Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марк и Петр






В самом начале второго столетия один из отцов Церкви Папий зафиксировал еще более раннее предание о том, что Марк в своем евангелии в точности записал воспоминания Петра о жизни и учении Иисуса, однако не составил при этом завершенное и последовательное повествование; дело в том, что Петр излагал свои воспоминания в форме отрывочных историй, рассказываемых при разных случаях то тут, то там68. (68 Цитируется Евсевием в «Церковной истории» 3.39.15. Ср. особое упомина­ние Петра в Мк. 16: 7: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...») Отцы ранней Церкви Ириней, Климент Александрий­ский, Иероним, а также Ориген тоже подтверждают авторст­во Марка при содействии Петра.

Действие

За малыми исключениями, Евангелие от Марка характе­ризуется действием, а не долгими беседами. В стремительно развивающемся повествовании, что особо подчеркивается словом «тотчас» и его синонимами (восходящими к одному и тому же греческому слову), евангелист раскрывает деятель­ность Иисуса, могущественного и облеченного властью Сына Божиего.

Композиция

Хотя в целом материалы у Марка расположены в хроно­логическом порядке, ключевые понятия и тематические па­раллели иногда определяют принцип размещения отдель­ных эпизодов и высказываний. Например, в Мк. 2: 1 — 3: 6 собраны рассказы о власти Иисуса прощать грехи, трапезни­чать с мытарями и грешниками, позволять ученикам не со­блюдать пост, разрешать им срывать колосья и есть зерна в субботу и в субботу же лично совершать исцеления. Очевид­но, Марк помещает эти рассказы рядом потому, что в них речь идет о власти Иисуса.

Цель

Современные исследователи выдвинули ряд различных предположений о намерениях евангелиста. Например, неко­торые считают, что Марк написал свое евангелие, чтобы дать новообращенным катехизическое наставление. Однако это мнение плохо согласуется с тем, что Марк привел не так уж много поучений Иисуса. Другие думают, что Марк предна­значал свое евангелие для использования в церковных служ­бах. Но в композиции и стиле книги нет той гладкости и сим­метрии, которых можно было бы ожидать от богослужебного текста. Есть и такие, кто полагает, будто бы Марк хотел вос­полнить то упущение, что Иисус не провозгласил Себя Мес­сией, и поэтому Марк слегка затушевывает эту помеху для христианского вероучения, придумав тайну мессианства, то есть вложив в уста Иисуса запреты ученикам рассказывать о Его мессианстве, чтобы создать видимость того, будто бы Иисус учил их, что Он — Мессия, хотя в действительности Он этого не делал69. (W.Wrede, The Messianic Secret (Cambridge: Clarke, 1971). Вреде приписы­вает это намерение тем предшественникам Марка, чьими материалами пользовался евангелист) Другие же, напротив, уверены, что Марк, придумав тайну мессианства, старался смягчить по­литический вызов римским властям, брошенный служени­ем, явно мессианским по своему характеру. В основе обоих подходов, делающих упор на тайне мессианства, лежит чрез мерный скептицизм по отношению к точности рассказа Мар­ка. У большинства читателей не возникает впечатления, будто бы Марка смущает излишний или недостаточный ак­цент на мессианстве Иисуса в предании о Нем. Более того, как мы увидим, запреты Иисуса на разглашение были вы­званы, по всей вероятности, разными причинами, изменяв­шимися от случая к случаю, и ни одна из этих причин не имела уже значения для Марка и его читателей. И еще одна возможность — что Марк писал для поддержки гонимых христиан, указывая им, что Иисус тоже страдал и умер. Но почему же тогда Марк посвятил основную часть своего Еван­гелия чудесам Иисуса и изгнанию Им бесов, той власти, с ко­торою Он учил и отвечал противникам, и почему Марк по ме­ре возможности затушевывает и стирает черты страдания в картинах взятия Иисуса, суда и распятия?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал