Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис субъекта действия.






На первоначальной стадии развития общества в представлениях людей субъект движения и действия находился за пределами земного, человеческого и социального мира, он относился к области сверхъестест­венного, божественного предназначения.

Считалось, что людьми, всеми событиями на земле под ви­дом сил природы, персонифицированных духов и богов правит некая недосягаемая и непостижимая человеком всевышняя ме­тафизическая сила.

На последующей стадии в поисках субъекта деятельности люди начинают представлять, что человеческое общество, его развитие и изменение зависят от естественных сил - физических, климатических, географических, биологических и даже астрологических. Субъект деятельности теперь был спущен на землю, приблизился, но все еще находился вне общества, вне человечества, отводя людям роль послушных исполнителей во­ли и предначертаний природных сил.

В процессе дальнейшего развития общественного сознания, поиска истинных побудителей движения, действия, изменений в обществе и на земле энергию субъекта действия начали припи­сывать человеческим индивидам, но далеко не всем, а только избранным.

Речь шла о выдающихся и великих людях: пророках, геро­ях, лидерах, гениях, изобретателях и т.д.

Такой субъект действия представляется уже более гумани­зированным, но он еще не полностью социализирован, что про­изошло с появлением социологических теорий об обществе как саморегулирующейся и самотрансформирующейся целостности.

Дальнейшие поиски субъекта деятель­ности привели к личностям, исключитель­ная роль которых рассматривалась как ре­зультат мистического проявления творче­ской энергии общества, а не как их врож­денное свойство.

Движущая энергия общества находит свое воплощение в коллективных, корпоративных субъектах, кото­рые действуют преднамеренно. При этом одни субъекты в виде крупных монопольных организаций, близких к властям, да и са­ми законодательные органы и правительства действуют " свер­ху", выдвигая для решения свои корпоративные интересы, а другие — организации, группы поддержки и давления, лобби, ор­ганизованные структуры действуют " снизу", освобождая дорогу для реализации своих задач.

Такое взаимодействие в основе своей образует и сегодня способ движения в обществе, и в целенаправленную деятель­ность этих сил вовлекается многочисленная масса активных ин­дивидуальных деятелей.

Можно сказать, что прогресс общества — это плод индиви­дуальных человеческих разнонаправленных действий, но не проявление, как считалось, божественной воли, благих намере­ний великих личностей или только автоматического действия социальных механизмов.

Признавая, что прогрессивные изменения в обществе осуществляются людьми, следуетпризнать, что действия людей - это лишь необходимые, но далеко не достаточные условия прогресса, да и не всякий субъект дея­тельности (действия) бывает прогрессивен, как и направленные изменения могут быть не только прогрессивными, но и регрес­сивными. Следовательно, у субъекта деятельности существен­ными являются его личностные черты.

Субъекты деятельности, социальные группы, принимая од­ни элементы социокультурного наследия, в то же время отвер­гают другие.

Субъекта деятельности можно считать прогрессивным, а следовательно, перспектив­ным только в том случае, когда он сочетает в себе две исходные предпосылки: мотивации и возможности, другими словами, если он не только хочет, но и может действовать.

Оптимальный субъект, генерирующий черты прогрессивно ориентированного деятеля складывается при условии сочетания в нем личностных качеств и внешних факторов:

- творчество, независимость, восприятие реальности;

- оптимистичный, долгосрочный взгляд на будущее и его планирование;

- устойчивая и уважаемая традиция;

- благоприятные и активно воспринимаемые естественные условия;

- гибкие, разнообразные и экономически развитые структу­ры деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал