Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие занятости населения и ее формы. Система и компетенция государственной службы занятости населения.






 

Правовые, организационные и социальные условия обеспечения занятости и трудоустройства населения определяются комплексом нормативных актов, устанавливающих гарантии реализации права на труд. Основой для создания и развития законодательства о занятости является ст. 41 Конституции, гарантирующая гражданам право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а также помощь государства лицам, потерявшим работу по не зависящим от них причинам.

Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им доход. В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера, а также в виде предпринимательской и другой не запрещенной законом деятельности.

Закон не содержит классификации форм занятости, тем не менее из его содержания можно выделить следующие ее формы:

· деятельность гражданина, приносящая доход в виде заработной платы, прибыли и иных форм дохода, т. е. оплачиваемая деятельность;

· деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.

К граждан, выполняющим оплачиваемую работу, относятся:

1. работающие по найму (на основании трудового договора ил контракта).

2. самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, работающие собственники, члены хозяйственных товариществ, лица, занятые в фермерских и крестьянских хозяйствах и т. п.;

3. выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;

4. избранные на оплачиваемую должность;

5. проходящие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства.

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. К ним относятся:

1. проходящие срочную службу в Вооруженных Силах, пограничных. Внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

2. учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, студенты очных отделений высших, средних специальных и других учебных заведений;

3. занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность 5которых не противоречат действующему законодательству.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, граждане, не достигшие трудоспособного возраста, а также безработные и др.

Систему государственных органов, обеспечивающих реализацию прав граждан на трудоустройство, составляют общие и специальные органы.

Общие органы включают Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и его органы, которые обеспечивают разработку и реализацию единой государственной политики в области труда, трудовых и связанных с ними отношений.

Специальными государственными органами являются органы службы занятости населения. Положения пункта 1 статьи 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» устанавливают, что государственная служба занятости создается для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно.

Государственная служба занятости построена по административно- территориальному принципу и имеет трехуровневую, иерархическую структуру.

Республиканский уровень представлен департаментом по занятости населения Министерства труда и социальной защиты.

Областной уровень составляют управления областных служб занятости и Минский городской центр занятости населения.

Районный уровень включает региональные, районные, городские (райлнные в городе) центры и отделения занятости.

Деятельность региональных, районных (городских) центров занятости, информационного центра. Центра профессиональной подготовки. Повышение квалификации и переподготовки безработных осуществляется согласно Положению об этих структурах.

Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2003 года № 50 «О совершенствовании государственной службы занятости населения» в целях совершенствования деятельности государственной службы занятости, оптимизации структуры ее органов, территориальные органы государственной службы занятости (управления областных служб занятости населения, региональные, городские, районные центры занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) переданы соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам.

В целях страхования безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения в Республике Беларусь создан Государственный фонд содействия занятости, который является государственным целевым бюджетным фондом. В частности, он образуется за счет обязательных отчислений субъектов хозяйствования независимо от формы собственности; средств республиканского и местного бюджетов; добровольных пожертвований; возврата финансовой помощи, выданной предприятиям для создания новых рабочих мест; возврата депозитов, ранее выданных банком и.т.д. Вышеназванным Указом Президента Республики Беларусь определено, что средства государственного фонда содействия занятости включаются в республиканский и местный бюджеты и используются согласно законодательству, распределяются между республиканскими и местными бюджетами согласно Закону о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал