Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Коммуникативная культура – основа практической деятельности человека в любой сфере жизниСтр 1 из 53Следующая ⇒
Коммуникативная культура – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности в общении. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной культуры гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида. В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной культуры подрастающего поколения. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у педагогов навыков в организации ситуаций взаимодействия, требующих от воспитанников речевой активности. Педагоги также отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для формирования коммуникативной культуры, что негативно отражается на результатах и качестве их практических способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности. Проблема коммуникативной культуры нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и др. Коммуникативная компетентность включает в себя не только умение говорить, читать, слушать, писать, понимать информацию, но и способность к мотивированной активной деятельности, умению находить разнообразные варианты решения социальнозначимых проблем выхода из различных ситуаций, формирование общей и будущей профессиональной культуры. В современной школе новых образовательных стандартов коммуникативная компетентность будет относиться к группе универсальных действий, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять достаточно серьезное внимание в силу ряда причин. Среди них: влияние на учебную успешность воспитанника, адаптации в различных условиях, нравственное, этическое, эмоциональное благополучие, как в классном коллективе, так и в социуме.В педагогических исследованиях Н.И. Исаевой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, В.В. Соколовой, Г.С. Трофимовой коммуникативная культура рассматривается в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании, который требует от педагога умения создать в системе педагогического процесса условия, позволяющие школьнику действовать культурно, творчески, используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы. Изучение коммуникативной культуры воспитанников нашло свое отражение в работах, посвященных социализации школьников (О.С. Газман, А.В. Мудрик, А.Г. Пашков и др.), их общекультурному становлению (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, А.В. Репринцев и др.) а также в исследованиях, учитывающих возрастные особенности учащихся (О.П. Кравчук, Е.Ф. Карпиевич, Л.Р. Сайфутдинова и др.). Проблема коммуникативного развития школьников раскрывается в дидактических направлениях личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Ю. Курганов), игровая деятельность (С.А. Шмаков и др.), технология обучения и управление педагогическим взаимодействием (В.П. Беспалько, Г.Н. Подчалимова, И.М. Подушкина, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.). Коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Коммуникативная культура является важным приоритетом в организации современного пространства воспитания и определяется как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения. Она состоит из коммуникативной грамотности, что предполагает овладение психологическими и нравственными знаниями (фактами, представлениями, понятиями, нравственными законами, ценностями и т.д.), умениями, правилами и нормативами в сфере общения, проявляющимися в кругозоре, общей эрудиции, способности к позитивному размышлению и поискам выхода из сложившихся ситуаций, и коммуникативной этики. Таким образом, коммуникативная культура – это совокупность коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, позволяющих человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Целесообразным представляется проведение занятий в тренинговой форме, позволяющей реализацию активных методов и техник. Цель: Формировать у подростков ценностное отношение о настоящей дружбе и сотрудничестве. Задачи: Формировать базовые коммуникативные знания, умения и навыки у воспитанников первой ступени образования: 1.Способствовать развитию сплоченности детского коллектива, единство в работе. 2.Формировать практические умения эффективного взаимодействия в коллективе, создать настрой на командную работу, совершенствовать умение работать в команде 3.Расширить спектр социальных знаний о дружбе и сотрудничестве. 4.Показать на жизненных ситуациях значимость понятия «Дружба». 5. Развивать рефлексивные умения детей. Рекомендации: Блок «Общение – взаимодействие» отражает способность воспитанника к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Ожидаемый результат: Овладение базовыми коммуникативными знаниями, умениями и навыками: Оборудование: 1. Плакаты с высказываниями о дружбе. 2. Магнитная доска, магниты. 3. Иллюстрации с изображениями Университета дружбы народов, Фонтан дружбы, ВИА «Дружба», сыр «Дружба». 4. Скрепки.
Использованная литература: 1.Кан-Калик В.А. Грамматика общения, М., 2015 2. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2012. 3. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности./ Под ред. С.В. Титовой. – СПб.: Питер, 2013. 4. В. Осеева «До первого дождя».
|