Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. На сегодняшний день новые параметры функционирования современной образовательной системы - гуманитаризация
На сегодняшний день новые параметры функционирования современной образовательной системы - гуманитаризация, анизотропия, вариативность, этнокультурная коннотация - требуют упорядочения в модернизируемых процессах системы этнокультурных диалогов, их согласованности в федеративном и национально-региональном компонентах образования. Указанные параметры оказывают влияние на формирование многоуровневой идентификации личности: персональной, этнокультурной, поликультурной (национальной) и мультикультурной (общечеловеческой). На необходимость реализации стабилизационной миссии этнонациональной культуры в развитии России указывают Национальная доктрина образования, «Концепция модернизации российского образования до 2010 года», Федеральная целевая программа «Культура России» на 2001-2005 годы, государственная «Концепция художественного образования в РФ», ряд нормативных документов и программ ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др. Между тем необходимость разработки и внедрения дисциплин этнокультурного цикла в национально-региональное образование остается дискуссионной. В научной среде пока не сложился единый теоретико-методологический подход к целям, функциям, содержанию этнокультурного образования школьников в регионах «этнокультурной мозаики», обеспечивающих многоуровневую идентификацию личности. Представленное учебно-методическое пособие для начальной школы разработано в русле стратегии развития регионального образования и ориентировано на потребности практических работников этнокультурного образования. При создании пособия авторы опирались на основные нормативные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996-2002гг.) «Концепция модернизации российского образования до 2010 г.», Федеральная целевая программа «Культура России» на 2001-2005 гг. Представленная вниманию читателей «Баягине: учебно-методическое пособие для начальной школы» является продолжением публикаций по приобщению подрастающего поколения к культуре мордвы-эрзя на региональном материале. Выпущенная в 2007 году хрестоматия с аналогичным названием содержала материал, собранный соавтороми в источниках, часто разрозненных и малодоступных широкому кругу педагогов. В хрестоматию были включены пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки, былички, песни, частушки, потешки, обрядовая и детская поэзия мордовского народа. Авторы не случайно выбрали общее название цикла публикаций. Слово «баягине» в переводе с мордовского означает «колокольчик». В толковом словаря Даля есть много значений слова «колокол»: бить в колокол, трясти колокольчиком - разглашать вести, разносить молву; звонить во все колокола для извещения о начале богослужения; звонить красным звоном, подборными в музыкальном согласии колоколами, выражая какой-либо напев; разбудный колокол, зовущий на работу; на глас Божий (на колокол) собирают; выболтать, звонить во все колокола о чем-то и т.п. В нашем понимании все эти значения имеют отношение и к маленькому колокольчику, являющемуся, с одной стороны «учеником» большого колокола, его последователем, а с другой, – первоосновой, ведь все большие дела начинаются с малого. Так и у авторов после создания хрестоматии возникла необходимость продолжения начатой работы: было создано данное пособие для начальной школы, готовится материал для подобной публикации по основной школе. Авторы надеются, что представленное на суд читателей учебно-методическое пособие побудит задуматься о своих корнях, об истоках родного языка, инициирует выполнение народных обрядов, проведение исследования особенностей бытования национальной культуры в своей местности. Авторы готовы к сотрудничеству.[1]
|