Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский классицизм






Красота - сияние жизни.

Платон

Этот архитектурный стиль наметился после 1760 года, когда от вычурных форм русского барокко зодчие стали переходить к более строгим и регулярным классическим принципам.

Причины тому были весьма серьезные. Во второй половине XVIII века в хозяйственной жизни страны товарные отношения стали не только переходить в капиталистические, но и активно вытеснять крепостнические. Усилились крестьянские волнения. В передовых кругах русского общества назревал протест против хозяйственного произвола, против роскоши и излишеств в жизни придворных и дворянских кругов. В этих условиях идеалы рационалистической философии с тяготением к порядку и умеренности, ясности и разумности все более проникают в искусство, в том числе и в архитектуру. Идеи " гражданственности" и " просветительства", характерные для западного классицизма, находят в культуре России второй половины XVIII в. благоприятную почву. Обращение к античным принципам и приемам стало основой русского классицизма. Освоение классики шло по двум направлениям: путем непосредственного знакомства с античными образцами и путем изучения " преломленной" классики, то есть архитектуры европейских стран эпохи Ренессанса и западноевропейского классицизма.

Событием, способствующим быстрому угасанию русского барокко, явилась неожиданная отставка Ф. Б. Растрелли в 1764 году, его отъезд из столицы и отход от творческой деятельности.

Следуя многим западноевропейским стилевым принципам, русский классицизм в то же время основывался и на собственных, национальных традициях. От архитектуры античной Греции он унаследовал:

· симметрию фасада,

· четкий ритм окон и колонн,

· классические капители,

· ордерную систему,

· конструктивную логику,

· простоту и ясность.

В то же время первым отличием русского классицизма были оштукатуренные поверхности стен, средней полосе России и на Севере они окрашивались в белый цвет, что придавало фасадам особу строгость и монументальность. В южных городах (Одесса, Таганрог, Новочеркасск) и в Санкт-Петербурге фасады окрашивались в желтый цвет, но отдельные формы - колонны, сандрики и др. - в белый. Двуцветье фасада придавало зданию некоторую нарядность, которая подчеркивалась южной декоративностью.

В этот период в России огромные масштабы приобретает загородное строительство, чему способствовало освобождение дворян от обязательной государственной службы. Широкое развитие получил новы тип расположенного среди парка дворца-усадьбы. Мягкий лиризм облика усадебного дома, характерны; для архитектуры этого времени, берет начало от Таврического дворца И. Старова, ставшего образцом для подражания.

В тектонике зданий фасадная плоскость стала основой зрительного впечатления о " конструктивности" композиции. Обычно оштукатуренная стена, ритмично члененная проемами, делилась по высоте на рустованную цокольную часть и основную верхнюю, которую часто расчленяли горизонтальными поясами, как правило, в убывающих кверху пропорциях, что подчеркивало " конструктивность" стены, ее по­степенное облегчение. Строгие по рисунку прямоугольные наличники окон, создающие жесткую оправу проемов, зрительно усиливали значение стены.

Усадебный тип здания чаще всего был с трехчастным фасадом: центральный повышенный объем, обычно двухэтажный, соразмерный с главным ордером, и два пониженных боковых, соразмерных с малым дорическим ордером. Еще одна черта русского классицизма - формирование ансамблевой застройки в городских кварталах, ярким примером которых может быть улица Росси в Петербурге или Гостиный двор в Таганроге.

К середине XIX века возрастает значение скульптурной пластики, в изображениях и орнаменте появляется триумфальная тематика, укрупняются формы и растут объемы зданий, масштабы композиций. Причинами были стремление выразить триумф русского народа в Отечественной войне 1812 года, придать облику наших городов большую выразительность. Так постепенно формировался русский ампир - наивысшая стадия русского классицизма.

Выдающимися русскими архитекторами, сформировавшими отечественный вариант классицизма, были В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, Д.Кваренги, А. Н. Воронихин, В. П. Стасов, А. Д. Захаров. Такие; знаменитые зодчие, естественно, редко наезжали в провинцию. Поэтому на Дону и в Приазовье появлялись как бы копии работ великих мастеров, несущие в своем облике и элементы провинциальности. Тем не менее, в наших местах немало произведений архитектуры, представляющих несомненную ценность; Примечательная черта: в Таганроге черты русского классицизма мы видим преимущественно в жилых и торговых постройках, в Новочеркасске же, как в административном центре Области Войска Донского, наибольший интерес представляют в этом плане административные здания и военные сооружения.

Особняк по ул. Греческой, 40 является одним из старейших домов Таганрога, сохранившихся до наших дней.


" Александровский дворец" в Таганроге

Скромный одноэтажный дом с фасадом на 13 окон вроде бы ничем не бросается в глаза, но это живая история города! Дом был построен в 1806 году чиновницей Сивере. Спустя четыре года был куплен градоначальником П. А. Папковым. В 1816 году по проекту архитектора Молла Ф. (не путать с однофамильцем-композитором!) был перестроен и продан городу под квартиру градоначальника. Этот особняк известен в городе как " Дворец Александра", потому что Александр I дважды останавливался в нем: в 1818 и в 1825 гг. Последний приезд для него оказался роковым - император скончался 19 ноября. Вскоре в доме был открыт первый в России мемориальный музей императора, просуществовавший 95 лет. Этот дом был как бы приютом русской культуры. В нем в 1820 году по пути в ссылку на Кавказ останавливался поэт А. С. Пушкин, а вместе с ним - сопровождавшие генерал Раевский и дочь, будущая княгиня Волконская. В 1837 году здесь же останавливался поэт В. А. Жуковский, в 1835 - художник Айвазовский И. К. Дом любили посещать царственные особы: в 1837 г. Здесь побывал Александр II, в 1863 - Великий князь Николай Александрович, в 1870 - Александр III. В 1920 году здесь побывал нарком просвещения Луначарский, оставивший в книге посетителей следующую запись: " Этот старинный уголок необходимо сохранить как исторический бытовой памятник, главным образом, для учебных целей..."

Во дворе дома в походной церкви Александра I, размещавшейся во флигеле, с 1869 по 1871 год вместе с братьями пел в церковном хоре, организованном отцом, Антон Чехов.

Здание не имеет колоннады, но несет в себе основные черты русского классицизма. Углы плоского фасада украшены рустами, по карнизу расположены характерные сухарики. Над всеми окнами венчаю­щей деталью является замковый камень, хотя обналичены окна не все. Их ритм несколько нарушен. Над частью окон - треугольные сандрики, над остальными - прямоугольные ниши, но без декора. Композиционная ось выражена нечетко. Не являясь шедевром русского классицизма, этот дом составляет характерную, колоритную застройку Таганрога первой половины XIX века.

Жилой дом по ул. Мало-Греческой, 17 (ныне П. П. Шмидта) в Таганроге построен в 1808 году. Это было частное владение градоначальника Папкова. В 1828 г. был надстроен мезонин. В дальнейшем домовладение перешло в руки генерал-майора Реми, помещика после ухода в отставку. В молодости он был командиром лейб-гусарского полка, в котором служил и М. Ю. Лермонтов. По пути из Петербурга на Кавказ Лермонтов заезжал с Александром Гаврииловичем Реми в гости к его родственникам. Точно еще не выяснено, в каком году это было: в 1840 или 1841, но достоверно известно, что именно в ту поездку поэт подарил А. Г. Реми серебряный портсигар - одну из нынешних реликвий музея в Тарханах.


Особняк градоначальника П. А. Папкова в Таганроге

Дом №17 перешел в собственность А. Г. Реми уже после смерти поэта, до 1856 г. он был собственностью Папкова. Именно он приютил у себя семью скоропостижно скончавшегося компаньона Я. Г. Морозова. Его вдова и дети жили здесь с 1847 по 1856 год. Одна из дочерей - Евгения - стала впоследствии матерью А. П. Чехова. В 1915 г. В связи с войной дом был безвозмездно передан под санаторий для раненых. В советское время его превратили в обычную " коммуналку".

Композиция здания предельно проста. Симметричный фасад гладкий, украшен шестью колоннами дорического ордера, поддерживающими треугольный фронтон. Внизу колонны соединяются балюстрадами. Окна прямоугольные, украшены сандриками; на первом (хозяйственном) этаже - квадратные. По всему второму этажу идет сплошной карниз с прямоугольными сухариками. В момент надстройки мезонина треугольный фронтон убрали (точнее, подняли этажом выше), и теперь колоннада воспринимает нагрузку от широкого балкона третьего этажа, создающего впечатление аттика.

Полутораэтажный дом по ул. Чехова, 121 построен в 1820 г. как собственность корнета Н. Т. Грекова, впоследствии казачьего генерала. Типичный образец городского усадебного дома. Портик - с шестью колоннами коринфского ордера, которые соединены стальной решеткой и образуют балкон бельэтажа, лежащий на выступе полуподвала. Каждой колонне соответствует пилястра на фасаде, украшенная сложной лепкой. Колонны поддерживают антаблемент с прямоугольными зубчиками по карнизу. Антаблемент венчает аттик с тремя нишами. Недостатком фасада следует считать отсутствие двери на главной оси.


Таганрог. Особняк корнета Н. Т. Грекова

По своей архитектуре особняк относится к лучшим образцам классицизма в городе. В конце 1880-х гг. наследники Грекова дом продали, и он потом сменил много хозяев, сдававших особняк в аренду. С 1902 по 1917 год здесь размещалось городское полицейское управление. При советской власти дом был национализирован, и его отдали под мастерскую наглядных пособий потребкооперации, потом под опытную станцию шелководства (1922 - 1924 гг.). Затем дом превратили в " коммуналку".

С 1994 года здание выкупил местный филиал ростовского банка " Донинвест", в течение года выполнил сложнейшие реставрационные работы и приспособил особняк для своих нужд.

Полутораэтажный дом на ул. Чехова, 129 возвели в 1824 году как домовладение казачьего генерал-майора Кирсанова. Дом имеет портик с четырьмя колоннами коринфского ордера. Они украшены каннелюрами на высоких цоколях, опираются самостоятельными фундаментами на землю и поддерживают антаблемент с широким фризом, обогащенным орнаментом и лепкой. Над фризом - аттик с двумя нишами на главном фасаде и по одной на боковых стенках. Ниши раньше тоже были украшены лепкой. На уровне второго этажа колонны соединены балюстрадой. По всему карнизу здания - сухарики. Первый этаж рустован. Высокие полуциркульные боковые окна бельэтажа имеют своеобразные наличники в виде рустов.


Дом Кирсанова

Старожилы Таганрога знают этот дом как " архиерейский дом". До красной революции в нем была квартира архиерея, его канцелярия и домовая церковь. Теперь здесь - коммунальные квартиры.

Гостиный двор Таганрога (бывшие Александровские ряды)- замечательное творение середины XIX века. Они возводились почти два десятилетия, начиная с 1841 года, по проекту архитектора М. И. Кампиниони. Представляют собою два крыла, симметрично раскрывающиеся с ул. Чехова на Красную площадь Их фасады решены как широкие галереи-аркады, украшенные строгими дорическими колоннами. За каждой аркой находилась другая арка с дверью в центре и окнами по бокам. В высоком цоколе были входы в глубокие обширные подвалы. На углу левого крыла вплоть до 60-х гг. нынешнего века на самом верху была скульптурная группа, олицетворяющая собой союз земледелия и торговли. Именно под этой скульптурой находилась лавка, которую с 1874 по 1876 год арендовал П. Е. Чехов.


Гостиный двор Таганрога

Своей строгостью и торжественностью Гостиный двор больше напоминал античный храм, чем торговые ряды. Побывавший в 1916 году в Таганроге видный русский искусствовед Г. К. Лукомский писал: " Эти арки, украшенные полуколоннами и ступенями лестницы, идущей вдоль аркады, составляют самое приятное впечатление. Можно догадываться, как красиво было раньше все полукружие". Грустные нотки в этой фразе объясняются тем, что после распродажи в частные руки части архитектурного ансамбля под жилую застройку на грани веков его первоначальный вид был несколько утрачен. Еще больше Гостиный двор пострадал в годы Великой Отечественной войны. В его подвалах во время двухлетней оккупации фашисты устроили склад обмундирования и боеприпасов. Значительная часть вспомогательных построек, находящихся на обширном дворе, была разрушена. Больше всего сохранился, к счастью, фасад-колоннада. Но даже в нынешнем полуразрушенном виде Гостиный двор Таганрога представляет немалую ценность, так как это уникальный памятник русского торгового строительства, один из наиболее сохранившихся на юге страны.

В настоящее время реставрируется.

Дворец Алфераки в Таганроге был построен на ул. Николаевской, 41 (ныне ул. Фрунзе) в 1848 году. Это яркий образец русского ампира. Главный фасад его украшен портиком из четырех колонн с каннелюрами. Капители коринфского ордера. В тимпане треугольного фронтона в центре - герб владельца, по бокам - растительный орнамент. Фриз здания и угловые пилястры богато декорированы. Хорошее впечатление производят фигурные сандрики, вычурная решетка балконов. Фасад венчает аттик и парапет в виде баллюстрады, которая была утрачена, но сейчас восстановлена.


Дворец Н. Д. Алфераки до реставрации (фрагмент парапета - после реставрации)

Интерьеры здания не менее интересны. На первом этаже, где находились кухня, жилые комнаты обслуживающего персонала, спальные помещения, интерьер не отличается особой роскошью. Из большого вестибюля один ход вел в великолепнейший двухсветный танцевальный зал высотой 9 метров с деревян­ными хорами, второй ход в виде парадной беломраморной лестницы вел на второй этаж. Его интерьеры отделаны с кричащей роскошью: наборной дубовый паркет в каждом из залов отличался рисунком; стены украшены богатой лепниной; плафоны потолков расписаны итальянскими живописцами. Эта бесконечная анфилада комнат производит впечатление громадного столичного дворца. Не случайно это здание считается самым красивым на Юге России.

Авторство приписывается известному петербургскому архитектору А. И. Штакеншнейдеру, создавшему Мариинский дворец. Связь имени этого архитектора с провинцией вполне объяснима. По историческим источникам мы знаем, что греческий офицер Дмитрий Алфераки во время русско-турецкой войны помогал России, за что Екатерина II пожаловала ему земли в Приазовье. Один из его сыновей - Илья был крупным коммерсантом, во многом способствовал не только торговому, но и культурному развитию Таганрога. Жил он в полутораэтажном особняке, что до сих пор сохранился против кинотеатра " Октябрь". Другой сын Дмитрия - Николай Алфераки, живший в основном в Петербурге, был надворным советником, служил секретарем Академии художеств, дружил с художником К.Брюлловым. Видимо, через него он познакомился со Штакеншнейдером и заказал проект дворца. А построил дворец предприимчивый Илья.

Кстати, сыновья Николая Дмитриевича Алфераки тоже достаточно известные люди. Сергей Николаевич - видный русский биолог, путешественник, член Русского географического общества. В 1879 году он совершил путешествие на Тянь-Шань и написал книгу " Тянь-Шань и Кульджа". В 1888 г. за труды по зоологии награжден серебряной медалью.

Ахиллес Николаевич - композитор, автор более 100 музыкальных пьес, в том числе оперы " Лесной царь". Он был в свое время и градоначальником Таганрога. Фамилия Алфераки упоминается даже в рассказе Ф. М. Достоевского " Скверный анекдот".

После смерти хозяина дома Н. Д. Алфераки дворец был куплен купцом Неграпонте и сдан в аренду под клуб Коммерческого собрания. Это случилось в 1880 году. Дворец является памятником культуры: он описан А. П. Чеховым в рассказах " Ионыч", " Маска". В разное время в нем останавливались или концертировали актер Щепкин М., композитор С. Танеев, композитор и дирижер В. Сук, профессор Петербургской консерватории А. Ауэр, композитор П. И. Чайковский, организатор певческой капеллы Д. Славянский.

В советское время во дворце размещались разные учреждения: от венерического госпиталя и института НОТ в производствах Донбасса до агиткома ГК ВКПб. С 1930 года все здание передано старейшему в области краеведческому музею, созданному еще в 1898 году по инициативе А. П. Чехова. В 1995 г. здание реставрировано.

Ансамбль зданий №№ 41-45 по ул. Петровской - бывшие доходные дома. С ними цельно воспринимаются и дома №№ 47, 64, находящиеся за Тургеневским переулком. Все они построены в середине XIX в. Все имеют два этажа, все построены из кирпича, оштукатурены и окрашены в желто-белый цвет. Первые этажи раньше были отданы под лавки, вторые были жилыми и сдавались внаем. Отсюда и название " доходные дома".


Ансамбль зданий №№ 41 -45 по ул. Петровской

Фасады зданий воспринимаются как единая композиция. Но каждый из них решен все-таки по-своему, отличается от соседних либо рисунком сандриков, либо формой оконных наличников, либо декором зубчиков на карнизе. Поле стены обогащено горизонтальными тягами. Вполне обычные декоративные элементы поданы в различных сочетаниях. Это оживляет застройку, позволяет воспринимать ее как целостный фрагмент городской среды, придающий своеобразие и неповторимость Таганрогу.

Дом № 43 был построен купцом В.Н.Третьяковым, который был церковным старостой в соборе и одновременно торговал в лавках на Соборной (ныне - Октябрьской) площади. В 80-х годах прошлого века на втором этаже находилось городское музыкальное общество. Здесь ставились местные пьесы и концерты заезжих гастрольных групп.

Дом № 45 построен в 1870 г. купцом Я.М.Серебряковым. С начала XX века в нем разместилось 2-е общество взаимного кредита, с конца 20-х годов - школа. В годы оккупации Таганрога фашистами в здании разместилась немецкая комендатура. Ее доску объявлений местные партизаны использовали для обращения к народу. В предвоенные годы в школе работал пионервожатым организатор таганрогского подполья Семен Морозов.

Дом № 47 принадлежал купцу Кобылкину, владельцу боен, городскому голове (с 1840 по 1850 год). Построен в 1844 г. На первом этаже в одной из лавок начинал свою деятельность приказчиком Павел Егорович Чехов. Рядом с лавкой Чеховых размещалась парикмахерская Ивана Андреевича Злова, который был знаменит тем, что съездил в Париж, вывез оттуда целый склад керосиновых ламп и торговал ими тут же, в парикмахерской. По вечерам Злов зажигал десяток ламп для приманки клиентов, устраивая своеобразную иллюминацию. На втором этаже, в квартире с окнами во двор, жила семья Чеховых. Этот этаж занимала гостиница " Лондон". Полы в ней расписывались под паркет, что было большой редкостью, так как на изображении были человеческие фигуры. До открытия гостиницы француз мосье Триль снимал верхний этаж под казино, где играл дамский оркестр, привлекавший моряков. На первом этаже этого дома в 1903 году открылся первый в Таганроге кинотеатр " Мираж", С 1958г. - " Новости дня". Сейчас здесь - второй корпус гостиницы " Центральная".

Факультет иностранных языков педагогического института является самым лиричным зданием классического стиля в Таганроге. Оно было построено в первой четверти XIX века, а в 1861 году купец Гайрабетов надстроил третий этаж и " добавил" колоннаду. Несмотря на радикальную перестройку, фасад здания воспринимается довольно цельно. Портик образован восемью колоннами коринфского ордера. Они соединены балясинами, образующими балкон второго этажа. Фасад гладкий, желто-белый. О существенных перестройках можно лишь догадываться по карнизу с сухариками, который стрелой пронизывает фасад, проходя даже под колоннадой. Автор проекта перестройки - архитектор Петров М. П.


Факультет иностранных языков ТГПИ

Фасад трехчастный. Из-за посадки здания на красную линию застройки ризалиты не очень развиты. Первый этаж рустован. Тимпан треугольного фронтона гладкий. Примечательность здания - уютный двухсветный зал на отметке второго этажа.

За более чем 150 лет своего существования здание видело разных хозяев: от кафе " Траттория", лазарета в первую мировую войну, школы юнкеров в 1918 году до института животноводства в предвоенные годы и педагогического в наши дни.

Триумфальные арки в Новочеркасске возведены в 1817 году: одна - на старой ростовской дороге, другая - на нынешнем спуске Герцена, ведущему к городу Шахты. Эти произведения русской классики - единственные в своем роде на Юге России. Созданы в 1814-1817 гг. в память о победе русского народа в 1812 году. Ведь и донские казаки гарцевали по мостовым Парижа! Проект принадлежит академику архитектуры Луиджи Алозию Руска, много проектировавшему для Новочеркасска, Петербурга (например, портик Перинной линии Гостиного двора или Петровские казармы) и даже Ярославля (здание Духовной консистории); он же автор многих типовых проектов того времени - жилых домов, казарм и провиантских складов.


Триумфальная арка на Петербургском спуске

Правда, некоторые историки считают, что проектировать мог и его родной брат Иероним Руска, работавший в Новочеркасске в 1812-1818 гг. Прямое отношение к Триумфальным аркам имел, безусловно, войсковой архитектор К. К. Пейкор, Заведовавший в то время всеми строительными работами в городе. Триумфальные арки долгое время были главной достопримечательностью города. Сооруженные в стиле классицизма, они обладают той чистотой и ясностью идеальных форм, которые создают эмоционально-возвышенный образ. Массивный пилон прорезан аркой и украшен строгим профилированным пояском. Двенадцать колонн мощного дорического ордера торжественно и величаво развивают тему Победы. Каждая колонна отмечена наверху простой тумбой и каменным шаром. Пластически цельный в частях и деталях объем арок дополнен декором из доспехов казачьей амуниции и боевых предметов: кольчуг, флагов, сабель, щитов, пушек и ядер. Монументально-декоративное убранство изначально было выполнено из дерева " вольнонаемными" резчиками.

Выразительность силуэта Триумфальных арок, сила их эмоционального воздействия увеличивалась благодаря удачно выбранному месту расположения. С высоты, как на ладони, с севера открывается вид на займище р. Тузлов, а с запада - на бугристые склоны Аксайской возвышенности. Материал арок - пиленый известняк. Поверхность арок, включая аттики, оштукатурена и окрашена в желто-белый цвет.

Новочеркасские арки послужили прообразом Нарвских ворот в Петербурге, которые были построены значительно позже, в 1833 году по проекту архитектора В. П. Стасова. Близка по образу и Триумфальная арка в Москве, возведенная в честь победы над Наполеоном по проекту арх. О. Бове в 1827-1834 гг. Размер новочеркасских арок: длина 19, ширина 9, высота 12 метров.

Войсковой арсенал в Новочеркасске тоже проектировал архитектор Луиджи Руска. Строительство его, как свидетельствуют сохранившиеся записи того же К. К. Пейкора, велось уже в 1820 году. Находясь по соседству с Триумфальной аркой, здание арсенала стилистически близко к ней и развивает ту же триумфальную тему, хотя и имеет меньший масштаб. Несомненно, что этой постройкой К. К. Пейкор хотел связать в одно целое Петербургский спуск и проспект Ермака, ведущий к Соборной площади. Боковые крылья П-образного здания в один этаж имеют на фасаде четырехколонные портики дорического ордера и раньше были украшены знаменами и воинскими регалиями.


Войсковой арсенал

Новочеркасский манеж. Об этом здании до последнего времени как-то не принято было говорить. Этот замечательный памятник архитектуры старались не замечать потому, что он, находясь рядом с одной из войсковых частей, использовался в качестве ее склада. Зданию больше 100 лет. Т-образное в плане, оно имеет два весьма крупных объема, использовавшихся когда-то для разминки лошадей. Крыша у обоих крыльев выпуклая, сегментного профиля. Стены кирпичные, оштукатуренные. Поле стены обогащено пилястрами. Здание находится на Баклановском проспекте, напротив знаменитых КУКККСов.


Манеж

Здание войсковой канцелярии было построено в 1844 году. Будучи угловым, оно имеет два выразительных фасада, главный из которых обращен на Атаманскую улицу. Автор проекта неизвестен. Стремясь придать трехэтажному зданию представительный вид в системе городского ансамбля, архитектор использовал классические формы. Центральная часть фасада акцентирована десятиколонным портиком, стены украшены ленточным фризом и сандриками. Окна второго этажа с наличниками. Карниз украшен зубчиками. Капители колонн дорического ордера. У главного входа по 4 окна первого этажа от оси - полуциркульные, с замковыми камнями. Аттик сложной формы. Соблюдена главная ось симметрии. Сочетание охристой краски стен с белым выделением декора не лишено изысканного благородства и усиливает монументальность здания. Сейчас в нем размещено Высшее училище связи.


Войсковая канцелярия (боковой фасад)

Здание гауптвахты - одно из старейших в Новочеркасске. Оно было построено против Войсковой канцелярии в 1856 году. Автор проекта тоже неизвестен. Сооружение невелико, всего в один этаж, но представляет большую художественную ценность. Треугольный фронтон, имеющий зубчики по карнизу, опирается на две колонны ионического ордера с каннелюрами в центре и две пилястры по краям. Окна, расположенные слева и справа от пилястр, украшены сегментными сандриками, а оконные наличники - пилястрами. Фриз здания обогащен рельефом геометрического рисунка. По углам фасада - тоже пилястры. Детали описаны Алексеем Толстым в " Хождении по мукам".


Здание гауптвахты

Особенность этого здания - наличие лоджии в центре фасада. Оно производит скорее впечатление небольшого храма, довольно респектабельного. Как это ни странно на первый взгляд, но классический облик вполне отвечал утилитарному назначению постройки. В былые времена отсюда под звуки военного оркестра расходились по всему городу конные и пешие караулы. И когда весь город погружался в ночную тьму, гауптвахта ярко освещалась до самого утра.

В настоящее время здесь находится военная комендатура города, а в подвалах - по-прежнему гауптвахта. В свое время в ней находились революционер Н. Кибальчич, будущий поэт М. Исаковский.

Несомненный интерес представляют два проекта видных русских архитекторов, реализованные тогда, когда стиль классицизма стал вроде бы непопулярным. Поэтому здесь уместно говорить о великолепной стилизации под классику.

Мариинская женская гимназия на ул. Атаманской была первым из них. Здание заложено в 1883 году.

Автор - академик архитектуры А. А. Ященко.


Мариинская женская гимназия в Новочеркасске

Центр симметричного в плане трехэтажного здания выделен ризалитом, украшенным стройными полуколоннами усложненного ордера, переходящими по углам ризалита в пилястры. Импровизированный портик поддерживает легкий ступенчатый антаблемент с орнаментальным карнизом, четкий ритм которого вторит каннелюрам колонн и пилястр. Портик не только оформляет главный вход, но и выявляет функциональную структуру здания, обозначая на фасаде двухсветный зал, служивший домовой церковью. Разнообразная по фактуре рустовка стен нижнего этажа находит продолжение в композиционных вертикалях по всему фасаду, объединяя оконные проемы трех этажей. Каждый этаж имеет свою форму оконных наличников, свой выразительный рисунок, заполненный внутри оригинальным орнаментом. В изысканной графичности деталей нет свойственной строгой классике сухости и монотонности, и по богатству декора это произведение архитектуры можно смело отнести к русскому ампиру.

На протяжении многих лет в советское время здесь находились социалистическая сельскохозяйственная академия, техникум руководящих кадров, ветеринарный техникум, а сейчас - Атаманское правление донского казачества.

Ансамбль зданий Донского политехнического института (ныне - технического университета) создан по проекту архитектора Б. С. Рогуйского после перевода в 1907 году из Варшавы в Новочеркасск русского технического университета. Что удивительно, для этого же вуза в Варшаве, где он раньше находился, тот же архитектор построил комплекс зданий в 1898 году; он же создавал проект политехнического института в Тифлисе.


Донской политехнический институт

Возведение комплекса началось в 1912 году. Химический факультет был сдан в эксплуатацию в 1917, горный - в 1920, энергетический - в 1924; главный же корпус - в две очереди: в 1930 и 1932 годах. Образующее замкнутый прямоугольник в плане четырехэтажное здание главного корпуса имеет так называемый " крытый двор" на 2000 мест, используемый как актовый и читальный зал. Гладкий серый фасад строг и монументален. Полный антаблемент поддерживают каннелюрованные колонны с капителями ионического ордера. Карниз украшен зубчиками. Первый этаж рустован. Ризалиты имеют оригинальные окна второго этажа. Торжественность здания подчеркнута парадной наружной лестницей, ведущей сразу на второй этаж.

Атаманский дворец в Новочеркасске построен в 1863 году по проекту академика архитектуры П. Ф. Вальпреде. Он явился композиционным центром и архитектурной доминантой центра города. Ось симметрии этого здания является одновременно осью ансамбля, в который раньше входили два крыла Гостиного двора и угловые двухэтажные дома по улице Московской, сохранившиеся до наших дней.


Атаманский дворец

Исполненное в стиле ампир, это произведение архитектуры отмечено чертами самобытного решения. Преодолевая сухость классической схемы декора, архитектор обработал сдвоенными пилястрами углы боковых ризалитов, соединяя их навесным, на чугунных кронштейнах балконом, украшенным декоративной литой решеткой, а входы решил в виде открытых, квадратных в плане порталов, придавших зданию облик дворца. Этому впечатлению способствовало и богатое убранство интерьера - высокие, залитые светом сводчатые потолки, лепнина, резная мебель, инкрустация. В одном из залов была выставлена галерея военных деятелей Дона прошлого. Атаманский дворец служил также резиденцией царю и наследникам престола на время их приезда в Новочеркасск.

С балконом этого здания и Дворцовой площадью связаны трагические новочеркасские события в июне 1962 года.

Было бы несправедливым не вспомнить и другие произведения новочеркасской архитектуры в стиле русского классицизма:

Мужская гимназия (ныне школа № 3), арх. А. А. Кампиони, 1875;

Техническое училище (ныне техникум химического машиностроения), арх. Кюнцель К. Ф., 1888;

Уездное училище (ныне станкозавод), арх. К. К. Пейкор, 1818;

Казачье училище (ныне гостиница СКВО), арх. неизв., 1869;

I корпус ДПИ (ранее - дворянский пансионат-приют, ныне - автотранспортный техникум), арх. Б. С. Рогуйский, 1906.

Одним из самых интересных памятников классицизма в Ростове является ансамбль застройки монастыря Сурб-Хач, что в переводе на русский означает " святой крест". Изначально в монастырский комплекс входили храм, кельи, первая на Юге России типография, административно-хозяйственные постройки, каптаж грунтовой воды, парк, лестница к реке, светская школа. Из всего этого богатства до наших дней сохранились лишь храм, каптаж, лестница и мостик, и то лишь благодаря большим реставрационным работам, проведенным в 1972 г. Ансамбль сооружений запроектирован И. Е. Старовым (автором Таврического дворца в Петербурге) и возводился с 1786 по 1792 год. Мы не случайно рассматриваем Сурб-Хач не в разделе культовой архитектуры, а здесь, потому что он являет собой чуть ли не единственный в нашей области храм в чистом стиле русского классицизма.


Монастырь Сурб-Хач

Сурб-Хач - однокупольная церковь, с одним барабаном. Главный вход украшен треугольным фронтоном и четырьмя колоннами дорического ордера. Окна с полуциркульным верхом имеют сложные наличники. Стены оштукатурены и окрашены в белый цвет, купол покрыт голубой краской. Традиционное сочетание для храмов Средней России! Это, с одной стороны, естественно, так как авторство принадлежит одному из великих русских зодчих; с другой стороны, и художественный образ здания, и отделочный материал, и кодеры явно не соответствуют армянским традициям. Ведь Сурб-Хач - это своеобразный очаг армянской культуры на Дону. Отнюдь не случайно здесь же, в небольшом пантеоне похоронены выдающиеся деятели армянской культуры: писатель М. Л. Налбандян, поэт Р. Г. Патканян и др. Этот памятник уцелел чудом: подобно другим храмам, власти собирались его взорвать в 1972г.


Каптаж монастыря Сурб-Хач

Особняк Парамонова на ул. Пушкинской в Ростове построен в стиле русского классицизма архитектором Л. Ф. Эбергом в 1912 году. Дата подтверждает, что перед нами великолепная стилизация под классику. Здание располагалось на усадебном участке и имело сад и хозяйственные постройки, которые до наших дней мало сохранились. В гражданскую войну после национализации в здании размещались первые городские общественные организации. В Великую Отечественную войну оно было сильно разрушено, затем восстановлено под научную библиотеку государственного университета.


Особняк Парамонова на ул.Пушкинской

Центральную часть фасада занимает шестиколонный портик с прекрасно найденным соразмерным антаблементом. Архитектурный стиль подчеркивается по ширине портика главным входом с парадной двухсторонней двухмаршевой лестницей, на балюстраде которой когда-то были установлены скульптурные фигуры. Цоколь рустован. Капители колонн - ионического ордера. По карнизу идут прямоугольные зубчики, окна имеют наличники. Аттик строг и величественен. Некоторая измельченность зубчиков дает основание поклонникам эклектики отнести этот памятник к эклектизму.

Здание госбанка запроектировано в 1910 году академиком архитектуры М. М. Перетятковичем. Архитектору тогда было 38 лет - время творческого расцвета. В его художественном наследии остались костел за Нарвской заставой, церковь. В память погибших моряков, банкирский дом на Невском проспекте, здание торгово-промышленного банка в Петербурге и др. Здание госбанка в Ростове - одно из лучших творений зодчего. Непосредственным производителем работ был назначен ростовский гражданский инженер С. В. Попилин. За медлительность в организации строительных работ вскоре был отстранен, а вместо него был назначен инженер П. А. Тарачков. Авторский надзор за строительством осуществлял сам проектировщик, приехавший в Ростов в 1912 году. С этого момента и началось строительство, длившееся три года. На здании банка находится мемориальная доска, повествующая о сдаче банка в эксплуатацию в 1910 году. Это, как видим, ошибка. Дата завершения строительных работ - 1915 год. Вторая ошибка на памятной доске вкралась в фамилию архитектора.


Госбанк в Ростове

Несмотря на значительные изменения, произошедшие на площади за последние полвека, здание банка по-прежнему остается его архитектурной доминантой. Оно четырехэтажное, но первые два этажа рустованы и трактуются как цокольные. Величественный фасад украшен антаблементом: десять колонн дорического ордера, мощный фронтон, зубчики по карнизу, аттик, покрытый куполом. Между вторым и третьим этажами по всему фасаду проходит рельефный пояс, служащий опорой для колонн. Фасад раскрепован. В отличие от традиционной для южнорусского классицизма желто-белой окраски фасад госбанка одноцветный, сохраняющий естественный цвет штукатурки.

Двойной купол здания рассчитал профессор Петербургского института гражданских инженеров П. И. Дмитриев, а монументальный ансамбль на противоположной стороне улицы, состоящий из фонтана, ступеней, скульптурного изображения двух львов, разработали петербургский архитектор Л. А. Дитрих и скульптор Я. З. Вейде уже в 1917 году. Благоустройство же сквера выполнено в 1947-1948 гг. по проекту М. И. Тараканова.

Несмотря на сравнительно небольшой арсенал выразительных средств, использованных архитектором, здание восхищает своей монументальностью. Архитектор, видимо, гордился своим творением. Но в 1916 году, в возрасте 44 лет академик Перетяткович скончался.

Фасады памятника реставрированы в 1994 году.

Завершая рассказ о памятниках архитектуры в стиле русского классицизма, было бы необъективным забыть следующие произведения искусства:

Первый двухэтажный каменный дом в Ростове - так называемый " Дом купца Максимова" - на углу ул. Станиславского и пр. Семашко. Классицизм; 1840; арх. неизвестен (есть все-таки сведения, что проектировал этот дом Трофим Шаржинский). Первый этаж дома с мезонином облюбовали для себя мещанская управа, сословный и сиротский суды. С 1874 по 1899 гг. здесь же находилась ростовская городская дума.


Дом П. Р. Максимова (первый каменный дом в Ростове)

Нахичеванский городской театр (ныне ТЮЗ). Построен в 1899 году по проекту архитектора Н. Н. Дурбаха. Театральное фойе, занавес и декорации были расписаны художником И. И. Крыловым. В 1899 - 1900 гг. среди других видных актеров в этом театре работал Мариус Петипа.


Нахичеванский театр (ныне ТЮЗ)

Главный корпус педагогического университета, ул. Большая Садовая, 33 (бывший главный корпус Донского университета). Построен в 1912 году архитектором И. Е. Черкесианом как здание Второго Народного собрания. Несмотря на присутствие элементов модерна, что в то время было естественно, в облике здания преобладают классические черты.


Главный корпус педагогического университета (первозданный вид)

Почтамт, архитектор-инженер А. А. Смирнов, 1898 г.

Литература:

Весь Ростов и Нахичевань-на-Дону за 1913 г. - Харьков, 1913.

Вся Донская область и Северный Кавказ за 1908 г. - Новочеркасск, 1908.

Данцев А. А. Город на холме. - Новочеркасск: Изд-во НГТУ, 1993.

Зимин А., Дручинин М. В классическом стиле //Вечерний Ростов, 1983, №261.

Киричек М. Каким был дворец? //Таганрогская правда, 1988, №223.

Краснов Б. В. Новочеркасск. Справочная книжка. - Новочеркасск, 1896.

Кулишов В. И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987.

Плевакин Б. Каменный старожил //Молот, 1990, №147.

Простаков С. Последние дни первого в Ростове //Вечерний Ростов, 1995, №86.

Решетников В. Здесь были доходные дома //Таганрогская правда, 1988, №132.

Цымбал А. Торговые ряды //Таганрогская правда, 1992, №24.

Швецов С. На высоком донском берегу. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1982.

Шулепова Э. А. (автор-составитель). Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Ростовская область. - М.: Изд-во НИИ культуры, 1990.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал