Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений






В советском праве зем.отношения рег-сь лишь адм-пр методом и ЗП представляло лишь публ.право. В наст.время в связи с введ-м частн.соб-ти на землю, объявл-м земли недвижимостью и включ-м её в рыночн.оборот появились эл-ты частно-правовые. Следоват-о больш.круг зем. Отн-й стал рег-ся нормами ГП. Поэтому возникла проблема соотнош-я норм ГП и ЗП.

Среди ученых есть такие, которые отрицают существование земельного права как отрасли права и исключают тем самым наличие вопроса о соотношении норм этой отрасли и норм гражданского права. Некоторые авторы полагают, что земельные отношения даже в условиях рынка земли должны регулироваться только нормами земельного права. Ряд авторов в целом признают наличие проблемы соотношения норм ГП и ЗП, но предпочтение отдают либо нормам ЗП либо нормам ГП.

Земельные отношения, при регулировании которых есть вероятность соприкосновения (соотношения) норм гражданского права и норм земельного права, условно можно разделить на три группы.

Первая группа отношений касается земли как объекта собственности и иных вещных прав. Здесь земля выступает как вещь.

Здесь нормы гражданского права регулирует земельные отношения в той мере в какой земля выступает как объект вещного права: определяют понятие и содерж-е права соб-ти, пределы правомочий соб-ка. В ситуации где земля выступает как природный объект, регулируется нормами земельного права. Там, где кончается вещно-правовой аспект в земельных отношениях, прекращает свое действие гражданское право и начинается сфера действия земельного нрава. Т.о., регулирование дан.группы отнош-й нах-ся как бы в совместн. ведении ГП и ЗП.

Так, согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоря­жение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается (ст. 129), осуществляется их собственниками свобод­но. Это вещно-правовой аспект. Но поскольку оборот касается земли как природного объекта, то он может осуществляться при условии, что не нанесет ущерба окружающей среде, в том числе, разумеется, и самой зем­ле. Это уже природно-ресурсный аспект, норма имеет земельно-прав.природу.

Во вторую группу входят отношения, связанные с оборотом земли как объектом частной собственности. Оборот земли вообще можно определить как переход земельного участка от одного субъекта прав на землю к другому. Оборот земли осущ-ся всегда, независ-о от того, в чьей соб-ти нах-ся земля, приватизирована она или нет (частный и публичный оборот). Если земельный участок не приватизирован, т.е. является государст­венной или муниципальной собственностью, оборот земли регулируется по нормам зе­мельного права.

Если же земельный участок приватизирован и является объектом ча­стной собственности, то мы имеем рыночный оборот земли, осуществ­ляемый по нормам гражданского права с учетом норм земельного права. Рын.оборот условно нах-ся в совместн. ведении ГП и ЗП. Но т.к. земля и др. прир.ресурсы явл-ся об-тами особ-соц-эконом и экологич. Значимости, то ГК в части допустимости и особенностей оборота отсылает к законам о земле. Но каждая отрасль имеет свой предмет веде­ния.

Третью группу составляют обязательственные отношения, объектом которых является земля. Касаясь соотношения также можно сказать об элементах совместного ведения гражданского права и земельного права. ГК РФ (ст. 454-491) определяет общие положения купли-продажи (понятие, условия, обязанности сторон и др.). Особенности же купли-продажи земли регулируются нормами зе­мельного права. В них определяются случаи и порядок приобретения го­сударственных и муниципальных земель в собственность граждан и юри­дических лиц.

Общие правила и порядок наследования имущества, в том числе и земли, определяются нормами гражданского права (см. ст. 1181, 1182 ГК РФ). Но и здесь учитываются требования земельного законодательства о предельных размерах земельного участка, о его целевом использовании и т.д.

Большая (основная) группа отношений возникает по поводу земли как природного объекта. Они формируют четвертую группу земельных отношений и нормами гражданского права практически не регулируются.

Что касается четвертой группы отношений, то это все другие зе­мельные отношения, за исключ-м земельно-вещных, земельно-обязательственных и тех, ктр связаны с гражд.оборотом земли. Их можно назвать земельными отношениями в чистом виде. Именно они составляют предмет зе­мельного права как отрасли права. Это отношения по предоставлению и изъятию земель, по землеустройст­ву, осуществлению земельного контроля и многие другие. Эта группа отношений гражданским правом вообще не регулирует­ся.

Таким образом, правовая природа земельных отношений далеко не­однородна. Отдельные группы земельных отношений в условиях рынка земли регулируются и нормами гражданского права и нормами земельно­го права, но в пределах предмета их ведения. Большая часть земельных отношений регулируется только нормами земельного права.

Говоря о соотношении, необходимо отметить, что существует такое явление как включение норм одной отрасли права в законода­тельство другой отрасли права. Понятия «отрасль права» и отрасль законодательства» не совпадают. Делается это, как известно, в целях обеспечения единого правового поля для однород­ных отношений. Гражданское законодательство исключением не является. В нем можно обнаружить нормы земельного права, т.е. нормы, регулирующие публичные, а не частные земельные отношения. Земельно-правовую природу имеют ст. 265-270 (основания приобре­тения права пожизненного наследуемого владения, так как в них решают­ся вопросы о вещных правах на землю, а вполне кон­кретные, которые непосредственно касаются судьбы земельного участка исключительно как природного объекта. Решение таких вопросов подпа­дает под действие норм земельного права.

На практике встаёт вопрос, нормы какой из этих двух отраслей права должны быть применены. В ст.3 ЗК сказано, что Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Т.е. нормы ГП и природноресурсных отраслей права соотносятся как общие и специальные.

ЗП – подотрасль комплексной интегрированной отрасли ЭП, ктр регулирует совок-ть отнош-й, возникающ. по поводу зем.соб-ти, использ-я и охраны земель, управл-я зем.фондом.

 

Вопрос 4. Охрана земель (состояние земель в России и необходимость их охраны, цели, содержание и основные меры по охране земель)

«Земля и другие природные ресурсы, согласно ст. 9 Конституции РФ, - используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей тер­ритории». На необходимость охраны земель как условия жизни и деятельности человека указывается и в ЗК РФ (п.1. ст. 12). Охрана земель в России обусловлена неблагоприятным их состояни­ем. Особую тревогу вызывает состояние с/х земель. В составе земель этой категории до 120 млн.га эрозионнопасных и подверженных водной и ветровой эрозии земель. Площадь оврагов составляет более 2 млн.га, а заовраженных земель -свыше 5 млн.га.

Интенсивно развиваются процессы заболачивания и подтопления земель, ухудшается состояние естественных лугов и пастбищ. Продолжается опасное загрязнение почвы токсичными производст­венными отходами, радиоактивными веществами.

Гл. 2 ЗК посвящена охране земель.

Охрану земель можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле на охрану земель в той или иной степени направлена вся система норм, регулирующих земельные отношения. С этой точки зрения к охране земель имеет отношение правильное решение вопросов собственности на землю, привлечение к ответственности за нарушение зе­мельного законодательства и др.

В узком смысле охрана земель - это выработка и принятие специ­альных мер по предупреждению (предотвращению) и устранению нега­тивного (отрицательного) антропогенного и техногенного воздействия на землю. Именно в этом смысле и предусматривает охрану земель глава 2 ЗК РФ.

Пункт 2 ст. 12 ЗК РФ определяет цели охраны земель. Ими являют­ся:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, наруше­ния земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Деградированными признаются земли, на которых в результате ан­тропогенных или природных факторов происходят устойчивые негатив­ные процессы изменения состояния почв.

Загрязнение земель (почв) - содержание в почвах химических со­единений, радиоактивных элементов, в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружаю­щую среду, плодородие земель с/х назначения.

Захламлением земель признается размещение в неустановленных мерах твердых производственных и бытовых отходов (остатки сырья, материалов, бумага, текстиль, стек­лянные и пластмассовые емкости и т.п.).

Нарушение земель - механическое разрушение верхнего слоя земли, в результате чего земля утрачивает свою хозяйственную ценность и является источником отрицательного воздействия на окружающую сре­ду.

К другим негативным воздействиям на землю можно отнести их засоление и заболачивание, иссушение и уплотнение и др.

Мероприятии по охране земель выполняются 2 группами субъектов:

1.соб-ки, влад-цы, пользов-ли и арендаторы ЗУ

2. соответствующ. орг.гос.вл. и ОМС.

Содержание охраны земель – ст.13

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

2 группа субъектов осущ-т след. мероприятия:

1. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы.

2. Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

3. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

4. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев в сохранении и восстановлении плодородия почв, может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал