Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение тактильного ощущения.
Началось изучение тактильного ощущения с методик Фолькельта и Фехнера. 1. Методы измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности - Г. Фехнер. Позволяют точно измерить интенсивность раздражителя, вызывающую едва заметное ощущение или едва заметное изменение ощущения: Метод минимальных изменений (метод границ). Стимулы отличаются друг от друга на минимально возможную величину. Обычно измерение порога начинают с убывающего ряда стимулов, приняв за исходное значение величину отчетливо воспринимаемого стимула. Порог, т. е. величина стимула, при которой произошла смена ответов испытуемого (чувствую – не чувствую), находится между тем стимулом, который ещё воспринимается, и тем, который уже не воспринимается. 2) Методика «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании»: В результате активного ощупывания формируется осязательный образ предмета. Две цели: 1) проследить и зафиксировать процесс формирования осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта одной рукой; 2) выявить особенности видов движения в процессе бимануального (двумя руками) осязания. 1. Если объект покоится на руке - пассивноеосязание. 2. Если испытуемый активно ощупывает предмет – активное осязание. Проводятся опыты с предъявлением фигур, отличающиеся степенью сложности формы. Испытуемые ощупывают их и потом зарисовывают. Оценивается соответствие реальной фигуры с нарисованной и движения руки и пальцев при осязании двумя руками. 5. Восприятие: понятие и общая характеристика, виды, свойства. Восприятие — это субъективноецелостное отражение сознанием предметов и явлений, возникающих при воздействии физических раздражителей на органы чувств. = Отражение предметов и явлений в виде их целостного образа (осмысленного и означенного (связанного с речью) синтеза ощущений). Восприятие включает в себя ощущения, основывается на них, но не сводится к их простой сумме. Складывается из отбора информации и её систематизации. Результат – построенный образ предмета или явления. Виды восприятия: 1. По ведущему анализатору: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), обонятельное и вкусовое восприятие. 2. По эмоциональной окраске: эмоциональное и рациональное восприятие. 3. По объекту восприятия: восприятие пространства (расстояния, направления, величины и формы), времени (длительности, скорости и последовательности), движения (его характера, формы, амплитуды, направления, продолжительности, скорости и ускорения). Свойства восприятия: - Объем - количество объектов, воспринимаемых в течение одной фиксации. - Точность - соответствие возникшего образа реальному объекту. - Полнота - степень детализации «гештальта» воспринятого объекта. - Быстрота - время, необходимое для адекватного восприятия. - Константность - свойство воспринимать объекты в разных условиях относительно постоянными (мама и при свете, и в темноте – мама). - Осмысленность - свойство приписывать воспринимаемому объекту/ явлению определенный смысл и классифицировать в соответствии с личными знаниями и опытом - Структурность - свойство объединять ощущения в целостные простые структуры (группировать их): жара + яркий свет + запахи трав и цветов = лето. Буква «А» = две линии, соединяющиеся верху, с поперечным пересечением их третьей: - Целостность (отельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование) = мысленная «достройка» воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа: - Предметность - отнесенность образа восприятия к соответствующим предметам или явлениям внешнего мира; адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам (образ Чикитки = в реальности Чикита, а не Брик). - Обобщенность - восприятие отдельных объектов как части общего класса, объединяющего их по определённому признаку (боксёр – собака). - Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, зависящая от направленности деятельности, потребностей и интересов. + Выделение объекта из фона (= выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям). - Апперцепция – зависимость от опыта, знаний, интересов и установок личности.
|