Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинизм и его проявления в экономике, политике, культуре.






Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.).

У истоков эпохи эллинизма стоит личность (и это впервые в античной истории) – македонский царь Александр Великий (правил в 336—323 гг. до н. э.). Короткая, но насыщенная бурными событиями жизнь Александра, без сомнения, уникальна. Далеко не каждому даже из великих исторических деятелей доводилось стать не просто основателем нового государства, но воистину творцом нового мира, новой социокультурной «вселенной». На долю Александра выпала именно такая судьба.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновением классического рабства.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Политика: Внезапная смерть Александра Македонского в 323 году до н. э., послужила сигналом к началу краха его империи, обнаружившей всю свою эфемерность. Военачальники Александра, получившие название диадохов, начали серию кровавых войн и распрей за трон единого государства, продолжавшуюся 22 года. Ни один из диадохов так и не смог одержать решительной победы над всеми остальными, и в 301 году до н. э., после битвы при Ипсе, они разделили империю на несколько самостоятельных частей.

Новые государства организуются по особому принципу, получившему название эллинистической монархии, основанной на синтезе местных деспотических и греческих полисных политических традиций. Полис, как самостоятельная гражданская община, сохраняет свою независимость как социальный и политический институт даже в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия пользуются автономией, а их граждане — особыми правами и привилегиями. Во главе эллинистического государства обычно стоит царь, обладающий всей полнотой государственной власти. Его главной опорой был бюрократический аппарат, осуществлявший функции управления всей территорией государства, за исключением городов, обладавших статусом полисов, которые владели определенной автономией.

По сравнению с предыдущими периодами ситуация в греческом мире серьёзно изменилась: вместо множества враждующих друг с другом полисов греческий мир теперь состоял из нескольких относительно стабильных крупных держав. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что немаловажно для понимания культурного и политического аспекта той эпохи. Греческий мир был очень тесно взаимосвязанной системой, что подтверждается как минимум наличием единой финансовой системы а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира (эпоха эллинизма была временем сравнительно большой мобильности греческого населения. В частности, континентальная Греция, в конце IV века до н. э. страдавшая от перенаселенности, уже к концу III века до н. э. стала ощущать нехватку населения).

Замкнутость полиса-государства в эпоху эллинизма сменилась открытостью города, принадлежащего обширной империи. Центром его становится не храм, а административные здания и торговые портики, окружавшие агору Вдоль широких, пересекающихся под прямым углом улиц стояли многоэтажные доходные дома с окнами на улицу, дома богачей с колоннадами, дома без окон с внутренним двориком. Город меньше связан старыми градостроительными традициями, он больше подчинен рельефу местности, естественные склоны стали использоваться для сооружения террас — можно говорить уже о появлении городского пейзажа.

Экономика: Интенсивные торговые отношения, развивающиеся между Востоком и Западом, привели к расцвету экономики эллинистического мира, кроме этого, явная избыточность ресурсов способствовала торговым взаимосвязям. Восточные регионы быстро влились в общее экономическое пространство, с готовностью приняв весь рационализм принципов греческой экономики

Культура: Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов.

Во всех завоеванных странах распространялась (и отчасти развивалась) греческая духовная культура (эллинизм), которая почувствовала на чебе влияние этих стран- по сути смешивание культур.. В условиях непрерывных военных действий, когда жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, в массовом сознании стал преобладать субъективно-идеалистический подход в оценке общественной жизни, теперь снова идеалом служила не гражданская норма и отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже в конце IV в, до н.э. афиняне обожествляли в прямом смысле своих царей-благодетелей, возводя им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь и т. п.

Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов (Колосс Родосский). Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана. Таковы: "

Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея (30 в. до н. э.).

статуях Афродиты Милосской (Агесандр, III—II вв. до н. э.) и Аполлона Бельведерского (Леохар, 340 г. до н. э.). храма-алтаря Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Горельеф длиной в 120 м,.

В строительстве храмов преобладал ионический ордер, большое распространение получили круглые храмы, появились открытые алтари (как, например, Пергамский алтарь). В качестве строительных материалов широко использовался камень и сырцовый кирпич.

Наиболее крупными и технически совершенными были общественные здания и сооружения: храмы, гимнасии, булевтерии (здания городских советов), театры, стадионы, ипподромы, портовые сооружения. К последним относился Александрийский маяк - также причисленный к семи чудесам света. Маяк был сооружен в 280 г. до н.э. на острове Фарос в устье Нила и в высоту достигал предположительно 135 м. На его вершине была установлена бронзовая статуя Посейдона высотой около 7 м. Под куполом маяка горел костер, дрова для которого поднимали по винтовому пандусу на ослах. Маяк, известный нам по описанию арабов, представлял собой трехступенчатую башню. Он служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном. Александрийский маяк в перестроенном виде просуществовал до XIV в., затем был разрушен.

Свидетельством технических достижений древних греков было еще одно из семи чудес света — Колосс Родосский (о котором уже говорилось выше), статуя бога Гелиоса, представлявшая собой позолоченную бронзовую на железном каркасе фигуру высотой 32 м. Колосс был сооружен в начале III в. до н.э. при входе в гавань города Родос. Всех, видевших статую, поражали не ее художественные достоинства, а инженерное мастерство его создателя - Хареса из Линдоса.

В интеллектуальной жизни империи большое значение получили греческие (классические) традиции и, главное, знание их, " ученость". Во всем эллинистическом мире получил распространение несколько искаженный греческий язык (койне). Однако в сфере духовной жизни наметилось резкое расслоение. Основная масса населения увлекалась спортивными зрелищами (удвоился амфитеатр вокруг арены - родилась форма современного стадиона); из сценических жанров особую популярность приобрела комедия ситуаций и характеров; трагедия стала тяготеть к благополучным концовкам (Медея прячет детей, Антигона скрывается и т.п.).

Элитарная культура отдавала предпочтение книжным формам, появились драмы для чтения, а не для постановки. Поскольку красноречие в условиях монархии и бюрократии утратило свое общественное значение, расцвела поэзия (но окончательно утратила связь с музыкой). Большое распространение получает несколько искусственное новаторство, но действительно развиваются лишь жанры, слабо развитые у 6 греков: эпиграмма, идиллия (пейзажная лирика), буколика (сцены из " пастушеской" жизни). Всеобщее тщательное изучение греческого языка и классических образцов культуры привело (в частности, александрийских знатоков) к созданию филологических наук.

Здесь необходимо отметить, что греческая культура в различных регионах воспринималась неоднозначно. В восточном Парфянском Царстве приятие греческой культуры было просто невозможно. Иудеи относились к ней как к культуре поработителей, восстание Маккавеев в 165-142 гг. до н. э. было направлено в первую очередь именно против греков. Римляне пришли в эллинистический мир для многих не как поработители, а как миротворцы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал