Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективные переговоры по подготовке проектов и заключению соглашений.






Во-первых, объединение работодателей наделено правом выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений (п. 4). В целях реализации данного права объединение работодателей в соответствии с ч. 2 ст. 36 ТК РФ должно направить предложение в письменной форме представителям работников на соответствующем уровне социального партнерства, которыми на основании ч. 3 ст. 29 ТК РФ выступают профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов < 47>. ТК РФ не устанавливает требований к указанному предложению за исключением его формы. Вместе с тем по смыслу ч. 2 ст. 36 ТК РФ в нем должны быть указаны предмет соглашения, предлагаемого к заключению, представители объединения работодателей для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочия. Кроме того, предложение должно быть подписано от имени объединения работодателя полномочным лицом, определяемым в соответствии с уставом объединения.

--------------------------------

< 47> О видах профессиональных союзов и их объединений см. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

 

Во-вторых, объединение работодателей вправе наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений (п. 5). Порядок наделения полномочиями определяется в соответствии с уставом объединения. Указанные представители участвуют в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.

В-третьих, объединение работодателей вправе получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений (п. 9). Профессиональные союзы и их объединения должны предоставлять такую информацию не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. В отношении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сроки предоставления информации не установлены, поскольку в ч. 7 ст. 37 ТК РФ упоминаются только стороны, под которыми исходя из ст. ст. 36, 37 ТК РФ понимаются представители работников и работодателей.

В-четвертых, объединения работодателей вправе участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (п. 5).

Указанные комиссии являются органами социального партнерства и образуются на всех уровнях социального партнерства. При этом комиссия, создаваемая на локальном уровне (уровень работодателя), является временной, поскольку ее функция исчерпывается ведением коллективных переговоров, подготовкой проекта и заключением коллективного договора (ч. 7 ст. 35 ТК РФ). На остальных уровнях образуются постоянно действующие комиссии. Их основная функция также состоит в проведении коллективных переговоров, подготовке проекта и заключении соглашения. Однако указанные комиссии также организуют контроль за соблюдением условий соглашений в течение всего срока их действия и обеспечивают регулирование социально-трудовых отношений.

Постоянные комиссии создаются сторонами социального партнерства на паритетной основе. Как правило, работники и работодатели выдвигают одинаковое количество представителей для работы в комиссии. Помимо представителей работников и работодателей с учетом реализованной в России модели социального партнерства, основанной на принципе " трипартизма", в работе комиссий принимают участие на равноправной основе представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 35 ТК РФ предусматривает формирование следующих постоянно действующих комиссий.

На федеральном уровне создается Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Ее статус регулируется Федеральным законом от 01.05.1999 N 92-ФЗ. В нее включаются представители общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, которые образуют стороны комиссии.

Порядок участия общероссийских объединений работодателей в формировании данной комиссии определен ст. 2 названного Закона. Каждое объединение вправе направить одного своего представителя в состав Комиссии. Большее количество представителей определяется по согласованию с другими объединениями, участвующими в формировании Комиссии. При этом общее количество представителей не может превышать 30.

На региональном уровне (в субъектах Российской Федерации) создаются региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их статус определяется законами субъектов Российской Федерации. В составы таких комиссий включаются представители действующих на региональном уровне профессиональных союзов, региональных объединений профессиональных союзов, региональных организаций профессиональных союзов и их объединений, региональных объединений работодателей, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне (в муниципальных образованиях) создаются территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их статус определяется законами субъектов Российской Федерации и положениями, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. Принцип их формирования такой же, как и на региональном уровне.

Также ст. 35 ТК РФ предусматривает возможность создания отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом (межотраслевом) уровне. Следует отметить, что практика создания таких комиссий как постоянно действующих не получила распространения в Российской Федерации. В связи с этим на отраслевом уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров и заключения отраслевых соглашений.

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1) Во-первых, объединения работодателей вправе проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики (п. 8). Такие консультации, как правило, проводятся в рамках постоянно действующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

2) Во-вторых, объединения работодателей вправе вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке (п. 6). Указанные предложения могут направляться органам государственной власти, в компетенцию которых входит подготовка проектов нормативных правовых актов, в том числе субъектам права законодательной инициативы.

Особой формой реализации рассматриваемого права является рассмотрение проектов правовых актов на заседаниях постоянно действующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии со ст. 35.1 ТК РФ проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты. Если названные комиссии не созданы, то проекты направляются непосредственно представителям сторон социального партнерства, в том числе объединениям работодателей. Решения комиссий или мнения их сторон, заключения объединений работодателей (если проект им направлялся) подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Приведенная норма появилась в ТК РФ сравнительно недавно, и практика ее реализации неоднозначна. В первую очередь достаточно сложно определить те нормативные правовые акты, которые подлежат рассмотрению в комиссиях. Предлагаемая в ТК РФ формулировка " нормативные правовые и иные акты в сфере труда" задает слишком широкую область отношений. Практически все акты, издаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, прямо или косвенно затрагивают трудовые отношения или влияют на их состояние и развитие. Например, закон о бюджете публично-правового образования. Вряд ли можно отрицать тот факт, что он затрагивает отношения в сфере труда. Однако целесообразность рассмотрения его на заседаниях трехсторонних комиссий вызывает сомнения. По сути, деятельность комиссий приобретает подобие общественной экспертизы нормотворческой и управленческой деятельности государственных органов в целом, что вряд ли можно признать обоснованным с учетом целей создания и функционирования комиссий.

Кроме того, по непонятным причинам на рассмотрение должны направляться как нормативные, так и индивидуальные акты. В результате возникает абсурдная ситуация - орган государственной власти не может без участия комиссии, например, отправить своего работника в отпуск, т.к. отпуск оформляется правовым актом индивидуального характера - приказом или распоряжением. Думается, что ни у кого не возникнет сомнений, что это правовой акт в сфере труда.

Также неясны правовые последствия несоблюдения обозначенной процедуры. Может ли правовой акт, который не был направлен на рассмотрение комиссии, на этом основании признаваться недействительным? Следует учитывать тот факт, что закон не требует учета мнения, высказанного комиссией в ходе рассмотрения проекта. Орган обязан только рассмотреть решение комиссии. Результат такого рассмотрения не определен, и по большому счету факт рассмотрения нигде не фиксируется. Отсутствует механизм разрешения ситуации, при которой в комиссию была направлена одна редакция проекта, а после принятия комиссией решения в нее были внесены изменения, которые существенно повлияли на содержание проекта.

Сказанное позволяет сделать вывод, что механизм, установленный ст. 35.1 ТК РФ, нуждается в существенной доработке.

3) В-третьих, объединения работодателей вправе принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения (п. 7).

С целью реализации рассматриваемого права формируются специальные органы социального партнерства - координационные комитеты содействия занятости населения. Статья 20 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 " О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает, что в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами. В число направлений работы таких комитетов, как правило, включаются следующие вопросы:

1) определение приоритетов государственной политики занятости населения;

2) реализация целевых программ по проблемам занятости населения;

3) формирование предложений по финансированию мероприятий содействия занятости населения;

4) выработка рекомендаций по проблемам занятости населения.

4) В-четвертых, объединения работодателей вправе участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования (п. 10).

Данное право тесно связано с правом объединений участвовать в реализации мер по обеспечению занятости населения. Оно позволяет объединениям работодателей оказывать влияние на профессионально-квалификационную структуру предложения на рынке труда, формировать ее с учетом своих потребностей как субъектов, олицетворяющих спрос на рынке труда, и в конечном счете препятствовать развитию структурной безработицы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 1015 утверждены Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Указанные Правила предусматривают, что объединения работодателей:

1) вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования < 48>, предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;

--------------------------------

< 48> Министерство образования и науки РФ в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 280. - Прим. авт.

 

2) представляют по запросу Министерства образования и науки Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти экспертные заключения на проекты документов, определяющих государственную политику в области профессионального образования;

3) вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по формированию перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования и профессий начального профессионального образования исходя из перспектив развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;

4) формируют совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки < 49>, систему независимой оценки качества профессионального образования;

--------------------------------

< 49> Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 300. - Прим. авт.

 

5) участвуют в независимой экспертизе качества учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе образовательными учреждениями профессионального образования по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускника, и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал