Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений






Сегодня наше государство переживает не только очень слож­ный, но и довольно своеобразный период своего существования. Появилось множество людей, которые пришли в политику, за­нимаются коммерческой деятельностью, участвуют в различных сферах управления, не имея очень часто необходимой для этого специальной подготовки и требующихся профессиональных ка­честв. Приблизительно то же самое наблюдалось раньше в обла­сти воспитания и управления многонациональными регионами, плачевные и опасные результаты чего сегодня хорошо известны. И хотя предыдущий опыт свидетельствует, что так или иначе с годами у некоторых людей появляются навыки и умения регули­рования межнациональных отношений, тем не менее печальные итоги развала СССР взывают к разуму сегодняшнего поколе­ния, требуют формирования необходимых предпосылок для со­здания на государственном и местном уровнях системы подго­товки специалистов, ответственных за межнациональные отно­шения, строго отслеживающих характер и содержание межэтни­ческих связей и взаимодействия, вносящих своими тщательно продуманными рекомендациями посильный вклад в поддержа­ние стабильности и социальной ответственности в совместной жизни и организованном быте представителей разных общно­стей нашей страны. Как показывает уже имеющийся положи­тельный опыт, в рамках профилированного обучения и подго­товки, в частности новых политиков, с целью совершенствова­ния их деятельности результаты подобного рода мероприятий идут на пользу всего общества, позволяют в известной мере ста­билизировать политическую и национальную ситуации, являю­щиеся следствием нарушения устоявшихся социальных, моральных и многих других норм и традиций жизни в различных угол­ках нашей страны.

Таким образом, совершенно очевидно, что необходима теоре­тическая и организационная разработка вопросов, относящихся к области профессионализма в межнациональных отношениях, осо­бенно в России, являющейся многоэтнической страной. Однако эта проблема методологически и теоретически неоднозначна, очень непроста.

Во-первых, потому, что в научной и практической плос­кости она никогда не ставилась, а профессионалы в этой области никогда и никем не готовились. С одной стороны, считалось, что дискомфортность в межнациональных отношениях в нашей стра­не давно изжита, а выискивать ее — значит искусственно ее сти­мулировать. С другой — считалось, что руководитель или просто специалист, живущий и работающий в многонациональном реги­оне, постоянно вступающий в контакты с представителями дру­гих этнических общностей, через какой-то промежуток времени так или иначе получает определенные навыки и умения регули­рования взаимоотношений с ними.

Во-вторых, психологическая и педагогическая науки обычно ориентированы на изучение и развитие личности в межнацио­нальных контактах, а не в ходе широких и многогранных нацио­нальных отношений. Вот почему речь всегда шла о культуре толь­ко межнационального общения, когда под последним понимался процесс обмена продуктами деятельности, информацией, пере­дачи опыта, трудовых навыков, в котором проявляются и удов­летворяются духовные потребности, вырабатываются нравствен­но-оценочные нормы и правила, формируются социально-пси­хологические качества, самым существенным образом влияющие на характер, содержание и уровень отношений представителей разных национальностей [209. — С. 12—13]. Подразумевалось при этом, что культура именно межнациональных отношений не мо­жет существовать, поскольку последние – это отношения безличностные, т. е. общественные.

Эта тенденция заимствована нашими учеными из американ­ской социальной психологии, традиционно рассматривавшей от­ношения между группами (в нашем случае между этническими группами) как разновидность межличностных отношений, детер­минируемых индивидуально-психологическими особенностями их участников. Такой позиции придерживается, например, Г.М. Андреева, которая считает, что внутри системы безличностных от­ношений существует второй ряд отношений – межличностных [10.-С. 82].

У западноевропейских психологов взгляды были иные. Они считали, что межгрупповые отношения несводимы к межинди­видуальным и детерминируются положением группы как коллективного социального субъекта в системе контактов с други­ми группами. Группа при этом рассматривается не как сумма, скопление индивидов, а как качественно своеобразное целое. Индивид, согласно этой точке зрения, — не представитель по­добных ему индивидов, а носитель системных качеств, которы­ми обладает группа. В межнациональных отношениях это очень важно. Здесь представитель той или иной этнической общности выступает не просто выразителем каких-то отдельных характери­стик своего народа, что фиксируется только категорией «межна­циональное общение», а человеком, выражающим более широ­кий спектр системного реагирования его нации на окружающую действительность и другие этносы, реализующим себя уже в по­нятии межнациональных отношений.

В этой связи более грамотной и методологически верной яв­ляется точка зрения, фокусирующая внимание не на общении как результате межэтнических контактов, а на полноценных от­ношениях между представителями различных этнических общ­ностей и высказанная П. Н. Шихиревым в его концепции пред­мета социальной психологии. Согласно этой точке зрения, «со­циальная система для социальной психологии есть система от­ношений социальных субъектов — индивидуальных и коллективных — друг с другом, друг к другу и к действительности. Со­циальная психология изучает отражение данной системы соци­альными субъектами. Существо этого отражения для социальной психологии – аксиологический аспект, поскольку именно он обеспечивает регуляторную функцию психического. Ценностное отношение двойственно: психологично по локусу существова­ния и социально по функции, заключающейся в регуляции ин­дивидуальной и коллективной деятельности. Оно фиксируется в индивидуальных и коллективных идейно-психологических фор­мах: мнениях, образах, персонификациях общественных отно­шений, в которых отражены представления о желаемом, долж­ном, справедливом, действительном, о целях социального дей­ствия, средствах их достижения, о функциях членов социальной общности» [252. — С. 18].

В связи с этим понятие профессионализма может быть отнесе­но прежде всего к межнациональным отношениям, а уж потом к общению. Оно приобретает при этом свою научную, социальную и практическую полноценность. Это означает, что профессиона­лом в межнациональных отношениях может быть специалист, который не только достаточно успешно организует и регулирует общение представителей различных этнических общностей на ос­нове знаний их своеобразных психологических особенностей, но и хорошо разбирается в идейно-психологических ценностях лю­дей разных этносов, их национальной идеологии и социальных стереотипах поведения и деятельности, а также использует эти знания в общих интересах и способен не допустить или погасить, если они возникли, межнациональные конфликты, межнацио­нальную рознь и непонимание.

Другими словами, нацеленность только на межнациональное общение заранее сужает возможность формирования и развития всего комплекса качеств специалиста, занимающегося регули­рованием межнациональных отношений, поскольку он изначаль­но ориентируется на учет лишь некоторых их составляющих и о каком-то серьезном влиянии на содержание и специфику функ­ционирования этих отношений в этом случае говорить не прихо­дится.

Совершенно очевидно, что проблема развития профессиона­лизма в межнациональных отношениях и его формирования име­ет большое политическое значение, поскольку создает условия для более гибкого регулирования политических процессов в по­лиэтнических регионах, предупреждения возникновения даже малейшей дискомфортности во взаимоотношениях представите­лей различных общностей. И, наоборот, непрофессионализм спо­собствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к появлению политических противоречий, и главное, анта­гонизмов и противостояния людей, что отрицательно сказывает­ся на самочувствии всего общества.

Все эти обстоятельства предъявляют сверхсерьезные требова­ния к знаниям, навыкам и умениям профессионала в межнацио­нальных отношениях, к их уровню и качеству. По сути дела, речь может идти только об очень высоком профессионализме, так как от него зависит многое в значимых для всех людей политических отношениях, политической деятельности и их последствиях. Вот почему, когда мы говорим о профессионализме именно в межна­циональных отношениях, то с ним мы связываем максимальное развитие самых разнообразных способностей, глубокие и широ­кие знания не только в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, но и об особенностях общечело­веческого взаимодействия, культуры межнациональных отноше­ний, закономерностей трудового общения между представителя­ми различных этнических общностей, моральных и нравственных норм межнационального сотрудничества. Реализация этих знаний на практике позволит специалисту:

· более эффективно претворять в жизнь идеи гуманизма и ра­венства людей всех народов и народностей в их повседневной жизни и деятельности;

· предвидеть социальные последствия определенных процессов в обществе, их позитивные или негативные стороны, влияющие на характер взаимоотношений представителей этнических общностей;

· находить на основе совместных усилий, кооперации интел­лектуальных и социальных сил всех народов реальные и надежные пути для подлинного сотрудничества, безболезненного ре­шения спорных вопросов, предотвращения напряженности и кон­фликтов в межнациональных отношениях.

Межличностный уровень проявления профессионализма в меж­национальных отношениях требует формирования таких навыков, умений и качеств личности, которые:

· обеспечивают преодоление различных трудностей во взаи­модействии и общении представителей различных этнических об­щностей;

· обусловливают готовность корректно, отзывчиво и грамот­но откликаться на запросы, поведение и переживания людей дру­гой национальности;

· дают возможность по отношению к каждому из них выби­рать такие способы обращения, контакта, участия, которые, не расходясь с требованиями общечеловеческой морали, в то же время наибольшим образом отвечали бы их индивидуальным этничес­ким особенностям;

· позволяют создавать благоприятную психологическую атмос­феру, необходимую для эффективного межнационального обще­ния и достижения положительных результатов в совместной дея­тельности.

Для того чтобы достигать поставленных целей, специалист в межнациональных отношениях, прежде всего, должен иметь твер­дые знания:

· национально-психологических и других особенностей пред­ставителей различных этнических общностей;

· форм и способов их поведения и действий в различных стан­дартных ситуациях межнациональных отношений, общения и вза­имодействия;

· традиций и стереотипов восприятия людей тех или иных народов представителями других национальностей; языка объек­тов межнационального общения; своеобразия функционирования национального самосознания, которое существенно влияет на восприятие воздействий со стороны представителей других этни­ческих общностей;

· эмоционально-экспрессивных механизмов защиты себя и других людей от назойливых или безответственных «приставаний» представителей «чужих» наций;

· антипатий или непонимания представителей тех или иных народов, и условий, при которых они возникают и наиболее ха­рактерно проявляются [120. — С. 176— 177].

Структура и содержание форм проявления профессионализма в межнациональных отношениях чрезвычайно сложны и много­образны. Их основу, безусловно, составляют: хорошо развитые способности и постоянно присутствующая предрасположенность человека к работе с представителями других этнических общностей; своеобразно сформированные интересы и стремление нахо­дить удовлетворение от процесса взаимоотношений с ними.

Конечно, эти характеристики, как уже отмечалось, должны дополняться глубокими и широкими знаниями в области межна­циональных отношений и нестандартным владением умениями, необходимыми для успешного выполнения специалистом тех слож­ных задач, которые перед ним стоят. Но в любом случае это дол­жен быть человек с многосторонне развитыми и специфически проявляющимися чертами характера и направленности личности, ориентированными на постоянное, кропотливое и нестандартное общение и взаимодействие с представителями разных националь­ностей.

Социологические и социально-психологические исследования свидетельствуют, что такие люди обычно проживают в многона­циональных регионах России, где чрезвычайно многолика этни­ческая среда обитания, а практика повседневного многофункци­онального сотрудничества со всеми категориями иноэтнического населения с детства входит в их плоть и кровь, не вызывает внут­ренней напряженности и противодействия.

Цементирующими составляющими профессионализма в меж­национальных отношениях являются: этносоциальная компетент­ность; готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями различных этнических общно­стей; адаптационные возможности во взаимоотношениях с людь­ми другой национальности; культура межнационального взаимо­действия.

Этносоциальная компетентность — это такая степень проявле­ния знаний, навыков и умений, которая позволяет специалисту в межнациональных отношениях правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с предста­вителями конкретных этнических общностей, проявляющиеся в их ходе своеобразие традиций, привычек и психологические качества; находить адекватные формы воздействия с целью поддержания ат­мосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия.

Этносоциальная компетентность профессионала в межнацио­нальных отношениях выражается, прежде всего, в высокой степе­ни его грамотности в области правильного осознания и верной интерпретации своеобразия функционирования национально-пси­хологических особенностей, которая должна выражаться в тща­тельной фиксации и учете:

· потребностей, мотивов и ценностных ориентации жителей конкретных национальных регионов, этническая специфика про­явления которых существенно влияет на формы общения с ними;

· фактов, свидетельствующих о наличии противоречий между потребностно-мотивационными компонентами национальной психологии и функционирующими в сознании населения традиционными нормами делового, политического и межнациональ­ного взаимодействия между людьми;

· характера проявления интеллектуально-познавательных со­ставляющих национального самосознания, которые должны при­ниматься во внимание при совместной деятельности;

· специфики форм защиты политического самосознания пред­ставителей конкретных этнических общностей от элементов на­ционализма, шовинизма в ходе межнациональных отношений;

· существования конкретных национально-психологических предпосылок для повышения эффективности интернационально­го взаимодействия, которые могут учитываться в процессе дея­тельности в конкретных национальных регионах страны.

Специальные исследования этносоциальной компетентности показывают, что ее можно успешно формировать и развивать, если с самого начала подбираются люди, имеющие опыт межна­ционального взаимодействия, и у них присутствует установка на эффективные межнациональные отношения.

Готовность к преодолению трудностей во взаимодействии с пред­ставителями различных этнических общностей обычно предпола­гает наличие эмоционально-волевой устойчивости к перипетиям и превратностям межнациональных отношений и способности про­являть ее в любых условиях сопутствующих им контактов и взаи­моотношений.

Сегодняшний опыт развития этнических процессов во многих регионах нашей страны свидетельствует, что иногда приходится сталкиваться с националистическими проявлениями самосознания, предубеждениями, негативным и даже агрессивным отно­шением представителей тех или иных этнических общностей, их самолюбивым и часто вызывающим поведением, отчуждением, неприязнью и непониманием. В связи с этим от любого человека, а от специалиста в межнациональных отношениях тем более, тре­буются большая выдержка, внешне спокойное и нейтральное реа­гирование на факты подобных рецидивов, умение достойно и с чистой совестью выходить из конфликтных ситуаций, не таить зла и обиды, кропотливо и всесторонне выяснять причины всего этого, делать правильные выводы из критических ситуаций и на этой основе совершенствовать свою деятельность, направленную на установление и поддержание дружеской атмосферы и тесного сотрудничества, отвечающих интересам всех представителей эт­нического взаимодействия, если даже кто-либо из них не осозна­ет этого в данный момент. Естественно, что перечисленные эмо­ционально-волевые и коммуникативные качества относятся к раз­ряду наиболее сложных, но их нужно формировать и развивать у профессионала, занимающегося проблемами межнациональных отношений. Процесс этот многогранный, достаточно длительный и требует дополнительного осмысления.

Необходимо также совершенствовать и адаптационные возмож­ности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Соци­ально-психологическая адаптация человека к быту, жизни и специфике общения других народов, в отличие от адаптации к соб­ственной культуре, часто порождает внутреннюю напряженность, глубокие переживания, определенную неуравновешенность в межнациональных контактах. Профессионал в межнациональных отно­шениях должен не только сам быстро приспосабливаться к услови­ям иноязычной среды, но и, главное, обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами находить пути и способы нейтра­лизации внешнего и внутреннего дискомфорта субъектов межна­ционального взаимодействия, вырабатывать на основе быстрого и компетентного анализа обстановки необходимые рекомендации по нейтрализации зарождающихся негативных индивидуально- и со­циально-психологических настроений и переживаний, а если воз­никнет необходимость, то и применять конкретные методы чрез­вычайного и быстрого вмешательства в межнациональные отно­шения. Ну и, конечно, с его стороны требуются дополнительные усилия для разъяснения участникам конфликта: необходимости взаимных усилий и общей заинтересованности в интересах дости­жения согласия; значимости их собственного стремления понять иноэтническую среду и ее законы, принципы ее существования. Важно также дать всем понять: требуется определенная активность для преодоления предубеждений и чувства искривленной нацио­нальной гордости, которые вредят снижению межнациональной напряженности, ликвидации неудовлетворенности взаимодействующих сторон, преодолению их взаимных притязаний, достиже­нию их совместимости. В результате подобных усилий профессио­нала формируется своеобразная ориентировочная основа всех уча­стников конфликта на выход из кризиса, которая значительно сокращает общий период их адаптации друг к другу.

Культура межнационального взаимодействия обусловливает про­дуктивность и результативность деятельности специалиста в обла­сти межнациональных отношений. Под ней следует понимать совокупность многих специальных знаний и умений, а также адек­ватных им поступков и действий, проявляющихся в межличност­ных контактах представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонима­ния и согласия в общих интересах.

В содержательном плане культура межнационального взаимо­действия предполагает:

· знание норм и правил, которые регулируют характер взаи­моотношений представителей различных этнических общностей и способствуют формированию их взаимных интересов;

· соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения и отношений;

· умения профессионально грамотно воздействовать на харак­тер, стиль и особенности поведения людей других национально­стей; стремление и желание утверждать на практике взаимно со­гласованные принципы взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнациональных отношений;

· наличие способностей противостоять национальной огра­ниченности и замкнутости, национальной предвзятости и непри­язни, национальному недоверию и отчужденности, националь­ному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси [72.-С. 186-187].

Основу содержания культуры межнационального взаимодействия цементируют четыре системообразующих элемента: во-первых, прочные знания теории и практики реально существующих в стра­не национальных отношений, а также психологии национальных общностей, ее населяющих; во-вторых, непредвзятое отношение при оценке других людей, особенно их национально-психологи­ческих характеристик; в-третьих, умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же вре­мя наилучшим образом отвечает индивидуальному и национально­му своеобразию восприятия и оценки представителей других этни­ческих общностей; в-четвертых, способность эмоционально и уча­стливо откликаться на их запросы, интересы и поступки.

Формирование профессионализма в межнациональных отно­шениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех сторон личности человека с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препят­ствовать эффективности прилагаемых для этого усилий.

Формирование профессионализма в межнациональных отно­шениях идет эффективно тогда, когда соблюдаются определен­ные психологические закономерности:

· допустимость этнопсихологического релятивизма в деятель­ности специалиста в области межнациональных отношений, пред­полагающего, что у него должны формироваться такие качества, которые, с одной стороны, позволяли бы ему эффективно при­спосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий представителей тех этнических общностей, с которыми он имеет дело, а с другой — не входят в противоречие с его наци­ональной психикой;

· учет специфики проявления этнического самосознания в межнациональных отношениях, ориентирующий на формирова­ние у профессионала установки, позволяющей спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное к нему отношение со стороны людей других национальностей и находить возможности для взаимопонимания с ними на основе использо­вания знаний об особенностях их национального развития;

· развитие возможностей адаптации к национально своеоб­разным условиям жизни, труда, взаимоотношений представите­лей других этнических общностей, что предполагает, с одной стороны, присутствие определенных трудностей в адаптации про­фессионала к взаимодействию с людьми других национальностей, а с другой — свидетельствует о наличии перспективы для приспо­собления к ним, поскольку обе стороны могут со временем со­вершенствовать свои взаимоотношения на основе лучшего взаи­мопонимания;

· развитие у специалиста по межнациональным отношениям навыков и умений индивидуального и дифференцированного под­хода к представителям разных национальностей, предусматривающего формирование его уверенности в том, что хорошее пони­мание психологических особенностей всех и каждого всегда ос­тавляет возможность для ориентации в трудных ситуациях за счет контактов с теми, кто более предрасположен к взаимодействию [120.-С. 180-182].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал