Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концовка народной сказки
Это что за хоровод? Это сказок хоровод. Сказка, умница и прелесть С нами рядышком живет. Чтобы-чтобы-чтобы снова Добрый злого победил, Чтобы добрый, чтобы злого Стать хорошим убедил! Ю. Мориц " Песенка про сказку" В сознании большинства из нас сказка является традиционным детским жанром, если взрослому задать вопрос «Что читают маленьким детям» то первые ответ, который, скорее всего, придет ему в голову: «Сказки». И это неудивительно. Сказка впервые появляется в круге детского чтения, когда возраст ребенка приближается к двум годам, и остается там как минимум до конца младшего школьного возраста. Но на протяжении такого длительного периода (от раннего до конца младшего школьного возраста) сказочный репертуар не остается неизменным - сказки взрослеют вместе с растущим читателем. Знакомство со сказками обычно начинается с так называемых кумулятивных сказок. Кумулятивные сказки, это сказки, в которых на протяжении развития сюжета происходят многократные повторения одного и того же действия, иногда их героями бывают люди, иногда животные, иногда и те и другие вместе. Примером типичной кумулятивной сказки является " Репка". Помните как там? Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. А дальше начинают эту репку убирать. Сначала дед ее тянет - ничего не получается, тогда зовет он себе на подмогу бабку. Дедка за репку, бабка за дедку, тянут-потянут. Вытянуть не могут. Позвали внучку и т.д. В авторском варианте хорошим примером кумулятивной сказки в стихах является " Баллада о королевском бутерброде", сочиненная создателем любимого многими детьми и взрослыми " Винни-Пуха" Аланом Александром Милном и известная у нас в переводе Самуила Яковлевича Маршака. Король его величествоПросил ее величество, Чтобы ее величествоСпросила у молочницы: Нельзя ль доставить маслаНа завтрак королю. Ее королевское величество отправилось к молочнице, а та к корове, которая предложила вместо масла намазать мармелад, молочница отправилась с этим предложением к королеве и т.д., в общем, несчастному королю пришлось довольно-таки долго ждать свое масло, пока все участвующие в этой истории персонажи смогли договориться между собой. В чем же психологический смысл такого развития сюжета? Что он дает малышу? Очевидно, что многократные повторения позволяют легко " освоить" сказку: понять, что там происходит, запомнить порядок действий, выучить новые слова и фразы. Повторяющиеся моменты сюжета легко запоминаются и узнаются малышом и достаточно быстро он начинает рассказывать сказку вместе со взрослым. Для читательского развития здесь существенно то, что ребенок учится прослеживать действия героя/героев, соотносить цель и результат действия. Безусловно, каждая сказка призвана еще и задавать некоторые ценностные ориентиры - незамысловатая " Репка" учит действовать сообща, показывает, что для общего дела важен вклад каждого даже маленькой мышки. " Колобок" - это сказка-предупреждение - не покидай раньше времени безопасного пространства дома - мало ли с кем можно встретиться за его пределами, а уж если покинул, то не будь слишком доверчивым, думай, что делаешь. А то " слопает" тебя какая-нибудь " лисица" и т.д. Кумулятивные сказки сменяются в круге детского чтения сказками о животных. Отличительная черта этих сказок - это то, что животные ведут в них себя как люди: разговаривают, ходят в гости, помогают друг другу в беде, ссорятся, мирятся, обманывают, в общем, занимаются обычными человеческими делами и решают типичные человеческие проблемы. По своей сюжетной организации сказки о животных сложнее кумулятивных сказок, во-первых, здесь уже есть однозначно выделяемый главный герой, во-вторых, перед читателем ставится задача не отслеживать некоторую последовательность действий, а увидеть поступок героя с его мотивами и последствиями. Видите, как усложнилась структура сказки - от отдельных повторяющихся действий до поступка. И тогда закономерно, что герои становятся более сложными, более психологически проработанными. Сказки о животных можно условно назвать первым учебником по психологии человеческих отношений. В народных сказках животные предстают как обобщенные характерологические типажи – заяц пуглив, а то и откровенно труслив, лиса – хитрюга, плутовка, медведь – сильный, но глуповатый и т.д. В авторских сказках герои-животные чаще имеют индивидуальный характер, и далеко не всегда он совпадает с народной традицией. Также интересно, что в народной сказке конец совпадает с разрешением ситуации – недоброжелательный герой изгнан или как-то иначе наказан, глупый остается с последствиями своей глупости, а страдающий герой спасен, утешен, отомщен. В авторских сказках нередки ситуации, когда сказка оканчивается не только разрешением проблемы, но и прощением или перевоспитанием героя поступившего плохо. Такое расхождение обусловлено тем, что народные сказки изначально писались не для детей – они эволюционировали из архаических мифов и были формой передачи знания о том, как в принципе нужно поступать. И если мы попробуем представить себе животного героя народной сказки в образе человека, то, как правило, это будет взрослый человек. И, следовательно, народные сказки задают образец норм поведения, некоторого ценностного абсолюта единого и для детей и для взрослых. В них содержатся обобщенные моральные законы. Авторские же сказки создавались и создаются специально для детей и про детей, поэтому те события, которые в них происходят ближе к повседневному опыту ребенка, а герои-животные ведут себя в соответствии с законами жизни детской души. И поэтому часто авторы детских сказок «спасают» даже своих самых незадачливых героев - хвастунов, эгоистов, трусишек, вредин, ябедников и лжецов. Нормальное отношение взрослого к ребенку: «Ты плохо поступил, но я знаю, что ты хороший, что ты можешь исправить свой проступок». Понятно, что для гармоничного развития ребенка в домашней библиотеке должны быть и авторские и народные сказки и хорошо, если это будут сказки писателей разных стран и сказки народов мира. Но если с русскими народными сказками о животных все достаточно просто, вы просто можете открыть любой сборник русских народных сказок и вычленить их по названиям или сразу купить сборник именно сказок о животных, то выбор сказок народов мира для чтения и авторских сказок требует чуть больше внимания. Русские и европейские народные сказки о животных довольно близки, а вот с восточными и африканскими сказками нужно быть осторожнее, т.к. они относятся принципиально к другой культуре. Часть вполне может быть прочитана ребенку раннего возраста без всякой подготовки, а вот часть имеет смысл читать уже в дошкольном детстве, сравнивая их с ранее прочитанными русскими сказками и обсуждая, чем они похожи и чем отличаются, чтобы избежать непонимания. При выборе авторских сказок о животных для чтения приходиться сталкиваться с другой сложностью – дело в том, что разные авторские сказки о животных часто рассчитаны на разный возраст, а герои и там и там животные, ведущие себя как люди. Как же выбрать подходящую по возрасту сказку? Пожалуй, один из самых простых и удобных критериев – представить на месте главного героя ребенка от 2, 5-3 лет или чуть старше, если подстановка дается легко (да, ребенок такого возраста мог бы так говорить, мог бы так себя вести, мог бы огорчиться, обрадоваться, удивиться и т.д. в описанной ситуации), то, скорее всего сказка и рассчитана на этот возраст. И не расстраивайтесь, если вы не угадали и малыш, ну, никак не хочет слушать, выбранную вами сказку – может быть, она еще не по возрасту и станет интересной чуть позже, а может, у вашего сына или дочки уже сложились, какие-то читательские предпочтения и эта сказка им просто не соответствует.
|