Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система экологического права






Под системой экологического права понимается структура ос­новных элементов, частей этой отрасли — подотраслей, институ­тов, норм. '

Экологическое право существует в трех качествах: как отрасль права, как учебная дисциплина и как научная дисциплина. По­этому вопрос о структуре целесообразно рассмотреть примени­тельно к каждому из них, так как их структура может и не совпа­дать. Она определяется практическими потребностями последова­тельного, рационального и наиболее полного решения задач, сто­ящих перед законодателем, преподавателем и ученым. При структуризации экологического права в зависимости от того, в каком качестве оно рассматривается, могут быть использованы разные основания.

Так, при определении внутренней структуры экологического права, объектом которого является окружающая среда, основой будет служить совокупность правовых норм, регулирующих кон­кретную, относительно обособленную группу общественных от­ношений. Здесь можно выделить группы норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, права природо­пользования, организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы, экологическое нормирова­ние, экспертизу, лицензирование, юридическую ответственность и др. Такие группы норм образуют основные институты экологи­ческого права.

При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранитель-ного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом свя­зано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользова­нию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам. Эти отрасли являются в значительной сте­пени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматривать­ся как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.

Если предметом экологического права являются отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физичес­ких и биологических воздействий, то закономерно поставить во-

8. Система экологического права

прос о выделении в качестве самостоятельных структурных обра­зований тех правовых норм, которые регулируют охрану от хими­ческих воздействий, от физических воздействий и от биологичес­ких воздействий. Такой подход к структуризации права окружающей среды, являющегося сложной, комплексной отрас­лью, имеет большое научное и практическое значение. Так, тре­бования об охране окружающей среды от биологического загряз­нения содержатся в Законе об охране окружающей среды, лесном законодательстве, законодательстве о животном мире, санитар­ном, аграрном и ином законодательстве. В какой степени эти тре­бования взаимно согласованы, достаточны в контексте права на благоприятную окружающую среду? Предметный подход к ана­лизу структуры права позволяет дать комплексную оценку состо­яния законодательства в данной сфере, выявить пробелы и сфор­мулировать предложения по его совершенствованию. Если совокупность правовых норм, касающаяся охраны от химическо­го загрязнения, исследована достаточно полно, то анализу право­вого регулирования охраны окружающей среды от физического и биологического загрязнения в науке уделялось незаслуженно мало внимания.

А.П. Гетьман считает, что имеются основания рассматривать систему эколого-процессуальных норм как самостоятельную под­отрасль в системе экологического права1.

При определении структуры экологического права как учеб­ной или научной дисциплины применяется комбинация основа­ний, позволяющая наиболее полно и успешно решить стоящие перед ними задачи. При этом структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли эколо­гического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению ра­ционального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных террито­рий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и между­народное право окружающей среды). Соответственно в зависимос­ти от потребностей конкретного вуза при изучении, к примеру,

1 См.: Гетьман АЛ. Процессуальные нормы и отношения в экологическом праве. Харьков, 1994. С. 4.

76 II. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

земельного, водного и иного природоресурсного права может оп­ределяться его общая, особенная и специальная части.

В последнее время в учебные планы наряду с экологическим иногда включается природоресурсное право. Это вполне оправ­данно, так'как в рамках курса природоресурсного права имеется возможность дать глубокие знания по правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды. Одновремен­но нельзя не обратить внимания на нелогичность включения при­родоресурсного права наряду с экологическим в номенклатуру специальностей на присвоение ученых степеней, утвержденных Государственной высшей аттестационной комиссией РФ. В соот­ветствии с концепцией российского экологического права приро­доресурсное право является структурной частью данной отрасли права.

9. Принципы экологического права

Право строится и функционирует на определенных принци­пах, выражающих сущность и социальное назначение права, от­ражающих его главные свойства и особенности. Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений — органы законодательной, исполнительной, судеб­ной власти, предприятия, общественные формирования, гражда­не. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятель­ности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и закон­ных интересов человека и гражданина.

Экологическое право основано как на общих принципах рос­сийского права, так и на принципах данной отрасли (отрасле­вых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и соци­альной свободы, равноправия (равенства перед законом), единст­ва юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и некоторые другие.

Отраслевые принципы экологического права могут быть выра­жены как в специальных нормах-принципах, так и выведены из анализа правовых норм. Поскольку экологическое право включа­ет в себя в качестве подотраслей земельное, водное и иные отрас­ли права, соответственно такие принципы содержатся как в зако­нодательстве об окружающей среде, так и в актах отраслевого законодательства.

9. Принципы экологического права

Принимая во внимание сложность предмета экологического права, заметим, что относительно охраны окружающей среды принципы данной отрасли определены в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органов мест­ного самоуправления, юридических и физических лиц, оказы­вающая воздействие на окружающую среду, должна осущест­вляться на основе следующих принципов:

• соблюдение права человека на благоприятную окружаю­щую среду;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономичес­ких и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окру­жающей среды;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопас­ности;

• ответственность органов государственной власти Россий­ской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органов местного самоуправления за обеспе­чение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

• платность природопользования и возмещение вреда окру­жающей среде;

• независимость контроля в области охраны окружающей среды;

• презумпция экологической опасности планируемой хозяй­ственной и иной деятельности;

• некоторые другие принципы.

Развитие экологического права на современном этапе весьма динамично. Соответственно развиваются и его принципы. Анализ действующего законодательства и экологического права России позволяет выделить ряд общих для отрасли принципов.

Формируемое экологическое законодательство и право осно­вываются на следующих принципах:

• сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды как основы жизни и деятельности человека. Вытекает из ст. 9 Конституции РФ. Обеспечивается посредством экологического нормирования, экспертизы, сертификации, при­менения мер юридической ответственности и иных мер;

78 П. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

• предотвращение вреда окружающей среде в процессе соци­ально-экономического развития. Лицо, осуществляющее или планирующее деятельность, которая окажет или может1 оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, обязано за­ранее принять и реализовать необходимые меры в соответствии с требованиями законодательства для того, чтобы предотвратить возможный вред. Уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать предупрежде­ние экологического вреда;

• экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Этот принцип обу­словлен диалектической взаимосвязью предметов, явлений и про­цессов в природе. Реализуется посредством установления требова­ний по охране других природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользова­ния, водопользования, пользования иными природными богатст­вами. Включает обеспечение выработки и осуществления мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаи­мозависимости явлений и процессов в экологической системе. Он может быть реализован в рамках развивающейся отрасли права окружающей среды. Инструментами его реализации явля­ются экологическое нормирование, оценка воздействия плани­руемой деятельности на окружающую среду, экологическая экс­пертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природо­пользования. Данный принцип не получил пока должного норма­тивного регулирования и обеспечения, поскольку в развитии права окружающей среды до последнего времени господствовал отраслевой подход к правовому регулированию охраны и исполь­зования отдельных природных ресурсов - - земель, недр, вод, лесов и др. В рамках отраслевого подхода недооценивались и со­ответственно не учитывались в необходимой степени факторы взаимосвязи явлений и процессов в природе как интегрирован­ном объекте;

• комплексный подход к правовому регулированию экологи­ческих отношений. Содержание этого важнейшего принципа включает всестороннее регулирование всех отношений, склады­вающихся в сфере взаимодействия общества и природы, всех видов вредных воздействий на природу, всех субъектов права, оказывающихся в сфере взаимодействия с природой;

• охрана жизни и здоровья человека. По существу, это -принцип экологической безопасности человека. В соответствии с ним при планировании и ведении хозяйственной и иной деятель-

9. Принципы экологического права

ности должны быть приняты такие решения и осуществлены такие варианты деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение^ жизни людей, предотвратить или снизить воздейст­вие неблагоприятных факторов окружающей природной среды на здоровье человека;

• гуманность. В соответствии с этим принципом законодатель­ство предусматривает меры по предупреждению нанесения вреда растительному и животному миру, всем формам жизни. Он выте­кает также из ст. 137 ГК РФ, устанавливающей, что при осущест­влении гражданских прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Данный принцип позволяет противостоять антропоцентристским позици­ям в охране окружающей среды;

• охрана окружающей среды — дело каждого. Основой этого принципа является ст. 58 Конституции РФ, в соответствии с ко­торой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам. Его содержание — не только обязанность каждого охранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического вос­питания и образования;

• участие граждан в процедурах подготовки и принятия эколо­гически значимых решений. Этот принцип вытекает из положения ст. 1 Конституции РФ, в соответствии с которой Россия — демокра­тическое государство. Может быть наиболее последовательно реали­зован посредством урегулирования процедур предоставления при­родных ресурсов в пользование и охраны окружающей среды от деградации с учетом участия в таких процедурах граждан;

• свобода реализации полномочий собственника по владе­нию, пользованию и распоряжению землей и другими природны­ми ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

• обеспечение рационального использования природных ре­сурсов, в соответствии с которым должно быть обеспечено неисто-щителъное, экологически обоснованное природопользование в ин­тересах настоящего и будущих поколений, сохранение долгосроч­ного потенциала национальных природных ресурсов;

• устойчивое экологически обоснованное экономическое и со­циальное развитие. Его содержание определяется обеспечением выполнения экологических требований при подготовке, приня­тии и осуществлении экологически значимых хозяйственных, уп­равленческих и иных решений с учетом интересов настоящего и будущих поколений;

80 П. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

• свободный доступ к экологической информации. Полная, достоверная и своевременная информация о состоянии окружаю­щей среды и уровнях антропогенного воздействия на нее является открытой и доступной для всех граждан России и не должна со­ставлять государственную и иную тайну;

• платность специального природопользования как экономи­ческий стимул рационального природопользования и проявления инициативы природопользователей по совершенствованию их природоохранной деятельности;

• разрешительный порядок воздействия на окружающую среду, в соответствии с которым любая хозяйственная и иная де­ятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляется только на основе соответствующего раз­решения, а в необходимых случаях — при наличии положитель­ного заключения государственной экологической экспертизы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал