Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг 4. Истории-иллюстрации
Авторы данного подхода к планированию и организации изменений культуры утверждают, что сущность культуры раскрывают разного рода истории. Желаемые ценности, атрибуты поведения и моральные принципы запечатлеваются в сознании работников организации из неоднократно услышанных историй. Поэтому на данном этапе необходимо выбрать два-три случая или события, наглядно демонстрирующие те ценности, которые предполагается перенести в будущую организационную культуру. По их утверждению, ключевые ценности, желательная ориентация и принципы поведения, характеризующие новую организационную культуру, необходимо доводить до сведения работников организации также посредством рассказов о поведении сотрудников, в данный момент обладающих этими качествами. Форма подачи экспертами материала должна быть такой, чтобы в памяти закрепился моральный аспект рассказов. Шаг 5. Стратегические действия Этот шаг осуществляется после того, как сотрудники организации однозначно поняли, что предполагается изменять в культуре организации. На этом этапе команда ведущих специалистов должна принять решение, какие ключевые действия необходимо осуществить, чтобы начался процесс изменения культуры. Другими словами, на этом этапе требуется четко определить, что необходимо привести в движение, что притормозить, чему позволить сохраниться, чтобы начался процесс изменения культуры. Завершается этот шаг составлением согласованного перечня наиболее весомых ключевых действий, способных оказать наибольшее воздействие на работу организации в долгосрочной перспективе. Шаг 6. План реализации Заключительный шаг состоит в разработке плана мероприятий с указанием ответственных исполнителей, сроков реализации, точек промежуточной отчетности и контроля. Это, по сути, является началом изменения поведения сотрудников и культуры организации. При этом специалисты команды по изменению организационной куль- туры должны показать пример и первыми развить в себе вновь вводимые ценности, нормы и правила поведения. При проведении изменений авторы данной модели советуют придерживаться следующих принципов [3, с. 140—147]: • отмечайте даже самые маленькие победы; • создавайте общественную поддержку; • постройте систему контроля и учета результатов; • предоставляйте информацию; • измеряйте; • формируйте готовность к переменам; • объясняйте, почему; • организуйте панихиды (по прошлому); • реализуйте не только вещественные, но и символические изменения; • настраивайте фокус внимания на процессы. Рекомендуется следующая последовательность изменений:
1) производятся изменения тех элементов культуры, которые угрожают жизнедеятельности организации; 2) внедряются изменения, которые поддерживаются большинством персонала организации; 3) производится разъяснительная работа среди персонала в необходимости изменений, которые пока не поддерживаются многими работниками организации. При этом показываются примеры подобных изменений среди менеджеров и наиболее креативных работников; 4) при получении согласия большинства персонала проводят более сложные изменения, затрагивающие более глубинные ценности и правила поведения работников организации. Сформировать желательный образ культуры организации смогут только менеджеры, которые сами имеют необходимый уровень компетенций и придерживаются ценностей, принципов и норм поведения соответствующих желательной организационной культуре. Поэтому для менеджеров, чьи управленческие навыки и уровень компетенции не соответствуют желательным характеристикам культуры, необходимо организовать повышение квалификации и адаптации их к вновь вводимым ценностям или провести соответствующие перестанови среди менеджеров организации. Условия успешности проведения изменений организационной культуры: • изменение культуры инициирует и поддерживает высшее руководство организации; • менеджеры среднего и низшего уровней понимают необходимость изменений и сами готовы показать пример персоналу; • служба по персоналу не только хорошо понимает предстоящие изменения, но и разрабатывает соответствующие технологии по освоению новых ценностей; • очень важна также информационная подготовка персонала перед началом и в процессе осуществления перемен. Изменение культуры — дело трудное, требующее больших усилий руководителя и менеджеров организации. При этом могут потребоваться изменения в структуре, символах, системах, персонале, стиле лидерства, профессионализме менеджеров и т.п. При проведении изменений культуры, как правило, может проявиться сопротивление персонала. Поэтому изменения должны быть тщательно обоснованы и предусматривать механизмы, способные помочь членам организации адаптироваться к вновь вводимым ценностям, нормам и правилам поведения. Выводы 1. Культурой организации, как и любым производственным процессом, необходимо управлять. При этом наиболее важными являются процессы ее формирования, поддержания и изменения. Это три взаимосвязанных процесса развития организационной культуры. 2. Формирование организационной культуры — это процесс ее становления под воздействием факторов внешней и внутренней среды на первых этапах жизненного цикла организации (возникновения и становления). Согласно модели Э.Шейна на этих этапах ее культура формируется в результате совместного преодоления работниками трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции. 3. Внешняя адаптация — это реакция организации на требования внешней среды, это нахождение ею своей рыночной ниши, формирование отношений с деловыми партнерами, потребителями и другими участниками рынка. В процессе внешней адаптации определяется миссия, устанавливаются цели, разрабатывается стратегия, определяются критерии оценки результатов деятельности персонала и т.п. 4. Внутренняя интеграция — это формирование единой команды из отдельных работников организации в процессе совместного решения стоящих перед ними задач и достижения общих целей. В процессе внутренней интеграции распределяются полномочия, разрабатываются нормы и правила отношений в коллективе, определяются методы поощрения и наказания. 5. Две организации, имеющие примерно одну и ту же структуру производства и схожие условия хозяйствования, могут сформировать разные культуры. Это объясняется тем, что руководители и члены этих организаций выбрали альтернативные направления развития своих организаций (главные цели, декларируемые лозунги, структуру управления, систему контроля, преобладающие коммуникации и т.п.). 6. При формировании организационной культуры необходимо придерживаться следующих принципов: обоснованность, всеобщность, доступность, четкость и однозначность, априорность, достижимость, уважение к национальной культуре и др. 7. В процессе развития организации численность ее персонала увеличивается за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой, что может угрожать сохранению сложившейся в организации культуре. Наибольшей популярностью пользуются следующие методы поддержания организационной культуры: соблюдение принципов найма новых членов, «вписывающихся» в культуру организации; социализация вновь принятых работников; моделирование ролей и обучение; система наград, привилегий, продвижения по службе и наказаний; организационные обряды и ритуалы; увольнение членов организации, отклоняющихся от ее культуры. Если руководитель не занимается поддержанием и развитием культуры своей организации, в некоторых подразделениях постепенно могут складываться контркультуры, отвергающие ценности, которых придерживается большинство членов организации. 8. Изменение культуры — это изменение привычных и разделяемых сотрудниками ценностей, норм и правил поведения, которые становятся препятствием к адаптации организации к внешней среде и формированию нового организационного устройства. Ее изменение требуется тогда, когда существующая культура не способствует достижению желательного уровня эффективности деятельности организации. 9. Учеными разработано несколько моделей изменения культуры организации. Среди них можно выделить модель К. Камерона и Р. Куинна, включающую шесть начальных шагов (этапов) изменения культуры: 1) диагноз нынешнего состояния и достижение консенсуса, 2) диагноз и достижение консенсуса в понимании будущей культуры организации, 3) осмысление результатов, 4) истории-иллюстрации, 5) стратегические действия, 6) план реализации. Такой подход к изменению культуры позволяет в значительной мере уменьшить сопротивление персонала проводимым преобразованиям в организации. 10. Изменение культуры организации рекомендуется осуществ Вопросы для дискуссии 1. Какие вы видите принципиальные различия между процессами формирования, поддержания и изменения организационной структуры? 2. В чем сущность модели формирования организационной культуры Э. Шей-на? 3. На каких этапах жизненного цикла организации производится формирование организационной культуры? 4. Как вы понимаете процессы внешней адаптации организации? 5. В чем сущность процесса внутренней интеграции организации? 6. Какие принципы формирования организационной культуры вы знаете и в чем их сущность? 7. В чем сущность методов поддержания организационной культуры и в какие периоды функционирования организации они используются? 8. В чем сущность шести шагов (этапов) по подготовке изменений организационной культуры в модели К. Камерона и Р. Куинна? 9. В какой последовательности необходимо проводить изменения культуры организации?
|