Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эллинистическая культура ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Эллинистический мир Греческий полис к середине 1У века до н.э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического развития. Раздробленная на несколько сот мелких полисов Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Тогда же стремительно усиливается Македония. Ее царь Филипп 11, а впоследст-вии Александр ведут активную завоевательную политику. Они покоряют Грецию, Александр осуществляет поход в Азию, доходит до Индии, завоевывает Египет... Так возникла невиданная ранее " мировая" держава Александра Македонского.. Рыхлое государство Александра, сразу же после его смерти, распадается на государственные образования, оказавшиеся более жизнеспособными, чем империя Александра. Распад мировой державы. и создание системы новых государств на ее развалинах проходили в непрерывных войнах между ближайшими полководцами Александра Македонского /диадохами/. После чем сорокалетних войн и отражения нашествия галатов, в 70-х годах 111 века до н.э., наступило относительно спокойное время. На территории распавшейся державы Александра Македонского возникают огромные многонациональные государства военно-монархического типа. С этого времени зарождается существенно новая эпоха античности, обычно называемая эллинизмом. Эллинизм стал насильственным объединением древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивавшихся раздельно, в единую- систему государств. В результате объединения появилось своеобразное " общество и культура, которые отличались как от собственно греческого /классической Греция как совокупности независимых городов-государств приходит конец/, так я собственно древне-востоЧнсго общественного устройства и культуры. Древневосточный мир, объединенный / кроме Индии и Китая/ в рамках Персидской державы, также переживал серьезный общественно-политический кризис: традиционные общинные структуры разлагались, частные хозяйства развивались медленно и болезненно. Наиболее характерные черты, присущие эллинизму как синтезу греческих и восточных начал во всех сторонах жизни, производства и культуры, проявились в Египте и на Ближнем Востоке/район классического эллинизма/. На территории Греции, Македонии и Причерно-: морья синтеза древнегреческих и древневосточных начал не существовало. Здесь историческое развитие шло на основе древнегреческой цивилизации как таковой. Тем. не менее и эти регионы стали органической частью эллинистического мира. Эпоха эллинизма охватывает почти 300-летний период греческой и древневосточной истории. Она началась с походов Александра на. Восток в 334 году, до н.э. и закончилась завоеванием последнего эллинистического государства / Египетского царства / римлянами в. 30 г. до н.э. Выделяются три периода в развитии эллинизма: 1/334-281 гг.до н.э.- образование империи Александра Македонско-го и ее распад в результате войн диодохов;. 2/ 280 г. до н.э. -сер. 11века до н.э. - период зрелости эллинизма, создание социально-экономической структуры, государственности и культуры элли-низма; 3/ сер. 11 века до н.э. - поздний эллинизм, разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на западе и Парфией на востоке. Однако существуют и другие варианты периодиза- ции эллинизма.* В системе эллинистических государств можно выделить две крупные сверхдержавы: Египетское царство, где правила династия Птолимеев, и держава Селевкидов / в конце 111 века до н.э. стала называться Сирийским царством /. Влиятельными государствами были Македонское, Пергамское и Греко-Бактрийское царства. Однако наряду с ними существовали государства более скромных размеров/ Понт, Армения, Боспорское царство, " Сицилийское государство и др./ * Известный исследователь античности А.Ф.Лосев выделяет в ней этапы раннего эллинизма - время от второй половины 1У века до н.э. и до.1 века до н.э. и позднего эллинизма - весь последую-щий период античной культуры, время господства Рима, завоев-шего все страны от Испании до Индии. Особенности формирования эллинистической культуры и ее общие черты Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях, когда житель небольшого полиса в Греции или деревенской общины на Востоке стал жителем крупных держав Селевки-дов, Птолимеев или Пергама. В эпоху эллинизма усилилось переме- щение и смешение населения. Македонец или грек, родившийся в глухой Аркадия, могли оказаться на службе в Египте, далекой Бак-трии или Причерноморье. Новые условия, развития греческой цивилизации, кризис полис-ной идеологий породили новое мировоззрение, которое получило ши-рокое распространение и философское оформление. Сно известно под названием космополитизма. Греческое слово " космополитес" означает " гражданин мира". 3 классический период каждый грек считал себя гражданином/политес/только своего города. Кругозор его был. ограничен интересами роднсго полиса. В эллинистическую эпоху. греки, очутившись на чужбине, смешались с выходцами из разных полисов, говоривших на разных диалектах. Теперь они были просто-эллинами, а не афинянами, бестийцами, милетцами и т.д. В самой Элладе оформились большие федерации - Этолийская и Ахейская, каждая с общим гражданством. Расширение окружающего мира, знакомство с местными условиями жизни и местными древними традициями увеличивало умственный кругозор, развивало творческое начало каждого человека, создавало благоприятные условия для- культурного творчества. Одним из сти- мулов формирования эллинистической культуры стало распространение эллинского образа жизни и эллинской система образования. В полисах и восточных городах, получивших статус полиса, возникли гимнасии с палестрами, театры, стадионы и ипподромы. С другой стороны, греческую культуру непосредственно познали значительные слой населения завоеванных стран.. ' В эллинистическую эпоху возросла роль государства в развитии культуры. Монархии, располагавшие огромными материальными ресурсами, разветвленным аппаратом, выработали определенную политику в области культуры, предприняли попытку направить культурное творчество в нужное русло, выделяя значительные средства на финанси- рование тех или иных отраслей культуры. Столицы монархий, резиденции эллинистических правителей превращаются в мощные культурные центры. При царских дворцах сосредотачиваются крупные ученые из разных уголков эллинистического мира, получавшие содержание из государственных средств и ведущие научную работу. Такие коллективы ученых сложились в Антиохии, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и других городах. Местом, где мудрость Эллады встретилась с мудростью Востока, стала еги- петская Александрия.' Здесь под покровительством Птолемеев была собрана огромная для того времени библиотека, в которой насчиты-' велось более полумиллиона папирусных свитков. Птоломею 11 уда-лось раздобыть драгоценные подлинники трагедий Эсхила, Софокла и Еврепида /взятые под залог из Афин, они были подменены копиями/. Кроме библиотеки при дворе был организован Мусейон /дом муз/ -научное учреждение с общежитием для ученых. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие в Александрию, получали в нем бесплатную квартиру и освобождались от всех налогов и повинностей. Они име-ли все необходимое для работы - инструменты, коллекции, зоологи-ческий и ботанический сады. В 111 веке до н.э. в Александрийском музее работали Апполоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Эвклид, Каллимах и.многие другие прославленные ученые. Главой Мусейояа был хранитель библиотеки, который, одновременно был воспитателем наследника египетского престола. Значительная часть выдающихся научных открытий эпохи эллинизма была сделана алекса-ндрийскими учеными. Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участ-тием в синтезе элементов греческой культуры, с другой - сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие горо-доз, товаро-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психо-логического облика человека, нового содержания его идеологии. Эллинистической культуре свойственно греческое оформление. Среди господствующего класса широкое распространение получил общегреческий язык - койне, на котором создавалась эллинистическая литература. /Наряду с койне существовали и греческие диалекты и языки других народов/. Греческий облик эллинистической культуры определялся также решающим вкладом греков в создание основных культурных ценностей. Развитие большинства отраслей культуры происходило на том фундаменте, который создали греки в классический период У-1У вв. до н.э. Воздействие древневосточной культуры на эллинизм проявилось в оплодотворении ее рядом новых идей /мистицизма и глубокого индивидуализма в философии, повышении роли религии в общей духовной атмосфере, внедрения ряда достижений древневосточной науки, в частности, в медицине, астрономии и многих других/. . Упадок полисов с их древними традициями коллективизма привел к развитию индивидуализма. Оторванные от своего родного полиса люди уже не могли надеятся на поддержку сограждан, должны' были рассчитывать только на себя, на личную инициативу. Благополучие человека часто стало связываться и с милостью богов, благодеянием" монархов. Индивидуализм проявлялся в распространении лирики, тяге к созданию индивидуалистической философии, мисти- ческих потребностей души, желавшей обеспечить свое " спасение". Частые перевороты, войны, всеобщая неуверенность в будущем питали веру в слепую удачу, укрепляли религиозное сознание, приводили к широкому распространению фатализма имистических представлений. Космополитизм, индивидуализм и фатализм были существенными элементами мировоззрения эллинизированного населения эллинистического мира. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V-1V вв.до н.э. Традиционная греческая религия не исчезла, святилища олимпийских богов будут посещаться до самого конца антич-ности. Но истинной веры уже не было, а обшественные жертвоприношения стали поводом для пиршеств среди всеобщего ликования. Древнегреческие олимпийские боги, связанные с условиями независимых греческих полисов, после кризиса 1У века до н.э. и потери независимости постепенно теряли свой былой авторитет. Многие впадали в скептизм. Действительно, как было афинянину не усомниться в Афине после того как Деметрий Полиоркет, царь Македонии, объявил себя братом богини и разместил свой гарем в Парфеноне? Новый культ Тюхе /Фортуны/ был скрытой формой скептицизма. В сущности эта богиня представляла собой отрицание божественного провидения и тщетности усилил человека: слава и бо-гатство зависели от слепого случая, удачи. И все же религиозное рвение в эллинистическую эпоху было значительно сильнее скептицизма. Однако человек уже не мог удовлетворять свои религиозные ус-тремления в рамках полиса. Религия коллектива сменялась религией индивидуальной, что естественно в эпоху индивидуализма. Традиционные культы греческих богов подверглись серьезной трансфор-маций, как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, так и под воздействием развитых и древних.: восточных религиозных систем. Культы греческих богов Зевса, Ап-полона, Гермеса, Афродиты, Артемиды приобретают новые черты, заимствованные у исконных древневосточных божеств, Ормуздре, Митры, Аттиса, Кибелы, Исиды и других. Если новые боги нередко приобретали эллинизированную внешность, то религиозное содержание их было преимущественно восточным. Боги Востока переживали триумф в эллинистическую эпоху. Среди греков получил распространение малоазийский культ Великой Матери -Кибелы - разнузданной богини, предававшейся всевозможным неистовствам. Сирийскую богиню также почитали непристойными мис-териями.Но еще большую популярность приобрела египетская религия. По-видимому на греков производили большое впечатление колосаль-ность храмов и гробниц, духовность, в которой культы, ритуалы и верования образовывали органическое единство, послания бессмер-тности оптимистической религии. Они отождествляли египетских богов со своими божествами: Амон- Зевс, Осирис - Дионис, Хатхор -Афродита и т.п. Особую популярность приобрела богиня Исида, культ которой вобрал ряд функций греческих богинь: Геры, Афродиты, Де-иетры, Селены и становится своего рода культом единого женского божества." Перспективы заступничества всемилостивой и всемогущей ■ богини - вот что влекло к Исиде всех, кто искал утешение и спасения от опасностей, таящихся в окружающем грозном мире... Богиня, Исида была как бы предшественницей самого Христа." Характерным для эллинистического мира является не только со-вмещение греческих и восточных черт в системе традиционных греческих и древневосточных богов, но и появление синкретических но- вых божеств. Созданное божество совместно с греческими и египет- скими жрецами по указанию Птолемея 1 - Сарапис - на основе мем-фиского культа Осириса-Аписа, с элементами олимпийских богов Плу-тона, Зевса и диониса, было объявлено верховным богом эллинов и: египтян. Б образе Сараписа удовлетворялась возникавшая потребность в вере в единого бога, тяга к монотеизму, которая была ве-лика в ряде восточных стран, например, в Иудее. Одной из особенностей религиозных поисков эллинизма является обожествление монарха. Обоготворялись как умершие, так и живые, земные боги - цари и царицы. Эллинистические правители стремились таким образом идеологически обосновать и укрепить свое господст-во, сплотить свои многонациональные государства. Правители Египта, Селевкиды и другие эллинистические монархи принимают божественные эпитеты: Сотер /Спаситель/, Эвергет /Благодетель/, Эпифан /Тот, кто является как бог/, Тесс /Бог/. Поклонение им было при-знаком благонадежности подданных и имело политический оттенок. Обожествление земного владыки имело свои корни: в Египте фараоны издревле считались богами, а в Греции - поклонялись героям. В эллинистический период получает распространение идея месси- 1. Левек П. Эллинистический мир.~М., 1989.-С.147. 2.Коростовцев M.А. Религия древнего Египта. - М., 1976.- С.283. -
анства, вера в приход божественного спасителя - мессии, который должен освободить угнетенный народ от ига завоевателей и поработителей. В классическом мире, в котором противопоставление гре-ка варвару или гражданина рабу было абсолютным, где женщиной пренебрегали, мессианские верования не могли иметь успеха. В новом мире, в котором противоречия стирались и все люди чувствовали себя братьями, потому что любили одного и того же бога, одинаково ждали от него спасения. С другой стороны, надежда на пришествие божественного мессии отражала неорганизованность и фак- тическую слабость народных масс в их борьбе с поработителями и. получила поддержку и религиозную обработку даже среди высокопоставленных жреческих корпорациях. Неслучайно идеи мессианства получили распространение среди малых народностей, завоеванных и насильственно включенных в состав крупных эллинистических государств. Особенно широко распространились идеи мессианства среди населения Иудеи. В целом эллинистический период характеризуется активными поисками новых религиозных форм и идей, тягой к монотеизму и этическим сторонам религиозных учений. В эти века рождались некоторые религиозные идеи, которые впоследствии войдут составной частью в христианство. Философии эллинистической эпохи характерно как продолжение существования традиционных школ, так и возникновение новых ори - гинальных философских систем, связанных, с глубокими изменениями в мировоззрении людей. Прежде всего продолжали существовать школы учеников великих философов 1V века до н.э. Платона /Академия/ и Аристотеля /Ликей/. Однако постепенно школы теряют свою популярность и превращаются в замкнутые элитарные группы с ограниченным влиянием на развитие философской мысли. Новые философские системы стоиков и эпикурейцев, более соответствующие общему уровню общественной и культурной атмосферы своей эпохи, приобрели значительно большее влияние и распространение. Афины оставались самым крупным центром философской мысли, где находились наиболее знаменитые школы и формировались новые теории. Основателем философии стоиков был разорившийся купец, уроженец острова Кипр Зенон /ок.336 - 264 гг. до н.э./.который. приехал в Афина и здесь начал разработку своей системы. Он учил всех желающих его слушать в самом многолюдной месте Афин- на агоре под расписным портиком - стоей /отсюда произошло название этой философской системы/.Успех в Афинах у Зенона был столь огромен, что демос после смерти философа почтил его золотой короной. Философская система стоиков была до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Она распалась на три части: физику, или учение об устройстве и развитии мира; логику, или учение правильно мыслить и ясно выражать свои мысли; этику, или; учение о человеке, его поведении, месте в мире, цели его сущест-вования и др. Весь мир стоики считали непрерывно развивающимся творческим огнем. Он пронизывает бескачественную материю, формирует на определенный срок все разнообразие окружающего мира. Бог, по учению стоиков, был в самой природе.отождествлялся с творческим началом природы. Он есть огонь- огонь, одухотворяющий и творящий, проникающий в материю и придающий ей различные качества. Вселенная родилась из огня и по истечению " большого года", длящегося 10 тыс. лет, он полностью поглощает мир и обновляет его в мировом пожаре. Возродившаяся вселенная точно повторяет то, что было раньше:. вновь Сократ будет учить на улицах Афин, вновь его будет бранить сварливая Ксантиппа, вновь он будет обвинен и казнен. Особо сильное влияние на умы современников оказала этика сто-иков.Человек рассматривался стоиками в качестве активного начала в мире. Он - неразрывная часть космоса. Как органическая часть космоса человек должен заботиться обо всем мире, обо всем прекрасном космосе, о человечестве в целом, а не только об одном городе или отдельном коллективе. Отсюда общественным идеалом стои- ков было единое всемирное государство с единым гражданством. Их философия оправдывала происходивший кризис городов-государств и образование больших эллинистических монархий. Стоике учили, что каждому человеку надо жить в соответствии с природой, подчинять-; ся мировому порядку, хотеть того, что хочет божество, и таким образом сливаться с ним. Душа позволяла тому, кто добивается со-гласия с миром, сохранить свою индивидуальность до мирового пожа-ра, тогда как души всех остальных исчезают после смерти. Стоики считали, что все люди могут быть счастливы, если достигнут доб-радетели. Выполняя свой долг, люди постепенно ее достигали. Для стоиков добродетель - владение собой, апатия/отсутствие страсти/. Воззрения стоиков привели к учению о всеобщем равенстве и отрицании рабства как природного явления. Философская система стоиков направляла индивидуальную энергию отдельного человека на общественное благо и была проявлением связи между растущим в обществе индивидуализмом и еще непреодоленным коллективизмом. Другой популярной философской системой эллинистического времени была философия Эпикура /341 - 270 гг. до н.э./ и его последователей эпикурейуев. Он переселился в Афины с острова Самос, где развил атомистическую теорию строения мира Демокрита. Эпикур считал, что из атомов, состоят не только материальные вещи, но и: душа. Отдавая дань времени, он признавал существование богов, но считал их одним из проявлений бесконечной природы, которые нахо-дились далеко в состоянии блаженной бездеятельности и не принима-ют никакого участия в жизни природа и людей. Главной задачей эпикурейской философии как и в стоицизме бы-ла разработка учения о поведении человека с целью достижения им счастья. По Эпикуру, счастье человека заключается в устранении неприятных ощущении, ведении скромного, воздержанного образа жи-зни, уединении от волнений внешнего мира. Высшее счастье человека в достижении атараксии - мудрости в отсутствии волнений, -которая возможна лишь при уединенной жизни. Эпикуру приписывают Фразу: " Проживи незаметно". Если стоики, оправдывая существующий мир, призывали всех людей активно выполнять предначертанный им судьбой долг, то Эпикур, наоборот, желая всеми средствами осуще-ствить свободу для каждого отдельного человека, отворачивался от общественной деятельности и призывал индивидум к самоеовершенст-вовакию. Эстетическое учение Эпикура выражало настроения тех социальных слоев, которые были оттеснены от активного участия в общественной и политической жизни, разочаровавшись в решении острых социальных противоречий, и искали спасения в индивидуализме. Если стоицизм ч эпикурейство были сложными философскими системами, имевшими своих последователей среди образованной публики, культурной элиты эллинизма, то подлинно народной стала философия киников. Одним из самых известных киников был Диоген -из Синопы /404-323 гг. до н.э./. Киники так же выработали понятие счастья человека и его оптимального поведения в обществе. Они считали, что богатство, положение в обществе, семейные отношения является оковами для человека и делают его глубоко несчастным. Необходимо отказаться от всего этого, жить сообразно природе, питаясь тем,; что окажется под рукой. Голодные, заросшие, оборванные киники жили в заброшенных домах, пустых пифасах, переходили с сумой за ' плечами из города в город, проповедуя свое учение демосу. Философия киников была выражением протеста против социальной несправедливости, столь характерной для системы эллинизма» В эллинистическое время философия стала как бы убежищем для человека, потерпевшего крушение надежд, потерявшего смысл жизни в своем положении гражданина. Вместе с тем, она сделала большой шаг вперед и обогатила мировую философию глубокими и оригинальными идеями и заняла почетное месте в сокровищнице человеческой цивилизации. Литература и искусство В литературе, наряду с традициями классического времени, по- Как и в эпоху классики, огромное влияние на состояние литературы имел театр, театральные представления. Само театральное сооружение становится сложным архитектурным комплексом л приобре-ло архитектурное единство. Из театрального действия практически исключается хор, и действие ведется непосредственно актерами, ко-личество которых возрастает. Оно приобрело более реалистический характер: вместо уродливой, закрыващей всю голову, маски.использовали маски, приближающиеся к изображению реальных человеческих черт.- Известны 44 типа масок: 9 - стариков и зрелых мужей, 17 - женщин, 11 - молодых людей, 7 - рабов. Драматурга более не удовлетворяло изображение общечеловеческого типа. Наиболее популярным драматургическим жанром в период эллинизма стала новая комедия, или комедия нравов, которая изображала столкновения разных характеров. Она изображала современную жизнь как можно более точно. Любовь, преодолевавшая препятствия и за- канчивающаяся признанием и счастливой развязкой, стала основной темой. Главным представителем новой комедии был афинянин Менандр /ок.342-292 гг. до н.э./.Сюжеты комедий Менандра - семейные, бы-товые драмы, что вполне естественно в эпоху, когда человек был лишен общественной жизни. В его комедиях проявились возросшее ма-стерство в обрисовке характеров, психологизм, остроумный язык, мастерство в ведении интриги. Персонажи Менандра были обрисованы настолько глубоко, художественно и правдиво, что Аристофан из Византия спрашивал, кто кому подражал - Менандр жизни или наоборот. Его комедии снискали огромную популярность и получили распространение по всему эллинистическому миру. Центром эллинистической поэзии стала Александрия. Основателем александрийского стиля стал Каллимах /310 - 240 гг. до н.э./. Ему принадлежат различные произведения на мифологические, лите- ■ ратурные, исторические темы /поэмы Текала", " Причины" и др./. " Александрийская поэзия" была лишена волнующих общественных про-блем, предназначалась для узкого круга придворной и интеллектуальной элиты, свидетельствовала об упадке подлинного поэтического чувства, о подмене настояшей поэзии учеными изысканиями в стихотворной форме. Поэзия все больше приобретала познавательный характер. Типично эллинистическим литературным жанром стала буко-диетическая" поэзия, или идиллии, и социальные романы-утопии. В идиллиях Феокрята отвлеченные пастухи, отвлеченное действие на фоне абстрактного пейзажа создают искусственный мир безмятежно, живущих людей, резко контрастирующий с реальным миром эллинизма. В романах-утопиях Эвгемера и Ямбула описывались фантастические 1.Левек П. Эллинистический мир.- С.Ј7. страны на краю ойкумены, где люди наслаждаются счастливой жизнью на лоне роскошной природа. В целом эллинистическую литературу отличает от классической интерес к форме и неглубокое идейное содержание, исследование вну-треннего мира отдельного человека и игнорирование общественных потребностей, подмена глубоких философских мыслей мелкими будничными заботами и вместе с тем разработка реалистических сюжетов, интерес к психологии отдельного человека и к его внутреннему миру. Ни одна эпоха не была столь требовательна к художникам в ис-кусстве украшения обыденной жизни. Объем художественной продук -ции был колоссальным.Велось лихорадочное строительство.. Никогда! прежде не трудилось столько архитекторов, скульпторов, художни- ков. Это происходило потому, что, во-первых, эллинистический мир процветал, и правители считали своим долгом окружить себя людьми, способными прославить их столицы и дворцы; во-вторых, возросшее богатство высших слоев общества во многом изменило греческий быт,. развило вкус к роскоши и потребность к комфорту. Искусство элли- низма приобретает более светский характер, так как самыми крупными заказчиками были цари и богатые слои города. Основание многочисленных городов на Востоке, работы по благо-устройству старых городов способствовали подъему архитектуры, раз-работке новых типов зданий, возведению новых типов грандиозных сооружений, которые были невозможны в предшествовавшее время. Храм потерял значение основного здания эллинистической архитектуры и строился по традиционным нормам. Основой развития эллинисти-ческой архитектуры стали здания общественного и утилитарного на-значения: здания для заседания пританов, членов буле, Народного собрания /пританеи, булевтерии/, библиотеки, театры и стадионы, тимнасии и палестры. Предметом специального внимания стала архи-тектура частного дома, который стал просторнее, пышнее, удобнее. 3 эллинистический период человек, превратившийся из гражданина полиса в частное лицо, yжe не проводит свое время в обсуждениях на агоре и в народном собрании, а начинает все больше и больше интересоваться своим домом. Особым типом здания стали комплексы-царских дворцов, занимающие до четверти всей городской территории, включающие не только царские аппартаменты, но и хозяйствен- ные помещения, ремесленные мастерские, тенистые парки, библиоте--ки, арсеналы л т.д. Комплекс царских дворцов или, занимал акрополь, как в Пергаме, или был отгорожен от городской территории крепостной стеной, как в Александрии. Планомерное градостроительство в эпоху эллинизма стало правилом. Города, возникшие в то время по всему Востоку, строились 1 чаще всего по Гипподамовой системе, но в то же время они не были; монотонными и свидетельствовали о тонкости замысла. В Александ- рии все располагается вокруг порта, над городом возвышается Маяк -одно из семи чудес света. Пергам демонстрирует огромный алтарь Зевса и Афины, уникальный как по размерам так и по красоте жерт-венник. Приспособление архитектуры к окружающему пейзажу станс- вится неотъемлемым правилом для эллинистических городов. Для эллинистической архитектуры характерно несколько новых моментов: стремление к грандиозности построек, роскоши внутренней и внешней отделки, нарочитой помпезности и масштабности, которые подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед лицом могущественного монарха или божественных сил. Вместе с тем преобладание утилитарных типов сооружений, стремление к практицизму и рационализму вело к утрате чувства прекрасного, того эстетизма, который столь свойственнен классическому зодчеству. Интерес к ваянию в эллинистический период был огромен: скуль-птуры украшали частные дома, общественные здания, площади, ак- рополи, перекрестки, парковые зоны. Тем не менее этот жанр иску-сства отмечен печатью некоторой деградации. Во-первых, падение уровня скульптуры связано с тем, что заказчики - цари и вельможи- желали украсить свои чертоги и парки произведениями как можно более похожими на те, что почитались совершенством в пору могущества Александра. Ваятели стремились " смастерить" статую, которая показалась бы не хуже оригинала Праксителя или Лисиппа. Во- ■ вторых, обилие скульптуры и большой спрос на нее роздали ее массовое производство, что также приводило к угасанию творческого начала. Все это вело к заимствованию уже найденной формы, то есть к тому, что мы называем академизмом. Или же к эклектизму, то есть сочетанию отдельных черт я находок искусства различных мас-теров, но лишенному единства, внутренне; } цельности и не способе- твуюшему созданию собственного стиля.. В скульптуре эллинистической поры прослеживаются две тенденции: патетика и реализм, который часто переходит почти в откровенный натурализм. Скульптура, кажется, заменила место трагедии, чтобы внушать душам ужас и жалость. Тела сливались в конвульсиях, лица, искаженные страданием, выражали проклятие человеческого существования. Реалистический подход усилился прежде всего в порт-рете, жанре, особенно распространившемся с развитием индивидуализма и культа царей. Старость, физические уродства, бедность -все, что обходило классическое искусство, проникнутое стремлением к идеальной красоте - воспроизводились скорее в натуралистической форме /" Пьяная старуха", " Рыбак" и др./ Даже во времена академизма и эклектизма не удалось полностью заглушить древнегреческий художественный идеал и/йод одаренного ■ ■ мастера появились шедевры эллинизма: Ника Самофракийская / начало 111 века до н.э./ - богиня победы, спускающаяся на нос корабля; Тюхе /счастье/ города Антиохии /111 в. до н.э./, изображен- ная в виде прекрасной доброй женщины; известные всему миру статуи Афродиты /Венеры/ Нилоеской и Афродиты Киренской /11-1 вв, до н.э./, богини любви я красоты. Наиболее знаменитыми скульптурными школами эпохи эллинизма, были пергамская и родосская, которые соответственно развивали художественные принципы Скопоса и Лисиппа. Прославленными образцами эллинистической архитектуры и скульптуры является Пергамскии алтарь - мемориальный комплекс, построенный Эвменом 11 в честь победы над галлами в 180 году до н.э. Из шедевров родосской школы можно назвать знаменитую скульптурную группу " Лаокоон и его сыновья" /1в. до н.э./, изображающую мучительную смерть троянского жреца и его сыновей от укуса змей и многофигурную группу, изображающею казнь злой царицы Дирки сыновьями Антигоны, -" Фарнез-ский бык" /11 в. до н.э./, и грандиозную скульптуру, Родосский колосс- 30-метров, ая бронзовая статуя бога Гелиоса /276 г.до н.э./, Статуя украшала родосский порт и одновременно служила маяком. Литература З.Любимов Л. Искусство древнего мира.-М..1980..
|