Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъективные уровни анализа






Норбертом Уайли (Wiley, 1988) была предложена модель микро-, макровзаимо­связей, в значительной степени сходная с теми, что были разработаны Александе-ром и мной. Подход Уайли — чисто субъективный, тогда как в модели Александе­ра и моей учитывается как субъективность, так и объективность. Уайли ясно говорит об этой стороне своего подхода, отстаивая ту мысль, что отправной точ-


[425]

кой для описания уровней является их отношение к субъекту. Уайли выделяет следующие четыре основных уровня анализа, здесь же я (в скобках) указываю соответствующие каждому из них в моей модели: «Я» или индивид (микросубъ­ективное), взаимодействие (микрообъективное), социальная структура (макро-объективное), культура (макросубъективное). Хотя выделяемые мной (и Алек-сандером) четыре уровня поразительно похожи на уровни Уайли, тем не менее ясно, что последний пренебрегает объективной реальностью. Иначе говоря, у него уровни интеракции и социальной структуры, как и другие, определяются с субъек­тивной точки зрения.

В своем анализе Уайли отталкивается от индивида, или «Я», образующего «микроуровень». Александер, как мы видели, несомненно, указал бы на пробле­матичность такой исходной позиции. Мы же считаем, что выбор исходного уров­ня, в конечном счете, не является принципиальная задача, поскольку рассматрива­ется диалектическая взаимосвязь между всеми уровнями анализа. Однако Уайли предлагает весьма ограниченную концепцию микросубъективной составляющей. Точнее, он придает чрезмерное значение «Я» и поэтому не учитывает ряд важных компонентов микросубъективного уровня: разум, сознание, социальное констру­ирование реальности и т. д. Другими словами, как подчеркивают социальные пси­хологи, микросубъективный уровень далеко не исчерпывается «Я».

Подобным же образом, понимание Уайли взаимодействия или микрообъектив­ного уровня тоже имеет ограниченный характер. На этом уровне далеко не всегда происходит взаимодействие. Как минимум нам следует учесть здесь еще действие (в том числе сознательное прошлое) и поведение (не имеющее прошлого). Это, без сомнения, должно относиться к этому уровню, так как микроуровневые явления подобного рода не входят в иную внутрисубъективную микроуровневую катего­рию, указанную Уайли. Кроме того, хотя взаимодействие, действие и поведение могут иметь субъективный компонент, они объективно существуют, и могут быть социально закреплены в повторяющихся моделях. В своих работах я рассматри­ваю субъективные аспекты этих процессов на макросубъективном уровне, а объек­тивные аспекты — в рамках микрообъективности. Так или иначе, нам следует изу­чать в указанных явлениях как субъективные, так и объективные моменты.

Концепция социальной структуры Уайли и мое понимание макрообъективно­сти оказываются более близкими, чем микроанализ этих понятий, даже несмотря на то, что Уайли в своей модели подходит к этому уровню с субъективной точки зрения. Хотя он пишет об «обобщенном " Я"», существующем на этом уровне, ко­торое он осознает «исполняющим роли и придерживающимся правил» (Wiley, 1988, р. 258), все же он имеет в виду существование макрообъективных структур. Притом, что Уайли акцентирует здесь субъективное обобщенное «Я», я бы при­дал наибольшее значение объективным структурам (общество, мировая система), создающим правила и роли для «Я».

Мало существенных различий обнаруживается между упоминаемым в модели Уайли уровнем культуры и планом макросубъективности в моем представлении, поскольку обе позиции предполагают описание с позиции крупномасштабной и субъективной. Единственным разногласием остается то, что размышления Уай­ли о «чистом значении», связанном с этим уровнем, носят слишком общий харак-


[426]

тер, здесь требуется большая конкретизация и конкретное рассмотрение таких об­щеизвестных социологических понятий, как нормы и ценности.

Уайли и я выдвигаем модели, сходные не только в концептуальном выделении
четырех основных уровней, но и с точки зрения нашего понимания взаимосвязей
между ними. Уайли говорит о длящемся процессе «возникновения», который свя­
зывает нижние уровни с верхними, и о процессе «обратной связи» (тоже, по-ви­
димому, непрерывном), который протекает по направлению от верхних к нижним
уровням. Аналогичным образом и меня интересует диалектическая (т. е. непре­
рывная, многонаправленная) взаимосвязь всех уровней социального анализа. Мое
понимание этой диалектической взаимосвязи более неопределенное и обобщен­
ное, чем понятия «эмерджентности» и обратной связи, встречающиеся у Уайли, но
одновременно следует заметить, что разные уровни социального анализа связаны
большим, чем предполагает Уайли, количеством связей. Различные социологиче­
ские концепты (например, экстернализация, объективизация, социализация, интер-
нализация, социальный контроль) отражают разные аспекты диалектической взаи­
мосвязи микро- и макроуровней.»

Хотя микро- и макроподходы, предложенные Уайли и Александером, были кри­тически рассмотрены под ракурсом выдвинутой мной парадигмы обобщенного пла­на, все-таки первостепенное значение имеет то, что все эти три подхода предлага­ют практически идентичные модели основных уровней социального анализа. Сходство особенно поразительно, учитывая, что мы трое пришли к данной про­блеме, отталкиваясь от совершенно несхожих теоретических позиций — диалек­тического подхода, которого придерживаюсь я; многомерной, неофункционалист-ской ориентации Александера; субъективной точки зрения Уайли. Теперь нужно обратиться к некоторым подходам, связанным с изучением взаимосвязи микро- и макроуровней, что сильно отличаются от уже рассмотренных.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал