению комитета. § 12. При превышениях и злоупотреблениях властью со стороны ротных должностных лиц ротные комитеты собирают обвинительный материал и передают его в ротный дисциплинарный суд и доводят об этом до сведения ротного командира и полкового комитета. § 13. Ротные комитеты устанавливают очередь увольнения в отпуск. § 14. Ротные комитеты следят за тем, чтобы больные заразными болезнями не скрывали своих болезней, а обращались за медицинской помощью. § 15. Члены ротного комитета освобождаются от нарядов на службу, кроме боевых назначений. О связи с Советом р. и с. д. § 16. Ротные комитеты с помощью полковых комитетов имеют право поддерживать постоянную связь с Всероссийским и местными Советами р. и с. д., чтобы иметь возможность поддерживать их в нужную минуту и не дать вернуться старому порядку. Для этого: § 17. Входят в сношения с местными и Всероссийским Советом Б р. и с. д. и просят их о высылке депутатов или ораторов для разъяснений. § 18. Покупают через полковой комитет или непосредственно все известия, газеты и прочие издания, которые издает Совет р. и с. д. § 19. Собирают в ротах пожертвования на покупку названных газет и прочих изданий. § 20. Собирают ротные или взводные собрания для обсуждения получаемых известий и раздают получаемые газеты и пр. § 21. Если будет об
|