Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пределы действия нормативных актов (по времени, в пространстве, по кругу лиц).






По времени. Содержит три принципа:

а) немедленное действие. Когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (важно для длящихся отношений, например, алименты). Все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает. Согласно ст. 4 ГК РФ «по отношениям, возникающим до введения в действие акта законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие»;

б) обратное действие (обратная сила) – когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случаи и «вперед» и «назад» т.е. случаи имевшие место в прошлом (ст. 54 КРФ);

в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным его вопросам (например: приказ Минздрава СССР № 228-1988г).

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) опубликования.

Официальное опубликование закона считается- публикация в «Российской газете», «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства РФ». Здесь (как и иных случаях) официальное опубликование- это даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.
Акты Президента РФ, Правительства РФ опубликование их в тех же изданиях, в которых и опубликуются законы. Нормативные акты Президента РФ вступают в действие по истечении 7 дней после их опубликования, если не указан иной срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Ведомственные акты. Существуют определенные правила вступления в силу ведомственных актов. Они проходят регистрацию в Минюсте, если иное не предусмотрено законодательством, и подлежат опубликованию, (в течение 10 дней после их регистрации). Публикуют в «Российские ведомости», вступают в силу с момента их опубликования. Ведомственные акты не прошедшие регистрации не опубликованные, не вступают в действие.

Прекращение действия закона.

а) истечение срока, на который был принят закон, Закон о бюджете;

б) отмена закона (в новом законе указываются акты утрачивающие силу);

в) замена закона другим законом, регулирующим те же отношения (этот способ прекращения НПА.

В пространстве. Пространство очерчено границей (территорией) и суверенитетом. Территория включает в себя: территорию субъектов (недра земли и континентальный шельф), внутренние воды, территориальное море (12 морских миль), воздушное пространство над ними.Россия обладает суверенитетом и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне, в порядке ФЗ и нормами международного права (ст. 67 Конституции).

К территории относится: речные, морские и воздушные суда под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские суда и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

Акты применяются на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Акты федеральных органов власти распространяются на всю территорию РФ. Акты субъектов РФ - на территорию соответствующих субъектов РФ.

Акты муниципальных органов - на территорию соответствующих административных единиц.

По кругу лиц. Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находиться в действии закона государства, в котором они пребывают.

Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция – по которой определенные части территории государства: здания посольств, миссии или средства транспорта, дипломатические представители иностранных государства признаются не находящимися на территории государства, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье законодательство нарушено. На началах взаимности территории посольств ив иностранных государствах считается территорией соответствующего государства.

Главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правовом экстерриториальности. К ним не могут быть применены меры ответственности –государственное принуждение при нарушений уголовного, административного законодательства..

Особенность- иностранцы, лица без гражданства согласно закону не могут быть субъектами ряда отношений (быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах и др.).

59. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды. Способы инкорпорации: официальный и неофициальный.

Систематизация- это упорядочение действующих законов, всех нормативных актов, приведение юридических норм в согласованную систему. Цели систематизации- создание стройной системы законов, обладающие качествами полноты, доступности и удобствами пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизии[16], ликвидирование пробелов и обладание законодательством.

Науке известны три вида систематизациями: а) инкорпорация; б) кодификация; в) консолидация.

Инкорпорация- вид систематизации, в ходе которой действующие акты сводиться воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Издаются различные сборники или собрания законодательства, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования), или по годам издания нормативных актов (т.е. в хронологическом порядке). Инкорпорации известно два способа: официальный и неофициальный.

Официальный- можно отнести сборники, «Собрание законодательства РФ», и др. Они готовиться от имени компетентных государственных органиков и являются формой официального опубликования или переиздания актов. На эти изменения можно ссылаться при решении юридических вопросов.

Публикуются ФЗ, конституционные законы, акты палат ФС, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и толкование норм КРФ на предмет их соответствия конституции. Собрание законодательства состоит из разделов.

К неофициальной- относится, например, сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, в целях просвещения нанесения и т.д. На подобного рода неофициальные материалы –нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в судах и др. органах.

Кодификация - вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизирование, научно обоснованное изложение в новом законе (например, своде законов, кодексе, основах законодательства, и др.). Кодификация - это работа более высокого уровня, чем инкорпорация.

Кодификация может бытьвсеобщей (когда переработке подвергаются все законодательство государства)отраслей (когда перерабатываются норма отдельных отраслей законодательства), илиспециальной (охватываются нормы правового института).

Консолидация- форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет самостоятельность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал