Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный процесс формирования права и правотворчество (нормотворчество). Стадии правотворчества (нормотворчества).






В юриспруденции вопрос о формировании права, в результате кото­рого в действующую правовую систему вводятся новые (изменяются или отменяются) правовые нормы традиционно разграничивается на две составляющие: социальный процесс формирования права (иначе правообразование) и правотворчество (иначе нормотворчество). Не­обходимость такого рода разграничения правообразования и право­творчества определяется существованием границы между стихий­ным и целенаправленным (официальным) движением правовых идей в направлении оформления моделей поведения в форме субъектив­ных прав и юридических обязанностей.

Само обособление социального процесса формирования права (правообразования), в первую очередь, связано с выделением раз­личного рода объективных и субъективных факторов, сказывающихся на правовом развитии:

1) экономические факторы, т. е. материальные условия жизни общества, существование различных форм собственности, предпри­нимательство и т. п.;

2) политические факторы, выраженные в соотношении гражданско­го общества и государства, деятельности элит, политических партий, движений и общественных объединений, групп давления и т. п.;

3) социальные факторы как сложившиеся отношения общества и государства к личности, ее интересам и потребностям, охране и обеспечению прав и свобод и пр.;

4) историко-культурные факторы — связанные со сложившими­ся обычаями, традициями, менталитетом, ценностями, выработан­ными в пределах данной цивилизации и культуры;

5) геополитические факторы — выраженные в особенностях распо­ложения государства, его взаимодействия с другими государствами и международными организациями, региональными объединениями;

6) государственно-организационные факторы — связанные с ис­пользованием достижений юридической теории и практики, учетом общественного мнения, существующей системой государственных органов, при разработке проектов нормативно-правовых актов.

Правотворчество (точнее нормотворчество) предстает как одна из форм государственной деятельности, которая направлена на формирование правовых норм, их совершенствование, изменение или отмену. Определяющее значение в правотворчестве имеет вы­работка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества, а именно: отмена и изменение правовых норм, либо совершенствование их редакции, — выступают как вспомога­тельные направления правотворческой деятельности.

Определяющая цель правотворчества состоит в совершенствова­нии действующего законодательства. Для достижения этой цели правотворчество основывается на таких принципах как законность, демократизм, научность, профессионализм. Использование принци­пов правотворчества в правотворческом процессе позволяет наибо­лее эффективным образом реализовать такие функции правотворче­ства: 1) первоначального регулирования; 2) обновления правового материала; 3) ликвидации пробелов в праве; 4) упорядочения нор­мативно-правового материала (систематизации).

В Украине основным способом право­творчества является законотворчество и вытекающее из него под­законное нормотворчество. Другие способы нормотворчества имеют дополнительное значение и пока слабо сказываются на процессах формирования права в Украине. Потому правотворчество в нашей правовой культуре в основном предстает как принятие, изменение или отмена нормативно-правовых актов.

Система последовательных и взаимосвязанных правотворческих действий в процессе создания нормативно-правовых актов именует­ся стадиями правотворческого процесса. Принято разграничивать две основные стадии правотворческого процесса: стадию подготов­ки проекта нормативно-правового акта и стадию рассмотрениям принятия нормативно-правового акта. На стадии подготовки проек­та: принимается решение о его подготовке, составляется концепция и определяются его важнейшие положения, готовится первоначаль­ный текст, происходит предварительное обсуждение проекта. Нако­нец, происходит обработка и редактирование текста. На стадии рассмотрения и принятия нормативно-правового акта: вносится про­ект в официальном порядке, обсуждается проект, принимается нор­мативно-правовой акт, наконец, он официально провозглашается (публикуется).

Процесс создания, изменения и отмены законов назы­вают законодательным процессом. В национальной право­вой системе он состоит из следующих стадий:

1)законодательная инициатива — внесение в законо­дательный орган предложения об издании, изменении или отмене закона;

2) разработка законопроекта. Она может быть пору­чена парламентским комитетам, министерствам, коллек­тивам ученых-специалистов. Первая и вторая стадии зако­нодательного процесса могут совпадать, и тогда на рассмот­рение парламента вносится готовый законопроект;

3) обсуждение законопроекта. Принятый к рассмотре­нию законопроект поэтапно обсуждается парламентариями, в него вносятся поправки и дополнения (этот процесс назы­вают первым и вторым чтением законопроекта);

4) принятие закона (обычно в результате третьего чте­ния). Принятие закона осуществляется голосованием. По общему правилу, закон должен получить одобрение про­стого большинства членов парламента (т.е. 50 % + 1 голос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голосов парламентариев (квалифицированное большинство);

5) подписание закона главой государства. На эту ста­дию отводится строго определенный срок (например, в Украине — 15 дней). Как правило, глава государства имеет право вернуть закон на повторное рассмотрение со своими мотивированными замечаниями (отлагательное вето);

6) обнародование закона. Эта стадия имеет важное зна­чение. Неопубликованные и, таким образом, не доведенные до сведения людей законы не применяются;

7) вступление закона в силу. По общему правилу, за­кон вступает в силу в течение определенного срока (в Укра­ине — через десять дней после публикации), если иное не указано самим законом.

47. Юридическая практика: понятие и виды. Роль судебной практики в правовой системе Украины.

Юридическая практика — это профессиональная юри­дическая деятельность по изданию, толкованию и реализа­ции правовых предписаний, осуществляемая с учетом на­копленного социально-правового опыта.

Объектом юридической практики выступают обще­ственные отношения, иные формы поведения людей и их объединений, социальных общностей, иначе говоря — субъ­екты права.

Субъектами юридической практики являются право­творческие и правоприменительные органы (законода­тельные органы, органы исполнительной власти, в т.ч. правоохранительные органы, их должностные лица, суды, адвокаты, органы нотариата и т.д.). Субъекты юридиче­ской практики непосредственно издают, толкуют и при­меняют юридические нормы. Участники юридической практики — это субъекты права, которые содействуют субъектам юридической практики в осуществлении право­вых действий и операций, но сами при этом не издают и не применяют правовых норм. Например, в качестве участни­ков следственной практики выступают понятые, свидетели, потерпевшие.

Для правовой системы общества характерно одновре­менное функционирование разнообразных типов, видов и подвидов юридической практики:

1) в зависимости от содержания различают правотвор­ческую, правоприменительную (правореализационную), интерпретационную практики.

В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые средства (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественные отношения и иные формы поведения людей.

Правоприменительная практика представляет собой властную деятельность компетентных органов, направ­ленную на вынесение индивидуально-конкретных пред­писаний, и выработку в ходе такой деятельности правово­го опыта.

Суть интерпретационной практики сводится к фор­мулированию правовых разъяснений и правоположений;

2) по субъектам юридическая практика разграничива­ется на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и т.п. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной практике отно­сится практика Конституционного Суда Украины и судов общей юрисдикции. Приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых юридических дел, можно говорить о судебной практике по гражданским, по уголовным делам;

3) в зависимости от функциональной роли различают регулятивную и охранительную юридическую практику. Например, деятельность органов регистрации актов граж­данского состояния, органов нотариата в основном носит регулятивный характер. Деятельность прокуратуры и ор­ганов внутренних дел по преимуществу носит охранитель­ный характер. Судебная же практика сочетает в себе регу­лятивный (признание в судебном порядке права собствен­ности на недвижимое имущество, раздел имущества) и охранительный (вынесение приговора по уголовному делу) моменты.

Каждый из типов, видов и подвидов юридической прак­тики специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, функциям и другим важным аспектам.

Одна из задач юридической науки состоит в определении основ­ных направлений совершенствования юридической практики. Тради­ционно основное внимание здесь привлекают вопросы совершен­ствования правотворческой и правоприменительной практики, по этим направлениям юридической практики ведется основной массив научных исследований. Между тем, для становления правового го­сударства и гражданского общества имеет принципиальное значе­ние практика реализации субъективных прав, которая требует свое­го теоретического обоснования и воплощения в правовой политике нашего государства.

 

49. Правовой статус коллективных субъектов: понятие и виды

Субъекты права разделяются на индивидуальных субъектов (фи­зических лиц) и коллективных субъектов (юридических лиц). Среди коллективных субъектов права выделяют: государство в целом, го­сударственные органы, учреждения и предприятия; негосударствен­ные организации (фирмы, банки, акционерные компании); обще­ственные объединения (партии, союзы, ассоциации и пр.); админис­тративно-территориальные единицы (города, области, районы) изби­рательные округа; религиозные организации; социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив). Большин­ство из перечисленных субъектов права (исключая государство в целом, социальные общности и некоторые другие) для участия в правоотношениях в сфере частного права приобретают качество юридического лица. Для признания коллективного субъекта юриди­ческим лицом требуется регистрация в государственных органах. При этом необходимо обладать совокупностью организационных, имущественных и правовых признаков, среди которых: 1) организа­ционное единство в виде управленческих и организационных связей и структур, необходимых для ведения коммерческой и некоммерчес­кой деятельности, обозначенных в учредительных документах (об­щих положениях для некоторых некоммерческих организаций); 2) обособленное имущество, находящееся в собственности, хозяй­ственном ведении или оперативном управлении; 3) самостоятельная имущественная ответственность, предполагающая, что кредиторы могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств юридического лица только к нему, а взыскания обращаются на его обособленное имущество; 4) выступление от своего имени в граж­данское обороте, включающее возможность приобретать и осуще­ствлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 5) имеет, как пра­вило, текущие и расчетные счета в банках.

По характеру деятельности юридические лица могут быть коммер­ческими и некоммерческими, что получает отображение в их правовом статусе. Коммерческие организации преследуют цель извлечения при­были. Они создаются в форме коммерческих банков, хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных предприятий. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим.

Некоммерческие организации не имеют цели извлечения прибы­ли в качестве основы своей деятельности и не распределяют полу­ченную прибыль между участниками. Они могут создаваться в фор­ме потребительских кооперативов, общественных и религиозных объединений, благотворительных фондов, а также иных формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению цели, ради которой они были созданы.

Правовой статус юридического лица получает свое отображение в наличии правосубъектности и специальной компетенции. Специ­альная компетенция коммерческой организации выражена в воз­можности осуществлять предпринимательскую деятельность с це­лью извлечения прибыли. Среди некоммерческих организаций выде­ляется специальная компетенция государственных органов (парла­мента, правительства, министерств, судебных органов, прокурату­ры, милиции и др.), которая закрепляется законами или подзакон­ными актами в виде совокупности властных полномочий (прав и обязанностей), юридической ответственности и функционального назначения (О. Ф. Скакун).

Правовой статус коммерческих организаций рассчитан на их дея­тельность в сфере частного права, в то время как правовой статус некоммерческих субъектов, и прежде всего таких как государствен­ные органы, связан со сферой публичного права. Следует подчерк­нуть, что в отличие от индивидуальных субъектов (физических лиц), правовой статус коллективных субъектов ограничен теми це­лями и задачами, ради которых создан этот коллективный субъект.

Спецификой правового статуса обладают некоммерческие него­сударственные организации (юридические лица), особенности кото­рых связаны с общей направленностью деятельности этих организа­ций (общественные организации, религиозные объединения, благо­творительные фонды и пр.).

 

50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм.

В качестве аномалий существующих в правовой сфере и состав­ляющих негативный пласт правовой культуры выступают правовой нигилизм и правовой идеализм.

Правовой нигилизм предстает как отрицание или непризнание правовых ценностей, отказ праву в его регулятивных возможностях, противопоставление праву других социальных регуляторов (религии, политики, морали и т. д.). Проводится разграничение теоретического (идеологического) правового нигилизма, т. е. его концептуального обоснования, и практического правового нигилизма. На личностном уровне правовой нигилизм проявляется как состояние представле­ний, чувств, настроений: и как образ действия, линия поведения. Среди форм правового нигилизма: прямое нарушение законов и дру­гих нормативно-правовых актов; неисполнение юридических обязан­ностей; подмена законности целесообразностью; отрицательное отношение к деятельности суда и правоохранительных органов; на­рушение прав человека и др. Разновидностью правового нигилизма считается правовой дилетантизм как незнание или пренебрежитель­ное отношение к правовым ценностям.

Среди причин правового нигилизма в Украине называют: истори­ческие, связанные с особенностями государственной власти и пра­вовыми нормативами; отсутствие демократических правовых тради­ций; распространение неправовых форм решения конфликтов; несо­вершенство суда и правоохранительной системы; издержки законо­дательной и правоохранительной деятельности.

Наряду с правовым нигилизмом в качестве другой правовой ано­малии выступает правовой идеализм (правовой романтизм), кото­рый связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования. Крайностью правового идеализма является право­вой фетишизм как гипертрофированное представление о роли пра­вовых средств, возможностей закона, деятельности суда и правоох­ранительных органов.

На соединении таких аномалий в правовой сфере как правовой нигилизм и правовой идеализм существует специфическое образо­вание, именуемое правовой демагогией. Среди форм проявления правовой демагогии необоснованные требования принять закон или предложения его отменить; противопоставление нормативно-право­вых актов; неконструктивная критика конституции и законов; ак­цент на правах человека при игнорировании других правовых цен­ностей; принятие декларативных нормативно-правовых актов и не­осуществимых государственных решений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал