Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Великий Гуру Падмасамбхава






 

(с. 6) Репродукция (около одной пятой размера оригинала) приобретенной в Непале современной тибетской живописной работы, исполненной на хлопковой ткани, изображающей Падмасамбхаву, облаченного в царское одеяние правителя Сахора, в Индии, и восседающего в царственной позе на лотосово-лунном троне. В правой руке он держит дордже (см. описание на с. 2131) в положении (мудра), называемом по-тибетски Дордже Дик-дзуп (на письме: Rdo-rje-sdigs-mdzub), то есть Несокрушимая (Ваджра), перстом указующая мудра, защищающая от всякого зла, направленного против Дхармы, и утверждающая власть Падмасамбхавы над Тремя Мирами (их описание см. на с. 3292). В его левой руке чаша из человеческого черепа, наполненная нектаром бессмертия (санскр. амрита), над которой помещен сосуд долголетия и бессмертия, также наполненный амброзией богов, которую удостаиваются пить его последователи. Сама чаша из черепа символизирует отречение. Трезубец (санскр. тришула), который он держит в согнутом локте, содержит глубокую символику.

Верхняя часть символизирует Три Мира Существования (санскр. Трайлокья) и указывает на власть Падмасамбхавы над ними и победу над тремя главными пороками - похотью, гневом (или злой волей) и ленью (или глупостью). Она также символизирует три времени - прошедшее, настоящее и будущее. Пламя, исходящее из середины трезубца, - это Пламя Божественной Мудрости, истребляющее Невежество (санскр. авидья). Череп под трезубцем символизирует Дхармакаю: первая из двух человеческих голов - Самбхогакаю, а вторая - Нирманакаю (о трех Кая см. с. 86, 87, 2961)- Золотой сосуд, находящийся под этими головами, наполнен эссенцией трансцендентных благословений и совершенств.

Символике золотого сдвоенного дордже ламы дают следующее толкование: южный (или нижний) конец представляет мирное состояние, западный - множественность, северный (или верхний) конец (заслоняемый сосудом) символизирует посвятительную силу, восточный конец - неустрашимость, а центр - единство всех духовных достижений и совершенств. Белое шелковое лентообразное знамя под сдвоенным дордже, похожее на Знамя Победы в уменьшенных размерах, является символом Победы Великого Гуру над сансарой, а само древко трезубца символизирует Божественную Шакти.

На Великом Гуру - головной убор, который тантри-ки именуют лотосовым. Полумесяц и солнце перед головным убором означают, как и сам головной убор, что Великий Гуру обладает силой передавать все виды посвящения. Перо, венчающее головной убор, принадлежит грифу, считающемуся крупнейшей и сильнейшей из птиц, и означает, что его учение о Великом Совершенстве является самым вдохновляющим, самым благородным и возвышенным из духовных учений. Цвет его нижней одежды - синий, фиолетовый и желтый. Это одеяние тибетского Ньяг-па (на письме: Sngags-pa), то есть того, кто является специалистом в области тантрийского оккультизма.

Слева от Великого Гуру изображена на меньшем ло-тосово-лунном троне коленопреклоненная Бхасадхара, которая была его супругой во время его царствования в Са-хоре. Она протягивает ему амриту в чаше из человеческого черепа, а справа от Гуру, также на троне, изображена коленопреклоненной Мандарава, его самая близкая и любимая ученица, делающая такое же подношение.

Прямо над головой Великого Гуру находится изображение Будды Шакьямуни, сидящего в позе падмасана, в позе Будды, и держащего в левой руке чашу для подаяний - атрибут нищенствующего монаха. Правой кой он касается Земли, прося ее свидетельствовать об истинности его учений. Изображение Будды над Великим Гуру означает, что Будда является его духовным предшественником и прародителем. Сам Великий Гуру представляет на Земле тантрийскую, или эзотерическую эманацию Будды.

По обеим сторонам от Будды изображены два арха-та в такой же позе, но сидящими на тронах менее величественных, на которых изображают учеников и бод-хисаттв. Каждый из них держит чашу для подаяний и набатный жезл. Солнце (красное) слева и Луна (белая) справа, облака, синее небо, земля, горы и водоемы внизу, цветы и плоды означают, как и на других иллюстрациях, сансару и, следовательно, напоминают о том, что Учители продолжают свою деятельность в ней, непрестанно трудясь ради спасения человечества.

Великий Гуру, Будда и два архата окружены радужными гало. У Великого Гуру и Будды нимбы зеленого цвета, что означает вечность проявляющейся через них Бодхической Сущности. Нимбы вокруг четырех других ликов оранжево-красные, что является знаком их еще не совсем полной свободы от мирских (сансарических) уз.

Под Великим Гуру расположены пять объектов услаждения чувств в виде приношений, сделанных ему его последователями: 1) сочная пища, олицетворяющая привлекательные вкусовые качества, на синем подносе, в центре которого возвышается красный чортен; 2) установленная на двух ароматных плодах белая раковина, заполненная благоухающими веществами, олицетворяющими приятный запах; 3) зеркало напротив, символизирующее приятную форму или вид; 4) пара цимбал, являющихся символами приятного звука как слухового ощущения; 5) красный китайский шелк (которым связаны одна с другой эти цимбалы) напоминают о приятном прикосновении и ощущении этого прикосновения. В индуистской системе, откуда они, по-видимому, были заимствованы, эти пять объектов услаждения соответствуют в своей символике и приведенной здесь последовательности или вид), шабда (звук) и спарша (прикосновение или его ощущение).

 

II. ПЕРЕВОДЧИКИ И РЕДАКТОР (с. 9)

 

Верхний снимок. В центре сфотографирован редактор, в тибетском костюме, с экземпляром " Бардо Тхёдола", содержащего серию текстов, отпечатанных ксилографическим способом, один из которых - " Йога познания ума в его обнаженности" был выбран для перевода. Справа от редактора стоит лама Карма Сумдхон Паул, а слева - лама Лобзанг Мингюр Дордже. Снимок сделан в октябре 1935 г. в Дарджилинге перед храмом Грядущего Будды Майтрейи, принадлежащим монастырю Гхум. Слева от храма видны три тибетских молитвенных флага (дхар-чок) на высоких шестах. Такие флаги из хлопковой ткани с тибетскими молитвами и мантрами, напечатанными на обеих сторонах, обычно содержат стихи, заканчивающиеся словами: " Пусть Учение Будды процветает".

Нижний снимок. Фотография Сардара Бахадура С. В. Ладен Ла (ныне покойного) в желтой шелковой одежде тибетского пэра (дзаса), черной дорожной шляпе, называемой чхок-сэд (на письме: Mchhog-sred) и с почетными наградами, присужденными ему британским и тибетским правительствами.
Краткие биографии покойного Сардара Бахадура и двух лам приводятся на с. 186-192.

 

III. КНИГА МАНДЖУШРИ О ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ МУДРОСТИ (с. 33)

Фотография редкого рукописного экземпляра, называемого " Пхак-па-Джампал-ги-Ца-ваи-Гьюд" (на письме: Hphags-pa-Hjam-dpal-gyi-Rtsa-wahi-Rgyud), на санскр.- " Арья Манджушри Мула-тантра", на английском - " The Original [or Root] Treatise [or Book] of the God of Wisdom" - " Трактат [или книга] - первоисточник Бога Мудрости", в котором сообщается об Учении Калачакры, впервые переданном Владыкой Буддой и составившем часть Ганджура (на письме: Bkah-'gyur) - " Переводы Заповедей", вляюшегося Каноном тибетского буддизма. Толковать и охранять это учение поручено, ввиду его глубокого эзо-теризма, Таши-ламе, которого тибетцы также называют Драгоценный Великий Доктор, Великий Драгоценный Камень Учения (Пан-чен Рин-по-че) и Драгоценный Царственный Победитель (Кьяп-гён-Рин-по-че). Текст написан золотыми и серебряными буквами на листах лакированной тибетской бумаги форматом 253/8x61/8 дюйма.

Снимок первой страницы текста помещен в конце тома. Чтобы обеспечить сохранность манускрипта, он был отдан под надзор одному из чиновников, сопровождавшего покойного Таши-ламу во время его бегства из Тибета. Впоследствии манускрипт был захвачен тибетскими властями вместе с другими вещами Таши-ламы и продан. Позднее его владельцем стал редактор газеты " The Tibetan Newspaper" в Калимпонге г-н Тхар-чин, который передал его нам. Манускрипт, вероятно, был одной из самых ценных и оберегаемых книг Таши-ламы, которые он, как воплощенный хранитель этих тайных учений, хотел унести с собой, чтобы сохранить.

Этот манускрипт, которому около двухсот лет, был исследован ламой Лобзанг Мингюр Дордже, передавшим редактору свое заключение: " Это действительно та книга, которую Манджушри сохраняет на цветке лотоса.

Согласно преданию, Правитель Шамбалы был главным слушателем, когда Учение Калачакры было проповедано Буддой, и первый записал его, и поскольку он был инкарнацией Манджушри, считают, что сам Манджушри записал его. В " Шам-бха-ла-хи-Лам-йик" (" Путешествие в Шамбалу") содержится пророчество о том, что двадцать пятый Таши-лама будет воплощением Правителя Шамбалы, и его влияние распространится над всем миром".

Книга, в основном астрологическая, и никто другой кроме знатока классического тибетского языка и адепта эзотеризма и посвятительных мантр Манджушри не может перевести его целиком. Ни в Тибете, ни в какой-либо другой стране нет трактата более свщенного и оккультного. Лама Карма Сумдхон Паул перевел текст страницы, которая здесь изображена:

" На санскрите [этот трактат] озаглавлен " Арья-Манд-жушри-мула-тантра", на тибетском - " Пхак-па-Джам-пал-ги-Ца-вай-Гьюд" (на письме: Hphags-pa-Hjam-dpal-gyi- Rtsa-Wahi- Rgyud).

Я поклоняюсь всем Буддам и Бодхисаттвам. Я слышал о том, о Бхагават, что некогда наверху, в небесной чистой обители, где Бодхисаттвы, собравшиеся в своих неописуемых, разнообразных прекрасных манда-лах [или божественными конклавами], проповедовали [это учение] сынам богов той чистой страны, говоря: " О вы, сыны богов, слушайте меня".

Калачакра (тиб. Dus-kyi Khor-lo; произн. дю-кьи кхор-лд), означающая " Круг Времени", есть эзотерическая система йоги, возникшая, согласно преданию, в глубокой древности, до прихода Гаутамы Будды, и поэтому ее ассоциируют с Ади (Предвечным)-Буддой. Пророчество о том, что Правитель Шамбалы, которого иногда называют Главой тайного тибетского Братства Посвященных в оккультные науки, будет управлять человечеством, истолковывается как пророчество о наступлении Золотого Века и воцарения Божественной Мудрости на Земле. О Калачакре и Шамбале упомянуто также на с. 153, 2313, 225.

Посвященные считают Калачакру самым важным учением Ганджура. Ее толкование содержится в первом из двадцати томов Тантры. Упоминание редакторами пекинского издания " Голоса безмолвия" Е. П. Блаватской (выдержки из " Книги золотых наставлений"), о том, что эти выдержки были переданы покойным Таши-ла-мой вместе с небольшим трактатом на тибетском языке о Калачакре, озаглавленном " Общность мистических адептов" (Tii Kor-la den-pa la-ma nin-jol, указывает на глубокий эзотеризм этого учения, преподавание которого является прерогативой Династии Таши-лам как Гуру.

 

IV МАНДЖУШРИ, БОГ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ МУДРОСТИ (с. 82)

 

Репродукция (около четверти размера оригинала) старинной монастырской иконы, написанной красками на толстой хлопковой ткани в Лхасе (Месте Божества). В центре иконы изображен величественный юный Бодхи-саттва Манджушри (тиб. Hjam-dpal; произн. Джам-пай), " Нежный Прекрасный", имеющий на санскрите еще одно имя - Манджугхоша, а по-тибетски Джам-янг (на письме: Hjam-dyang), что в переводе означает " Сладкоголосый". И с музыкальной точки зрения полностью соответствует характеру Манджугхоши его мелодичная мантра: " Ом! А-ра-па-ча-на-дхи! " Как Бог Трансцендентной Мудрости (тиб. Shes-rab-kyi-lha) он тайно присутствует возле этого тома и особенно возле Книги II. Это его присутствие наделяет Божественной Мудростью, познанием Дхармы, цепкой памятью, совершенством интеллекта и психики и красноречием; просветление наступает даже при произнесении его мантр. Он - третий из Дхьяни-Бодхисаттв. Согласно непальским " Сваям-бху-пуране", Манджушри возник из Пятиглавой Вершины в Китае (упоминаемой здесь в Книге I) и своим мечом пробил ход в южной гряде Непала, через который хлынула вода. Так возникла широкая плодородная долина Непала. Следовательно, он изображается китайским героем, принесшим культуру Китая в Непал.

В правой руке он держит поднятым всепобеждающий огненный Меч Мудрости и Света, которым он отсекает Невежество и Мрак. В его левой руке на синем цветке лотоса лежит вышеупомянутая книга Трансцендентной Мудрости2, изображенная на иллюстрации II, благодаря которой его последователи переправляются на Другой Берег и достигают Великого Освобождения.

В тибетском каноническом Ганджуре Манджушри как Божественному Защитнику Дхармы посвящено больше книг и трактатов, нежели какому-нибудь другому Бодхисаттве, и ламы начинают с него список Бодхи-саттв. В некоторых тантрах он слушает или получает наставления по йоге. Ему приписываются беседы с Буддой и диспут с Шарипутрой на тему, как возник мир.

В эзотерическом аспекте Манджушри - Логос, который в древнеегипетских учениях олицетворял Тот, отождествляемый с Гермесом. В Древней Греции его представляет прекрасный юный бог Солнца Аполлон, который просвещал умы посвященных в таинства, а в другой манифестации он юный, с крылатыми ногами Меркурий, несущий обвитый змеями мистический жезл. Посланный богами, он принес людям Божественную Мудрость.

В самом раннем махаяническом буддизме Манджушри - единственный тантрийский бог, изображаемый без шакти (женской половины) в знак его совершенного состояния брахмачари (целомудрия) и знания оккультных наук. В более поздней Махаяне Манджушри получил в качестве его шакти индийскую богиню Сарасвати.

Манджушри также следит за исполнением закона справедливости, и все неразрешенные проблемы разрубает своим мечом.

Он тесно связан с астрологией, и астрологи считают его своим защитником и покровителем.
Существуют различные особые ипостаси Манджушри, и некоторые из них упоминаются в жизнеописании Падмасамбхавы. Несколько мудрецов Индии, Непала, Тибета и Китая считаются воплощениями Манджушри. К ним принадлежит Атиша (980-1052 гг. н. э.), который пришел из монастыря Викрамашила в Магадхе в Тибет, когда ему было около шестидесяти лет, чтобы начать свое великое первое реформирование ламаизма, что привело к возникновению Гелугпа, ставшей затем государственной церковью Тибета.

Дзонкапа, который в начале пятнадцатого столетия пришел в Тибет из провинции Амдо, что в Китае, и завершил работу Атиши в организации ордена Гелугпа в 1417 г. н. э., также считается одним из воплощений Манджушри. Родоначальник правящей династии Сиккима также канонизирован как одна из земных манифестаций Манджушри.

В своей обычной ипостаси Манджушри - бог Мирного Ордена (тиб. Жи-ва). Когда его представляют относящимся к Ордену Гневных (тиб. Тхо-во), он Бхайрава-Ваджра, то есть " Устрашающий Грозовой". На этой иконе Манджушри сидит в позе Будды на лотосово-лунном троне. Его свободно спадающие шелковые одежды, золотые украшения с драгоценными камнями и его золотой головной убор с богатой инкрустацией указывают на его царское происхождение. Его тело излучает радужное сияние, и его нимб мистического зеленого цвета с темно-красной каймой является знаком его неизменной и вечной духовной природы.

В нижней части картины изображено Драгоценное Озеро Мудрости. Его поверхность сверкает подобно драгоценным камням, и по обеим сторожам верхнего берега видны Три Драгоценных Камня, или Три Драгоценности (санскр. Три-Рашна), буддизма, символизирующие Будду, Учение и Монашескую Общину. Маленькая человеческая фигурка среди листьев лотоса над поверхностью озера представляет умершего почитателя Манджушри, в память которого была написана эта икона по заказу родственников покойного и как приношение, посвященное Манджушри во исполнение обета.

В верхнем углу, над мечом Манджушри изображен Дхьяни-Будда Амитабха " Имеющий природу бесконечного (непостижимого) Света", инкарнациями которого считаются Таши-ламы. Его цвет - красный, символизирует его сходство с Солнцем, зримо освещающим мир, хотя просветляющее влияние Амитабхи невидимое, и его символом является Тайная Сущность Солнца (о которой идет речь на с. 3422). Амитабха правит Западным Раем, называемым Дэвачан. На иконе он изображен сидящим в позе Будды на лотосово-лунном троне. В руках он держит чашу, наполненную дарующей бессмертие ам-ритой.

В верхнем противоположном углу изображен Дхьяни-Будда Ваджрасаттва - " Обладающий Божественным Героическим Умом", который управляет Востоком. Он держит в правой руке дордже (санскр. ваджра), символ его неизменности, а в левой колокольчик, символ его божественного трансцендентного героизма.

Он также сидит в позе Будды на лотосово-лунном троне и, как Амитабха и Манджушри, излучает радужную ауру и окружен нимбом. Его цвет белый, который ассоциируется с восточным направлением. (О других подробностях относительно Ваджрасаттвы и Амитабхи см. " Тибетская книга мертвых", с. 217-220, 223-225).

На этой иконе эти три божества представляют Божественную Триаду, символизируя Трикаю, или " Три Тела" (см. с. 86, 87, 2961), олицетворяющие Сущность Будды. Амитабха ассоциируется с Дхармакаей, Ваджра-саттва - с Самбхогакаей, а Манджушри - с Нирмана-каей. Другой аспект Трикаи представлен на иллюстрации VII. Эти персонификации Трикаи различаются в зависимости от мандалы, школы и степени Посвящения, но сущность всех этих персонификаций - одна.

 

V. ВОСЕМЬ ГУРУ (с. 204)

 

Репродукция (по размеру около четверти оригинала) старинной монастырской иконы, написанной красками на толстой хлопковой ткани в Шигацзе, Тибет, изображающей Великого Гуру в его восьми манифестациях как личностях, умах и силах, которые известны тибетцам под названием Гуру-тшан-гье - " Восемь почитаемых форм Гуру".

Образ Гуру Падмаджунгнай, то есть " Гуру, рожденного в лотосе", называемого также " Тот, кто ведет всех существ трех миров существования к счастью"!, одетого в царское одеяние правителя Сахора, здесь, как и на с. 6, занимает центральную часть иконы, и эта манифестация подробно описана выше (см. описание иллюстрации, помещенной на с. 13-15).

В верхнем углу, слева от центральной фигуры Гуру Шакья Сен-ге, " Гуру, являющийся Львом рода Шакьев", называемый также " Восемь инкарнаций в одном Теле", изображен Буддой, сидящим на лотосово-лунном троне в позе Будды (санскр. буддхасана), называемой также поза лотоса (санскр. падмасана). Его туловище слегка наклонено вправо, как принято у тибетских йогов, являющихся его последователями. Правая рука изображает мудру прикосновения к Земле, а в левой руке он держит чашу для подаяний, наполненную едой.

В противоположном углу Гуру Падмасамбхава, " Гуру, рожденный в лотосе", называемый также " Великий Царь Дхармы, Защитник Религии", представлен в облике молодого бхикшу. Он также сидит на лотосово-лунном троне, держа в правой руке, жестом выражающей благословение, дордже, в левой - чашу из человеческого черепа, наполненную амритой в качестве приношения всем божествам, а в сгибах руки - трезубец в качестве символа.

Прямо над Гуру Падмаджунгнай изображен Гуру Ньима Ходзер, " Гуру солнечного луча" (или состоящий из солнечных лучей), называемый также " Обнимающий все учения, как небо обнимает все пространство", в образе Херукапа, то есть " раздетого", принадлежащего к Ордену Великих Йогов. Его цвет - цвет Солнца. В левой руке он держит солнце за нить света, а в правой руке - трезубец. Как знак его отречения от мира на нем украшения из человеческих костей, которые носят Херуки. Его головной убор из человеческих черепов символизирует победу над сансарическим существованием. Другим знаком его йогической силы служит набедренная повязка из тигровой шкуры. Он сидит в позе Бодхисаттвы на лотосово-лунном троне (см. описание Херуки на с. 28 - " Великий йог Тибета Миларепа").

Ниже Гуру Падмасамбхавы изображен в образе царя Гуру Лоден Чог-сэ, " Гуру, обладающий мудростью и имеющий лучшие желания". Его еще называют " Передающий Мудрость во все миры".
Он восседает на лотосово-лунном троне. Его правая нога вытянута, изображая то, что именуется тибетцами царственной танцевальной позой (тиб. гьял-по-ролпаи-так). В правой руке он держит зеркало, символизирующее подобную миражу или отраженную (как в зеркале) природу всех вещей сансары, а в левой - чашу из человеческого черепа, наполненную нектаром бессмертия как знак победы над старостью и смертью.

Ниже Гуру Шакья Сен-ге находится Гуру Падма Гьял-по, " Лотосовый царственный Гуру", прозванный также " Неподверженный заблуждениям [представитель] Трипи-таки (трех собраний буддийских писаний)". Он сидит на лотосово-лунном троне с вытянутой левой ногой в царственной танцевальной позе, такой же, как поза Бодхи-саттвы. В поднятой правой руке он держит сдвоенный барабан (тиб. дамару), что означает овладение звуками мантр, а в левой - чашу из человеческого черепа, наполненную драгоценными камнями, символизирующими открытые им с помощью йоги Драгоценностей Дхармы.

В нижнем углу, справа от Гуру Падмаджунгная, изображен Гуру Сен-ге Драдог, " Гуру, обучающий львиным голосом", которого еще называют " Проповедующий Дхарму всем шести классам существ" (которые перечислены на с. 3301), в гневном облике тантрийского божества, стоящим на лотосово-лунном троне. Правой ногой он попирает грудь человека, что означает попирание им всех сансарических существований. Являясь Великим Йогом, он носит набедренную повязку из тигровой шкуры и обмотан шкурой льва, голова которого видна над его головным убором, а когти с боков. В правой руке у него дордже, символизирующий подчинение им злых демонов, противодействующих распространению Дхармы, и он угрожает всем им жестом. В левой руке он держит колокольчик, означающий его владение Мантра-йогой и подчинение с помощью йоги всех классов духов в сансаре. Его окружает мистическое Пламя Мудрости, истребляющее грехи мира. Его цвет темно-синий, что означает, как и цвет неба, всепроникающее свойство Дхармы, защитником и проповедником которой он является. Именно в этой сугубо оккультной манифестации Великий Гуру, подобно Великому Святому Михаилу, ниспроверг силы тьмы и помог восторжествовать Силам Света.

В противоположном нижнем углу изображен Гуру Дордже Дроло, " Неизменный Гуру со свисающим животом", называемый также " Тот, в чьем теле любое Счастье достигает наивысшей полноты" и " Неизменный утешитель всех существ".

Он также представлен в гневном облике тантрийского божества и окружен Пламенем Мудрости. Он стоит на тигрице (символизирующей шакти). Попирание тигрицей распростертого человеческого тела имеет такое же значение, как и аналогичное действие, совершаемое Гуру Сен-ге Драдогом. Правой рукой он творит жест угрозы и держит дордже, символизирующий могучую духовную силу, а в левой - магический пхурбу, изгоняющий демонов. Цвет Гуру красный, что является символом его способности очаровывать и просвещать существа сансары. На его лбу, как и на лбу Гуру Сен-ге Драдога, виден третий глаз, который есть знак божественного зрения, интуитивного постижения Реальности. Рассказывают, что именно в Бутане, в знаменитом монастыре Пато-так-тшанг (жилище льва и Пато) Великий Гуру явился в образе Дордже Дроло, чтобы заставить людей соблюдать дисциплину и отучить их от занятий черной магией, изгнать демонов из Бутана и утвердить там Дхарму. Подобным образом каждая из восьми Манифестаций использовалась в зависимости от нужд и обстоятельств, дабы всем чувствующим существам был указан Путь Великого Освобождения.

Прямо под Гуру Падмаджунгнаем, как и на с. 6, изображены Пять Объектов Услаждения, предложенные ему в качестве приношений. Среди них (рядом с цимбалами) - китайский шелк в двух рулонах, похожих на рукописные книги.

Гуру Падмаджунгнай и пять гуру над ним, кроме Гуру Ньима Ходзера (чья аура вокруг тела темно-синяя), окружены радужным сиянием. Нимбы всех шести зеленые.

 

VI. ЭМАНАЦИЯ (с. 209)

 

Репродукция (около одной восьмой размера оригинала) замечательной китайской монастырской иконы, написанной красками на бумажном свитке с покрытием из кисеи. Ее приобрел в 1936 г. во время пребывания в Китае немецкий исследователь г-н X. Суссбах. Ее относят к концу Минской (" Яркой") династии (1368-1661 гг. н. э.). История ее создания неизвестна. Согласно информации, полученной г-ном Суссбахом, она была написана в Центральном Китае. Надпись на обороте указывает на ее принадлежность храму Ямы тантрийского монастыря.

Наверху изображены два Бодхисаттвы в сверхчеловеческих мирах. Каждый излучает из темени головы луч света (о значении которого сообщается в Книге I) и таким путем проявляется в мире тантрийский аспект своей Бодхической сущности. На луче света, исходящем из кончика безымянного пальца божества, находящегося под нижним Бодхисаттвой, есть надпись на китайском языке: " На Юго-Востоке: Бодхисаттва Акашагарбха! излучает форму Гневного Блистательного Великого Смеющегося Царя Мудрости".

На таком же луче света, излучаемом из кончика среднего пальца божества, находящегося под верхним Бодхисаттвой, есть надпись по-китайски: " На Востоке: Бодхисаттва Сарваниварана-Вишкамбхин, излучающий форму Гневного Блистательного Возвышенного Неизменного Царя Мудрости".

Эманация Акашагарбхи - трехликая, как соединившиеся в единое божество Брахма, Вишну и Шива, что означает, что в нем слиты в одно Три Божественных Тела o (санскр. Трикая). Правый лик белый (цвет, символизируюший чистоту и сострадание); лик посредине, а и само божество, синего цвета (что символизирует, к и синее небо, вечную природу его Бодхической сущности); левый лик красный (символ его чарующей силы). Два колокольчика в первой паре рук означают Пустоту, тантрийской персонификацией которой как " Сущность Пустого Пространства вверху" он является. Ручка колокольчика в правой руке заканчивается трезубцем, выражающим власть Акашагарбхи над Тремя Мирами и победу над тремя главными пороками: вожделением, злой волей и глупостью, которые являются главными причинами повторного рождения. Второй парой рук он держит копье, похожее на копье Пяти Дакини в изгоняющем злых духов танце Ритуала Чёд (описание которого содержится в " Тибетской йоге и тайных учениях" на с. 402) и на тибетский пхурбу. Оба эти предмета являются символами подчинения демонов и элементалов, один из которых зеленого цвета в позе поверженного изображен слева от острия копья. В остальных трех руках он держит жезл, усеянный шипами (символизирующий победу над сансарой), большое золотое кольцо с драгоценным камнем в его верхней части, семью драгоценными камнями меньшего размера (вероятно, символизирующими Драгоценности Дхармы) и золотой предмет, похожий на бутон лотоса. Из среднего пальца другой руки исходит световой луч. Танцуя йогический танец победы над сан-сарическим существованием, он попирает ногами человеческих существ, как делают это два гневных из Восьми Гуру, что имеет такой же смысл.

Диадема из двух человеческих черепов есть знак его победы над смертью. Заслон Против Всех Препятствий (или Рассеивающий Заблуждения) как эманация, по-видимому, представляет собой гневную тантрийскую ипостась Манджушри, так как в своих поднятых первых двух руках он держит Книгу Мудрости и ассоциируемый с ней цветок лотоса, а во второй правой руке - Меч Мудрости. Из драгоценного камня (вероятно, это камень, исполняющий желания (санскр. Чинтамани), о котором упоминается неоднократно на страницах этого тома) он выпускает трех насекомых и птицу, похожую на ворона, олицетворяющих миры, ниже человеческого. Из нижней части своей пасти, похожей на пасть млекопитающего, птица выпускает зеленого демона. Нагрудное украшение в виде лотоса и другие такие же на животе и плечах, в первой паре рук означают, что он принадлежит к Лотосовому Ордену Херук. Менее заметные украшения в виде лотоса на другой эманации указывают на то, что он принадлежит к тому же самому Ордену Великих Учителей йоги. Эманация Сарваниварана-Вишкамбхина также трехликая. Правый лик красный, левый белый, а лик в середине такой же зеленый, как тело, что указывает на его вечную юность и рождаемую им творческую энергию, приводимую им в действие. Его лотосовая диадема похожа на диадему ипостаси Манджушри и является диадемой принца из царского дома. Танцуя свой йогический танец, он попирает ногами демона-чудовище с тремя обезьяньими лицами, что означает силу преодоления животных наклонностей, которой он наделяет своих последователей, ибо он является Бодхисаттвой, преодолевающим все препятствия и заблуждения.

Из головы каждого божества исходит пламенеподоб-ная аура, по-видимому, представляющая Пламя Мудрости в китайской иконописи. Как и у Шивы, Верховного Покровителя йогов, руки и ноги обоих божеств обвиты змеями, являющимися символами Мудрости, и сами эти божества являются Царями Мудрости, Божествами Просветления, на что указывает четко обозначенный третий глаз.

Эти два божества, являющиеся тантрийскими персонификациями Просветляющей Силы Дхармы, принадлежат к группе Восьми Дхьяни-Бодхисаттв, известных как Восемь Духовных Сыновей Будды. Другими Шестью являются Майтрейя, Авалокитешвара, Самантабхадра, Манджушри, Ваджрапани и Кшитигарбха.
Делая попытку интерпретировать эту весьма необычную и очень редкую китайскую тантрийскую икону, редактор опирался на символику тибетского тантризма и признателен г-ну Ван Вей-Чану, преподавателю китайской философии и религии в Оксфордском университете, и г-ну Ю. Давчюаню, преподавателю Школы востоковедения Лондонского университета за оказанную ими ценную помощь.

 

VII. ТРИКАЯ (Три Божественных Тела) (с. 314)

 

Репродукция (около половины размера оригинала) иконы, написанной красками на толстой хлопковой ткани в монастыре Гхум в Дарджилинге для редактора тибетским художником Лхарипа Джампал Траши (который в то время расписывал фресками храм Майтрейи этого монастыря) в октябре 1935 г. для использования в качестве иллюстрации Трикая для серии трактатов о йоге Бардо Тхёдола, к которой относится Книга II.

Верхняя фигура представляет собой символическую персонификацию Ади-Будды Самантабхадры (тиб. Кип-tu Bzang-po) - " Всеблагого", изображающего Дхармакаю. Его нагота означает, что Дхармакая, являясь не имеющей качеств и определений Таковостью, есть Обнаженная Реальность. Синий цвет его тела напоминает о том, что, как синее небо всепроникающе неизменно и вечно, такой же является сущность Предвечного (санскр. Ади) Будды. Он сидит на лотосово-лунном троне в позе Будды, и его руки изображают мудру глубокой медитации.

Нижняя фигура, справа от Ади-Будды, - четырехрукая форма Великого Бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Spyan-ras-gzigs; произн. чен-рези), " Проницательно видящего Владыки", именуемого также " Великий Жалостливый и Владыка Сострадания" (санскр. Махакаруна)видящего в позе Будды на лотосово-лунном троне. Он духовный сын Дхьяни-Будды Амитабхи, и инкарнацией его является Далай-лама. Своей духовной силой он превосходит всех Бодхисаттв. Его одежда и украшения свидетельствуют о его статусе наследного принца из царского рода. Он белого цвета, что является знаком его незапятнанности и безграничного милосердия. Ближайшие к телу руки соединены ладонями, означая преданность религии. В другой правой руке он держит хрустальные четки как знак йогической медитации, а в другой левой - лотос как символ духовного совершенства и красоты Дхармы, Защитником которой он является, олицетворяя собой Самбхогакаю.

Третье лицо Триады представляет Гуру Ринпоче, Драгоценный гуру. Это одно из тибетских имен Падмасам-бхавы. Он является персонификацией Нирманакаи, и его изображение имеет сходство с изображением, помещенным на с. 6.

Под каждым из этих трех образов написано тибетское имя, а в нижнем углу под изображением Великого Гуру художник поставил свою подпись.

 

VIII. БОДХИДХАРМА (с. 316)

 

Уменьшенный на одну четверть снимок иллюстрации к книге " Truth and Tradition in Chinese Buddhism", изображающей Бодхидхарму, был сделан и опубликован с любезного разрешения автора, его преподобия д-ра К. Л. Райхельта (К. L. Reichelt) и The Commercial Press Limited, Шанхай - издательства, выпустившего эту книгу, на которую мы ссылаемся в Общем Введении. Бодхидхарма (сведения о котором приведены во Введении и Книге II) изображен сидящим в состоянии медитации на подушке из листьев. Позади него лежат три священные книги, а справа стоит бронзовый китайский сосуд с курящимися благовониями.

 

IX. МАЙТРЕЙЯ, ГРЯДУЩИЙ БУДДА (с. 372)

 

Репродукция (около половины размера оригинала) старинной тибетской иконы, написанной красками на хлопковой ткани. На ней изображен Майтрейя (Меттейя на пали; тиб. Byams-pa; произн. Джхам-па), " Исполненный Любви", буддийский Мессия, который возродит мир силой божественной любви и положит начало Новому Веку Всеобщего Мира и Братства. Сейчас Он пребывает на Небе Тушита, откуда сойдет на Землю и родится среди людей. Он станет Буддой, чтобы вновь открыть, как открыли Гаутама и Династия многочисленных Будд прошлого, Путь, ведущий к Великому Освобождению.

Майтрейя сидит на лотосово-лунном троне в позе и одеянии Будды. Его правая рука изображает мудру проповедника Дхармы, а на ладони и на каждой подошве Его ступней виден мистический знак двойного дордже, наподобие греческого креста, образованный золотой точкой, вписанной в золотой кружок, символ Солнца, и двенадцатью другими золотыми точками, расположенными четырьмя группами по три в каждой и вместе составляющими священное число тринадцать, символизирующее тринадцать степеней просветления, ведущих в Великому Освобождению, к Нирване. В левой руке Он держит золотой сосуд, наполненный сущностями чистоты, возрождения и спасения, предназначенными всем живым созданиям. Точка между Его бровями, как и подобная точка у других Бодхических существ, символизирует третий глаз Божественной Мудрости и Трансцендентного Видения и Зрения. Его нимб зеленого цвета, а окружающая Его аура - темно-синяя, указывающая на вечную, неизменно присутствующую и всеохватывающую Сущность Будды. Под Его троном изображены, как и на других иллюстрациях, Пять Объектов Услаждения, преподносимых Буддам, воплотившимся на Земле. Эти объекты символизируют пять органов чувств, представляющих физического человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал