Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 5 страница






Фортуну изображали с рогом изобилия, стоящей на шаре или ко­лесе (символах изменчивости счастья), иногда с повязкой на глазах. Известно выражение Цицерона Fortú na caé ca é st («судьба слепа»).

Имя богини стало нарицательным, слово «фортуна» означает счастье, удачу.

П. М. Алешковский. «Арлекин»: «Тут на радостях многим были оказаны почести, дарованы ордена, чины, поместья, и колесо Фортуны, этот жернов истории, еще раз повернулось, увлекая за собой тех, кому предстояло блистать в звучное Аннинское десятилетие».

А. С. Пушкин. «К другу стихотворцу»:

Поэтов хвалят все, питают – лишь журналы;

Катится мимо их Фортуны колесо…

117. Фрина – одна из знаменитых греческих гетер, подруга известного скульптора Праксителя (подругой, а позднее женой Перикла была Аспазия). Это были отличавшиеся красотой и умом образованные женщины, которые вели независимый образ жизни и оказывали влияние даже на общественные дела.

Иносказательно Фриной называют женщину легкого поведения.

И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»: «Иван Петрович ухаживал за одной из знаменитых тогдашних Фрин...».

118. Фурия – очень злая женщина. В римской мифологии фурии – богини мести, соответствующие греческим эриниям, три сестры (одну из них звали Мегера), которые наказывали людей за грехи.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (2, 1): «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену – презлую фурию, которой адский нрав делает несчастие целого их дома».

Х

119. Хариты – три древнегреческие богини красоты и женской прелести (в римской мифологии – грации).

Изображаются хариты-грации прекрасными обнаженными девушками (Боттичелли, Корреджо, Рубенс, Канова, Торвальдсен) (см. ил. на с. 78).

Иносказательно хариты и грации – совершенные красавицы, но иногда эти два слова употребляются иронически.

А. С. Пушкин. «Ответ»:

… Здесь нет ни ветрености милой,

Ни муз, ни Пресни, ни харит.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (VII, 46):

Младые грации Москвы

Сначала молча озирают

Татьяну с ног до головы…

120. Химера (буквально – «коза») в греческой мифологии – огнедышащее тератоморфное чудовище, порождение Ехидны (полуженщины-полузмеи) и Тифона (чудовища с сотней драконовых голов), с тремя головами – льва, козы и дракона. Согласно Гомеру, чудовище было с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи. Химера была убита одним из греческих героев – Беллерофонтом по приказу царя Ликии, которую она опустошала.

В переносном смысле химера – это нечто неестественное, результат больного воображения, чушь, несбыточная мечта.

В готической скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ (см., например, собор Парижской Богоматери).

В биологии химера – организм, состоящий из наследственно различных клеток или тканей. Возникает в результате мутаций, рекомбинаций, нарушений клеточного деления. Химеры могут быть получены искусственно при пересадках тканей у животных или прививках у растений.

Химеры – морские рыбы (длиной до полутора метров) отряда химерообразных подкласса цельноголовых.

П. М. Алешковский. «Арлекин»: «Правда, Куракин, которому он пожаловался, убеждал в обратном, советовал успокоиться и, не придумывая химер, не волноваться понапрасну».

Ц

121. Цé рбер (греч. – Кербер) – одно из тератоморфных порождений Ехидны и Тифона, пес с тремя головами, туловищем, усеянным головами змей, и змеиным хвостом. Цербер охранял подземное царство Аида, пропускал в него всех, но никого не выпускал.

Геракл, выполняя одно из приказаний Эврисфея, доставил Цербера к нему (двенадцатый подвиг), но Эврисфей, испугавшись, велел вернуть пса на место.

Орфей (который спускался в преисподнюю за Эвридикой) усы­пил Цербера своим пением и смог выйти из Аида.

Древним грекам в гроб клали медовую лепешку, чтобы они могли умилостивить Цербера (ср. Гесиод. «Происхождение богов», 311: «Цербер, едящий сырое мясо, собака ада, пятидесятиглавый, дерзкий, сильный»).

В переносном смысле цербер – свирепый страж, нечто устрашающее.

По преданию, из ядовитой пены лающего трехглавого пса Цербера вырос цветок аконит.

Современный аконит – многолетнее травянистое растение семейства лютиковых. Наиболее ядовитый алкалоид, выделенный из него, – аконитин. Клубни некоторых видов аконита используются в медицине как жаропонижающее и болеутоляющее средство. Препарат аллапинин, полученный из аконита бледноустого, обладает антиаритмическим действием.

А. С. Пушкин. «Опасный сосед»:

Косматых церберов ужаснейшая стая,

Исчадье адово вдруг стало предо мной.

122. Дары Церé ры – пища. Церера – древнеримская богиня производительных сил природы, богиня материнства и брака. Отождествлялась с греческой Деметрой. Широкую известность получил миф о похищении ее дочери Прозерпины богом подземного царства Плутоном, у которого Прозерпина проводила большую часть года.

Изображается зрелой женщиной в венке из колосьев или с корзиной плодов.

123. Циклопы (греч. Cycló pes круглоокие) (в классическом произношении – киклопы) в греческой мифологии – сыновья Урана и Геи (то есть древнейшее поколение богов), три великана с одним глазом посредине лба. Они были брошены отцом в глубины земли. Зевс освободил циклопов, и они стали подручными бога кузнечного ремесла Гефеста. Изготавливали для Зевса молнии, с помощью которых тот одолел титанов.

По одному из мифов, Аполлон перебил циклопов за то, что они выковали молнию, которой Зевс поразил его сына Асклепия (за то, что он воскрешал мертвых и тем самым нарушал установленный богами порядок).

У Гомера циклопы – это гордые и злые великаны, живущие в пещерах, не знающие ремесел, не почитающие богов. Знаменит эпизод об ослеплении циклопа Полифема Одиссеем, избежавшим участи своих спутников, съеденных циклопом.

Иносказательно циклопами называют кузнецов.

Циклопические сооружения – огромные постройки в различных областях Греции и Италии. Считают, что только циклопы могли сложить стены из каменных плит такой массы и размера.

В медицине циклопы (Cycló pidae) – подотряд ракообразных, а также представители некоторых родов возбудителей гельминтозов (Cý clops Pá racyclops, Mé socyclops). Cyclopí a (синоним – cyclocepha­lí a) – аномалия развития: наличие только одного глаза, расположенного по средней линии лица (ЭСМТ, т. III, с. 269).

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» (IV, 34):

… Сельские циклопы

Перед медлительным огнем

Российским лечат молотком

Изделье легкое Европы.

Э

124. Быть под эгидой значит быть под чьей-либо защитой, покровительством. Эгида в переводе с греческого – «козья шкура».

По одному из мифов, эгида – шкура козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс (см. выражение «как из рога изобилия», п. 102). Коза была вознесена богом на небо, а ее шкуру Зевс натянул на щит, которым наводил ужас на врагов. Затем он отдал щит своей дочери Афине. Известны изображения богини войны с накинутой на плечи и грудь козьей шкурой как предметом женского туалета.

По другому мифу, Эгида – чудовище, порожденное Геей, изрыгавшее огонь и опустошавшее многие страны. Афина убила Эгиду, и ее шкуру сделала своим щитом, подвесив на него подаренную Персеем голову горгоны Медузы.

Эгида – щит с изображением змей и головы Медузы становится атрибутом божеств, олицетворяющих грозную силу.

125. Эдипов комплекс – сформулированное З. Фрейдом (1856–1939) психоаналитическое представление об особенностях эмоционального отношения мальчиков 3–4 лет к родителям, якобы характеризующееся ненавистью и ревностью к родителям того же пола и любовью к родителям противоположного пола.

Эдип в греческой мифологии – сын фиванского царя Лая и Иокасты. Лаю было предсказано, что он погибнет от руки сына. Когда Эдип родился, Лай проколол ему булавкой сухожилия у лодыжек (в слове oé dipus часть oé di означает пухлая, pus, pó dos – нога, ср. pоdá gra буквально – «капкан на ноге») и приказал своему рабу бросить ребенка на съедение зверям. Раб пожалел Эдипа и отдал его пастуху коринфского царя Полиба, который усыновил мальчика и вырастил его.

Юношей Эдип узнал предсказание дельфийского оракула о том, что он убьет отца и женится на своей матери. Чтобы избежать этого, Эдип покидает Коринф. Во время путешествия он встретил какого-то знатного мужчину и в завязавшейся дорожной ссоре убил его. Это был Лай, его отец. Единственный оставшийся в живых свидетель – слуга Лая, вернувшись в Фивы, сказал, что царь убит разбойниками.

Следуя дальше, на пути в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса (см. выражение «загадка Сфинкса», п. 108); благодарные фивяне сделали Эдипа своим царем, и он женился на Иокасте – вдове Лая, то есть на своей матери. Они прожили счастливо 20 лет, у них родились два сына и две дочери. Затем, когда в Фивах вспыхнула чума и дельфийский оракул предсказал, что эпидемия пре­кратится, если из города будет изгнан убийца Лая.

Эдип, расследуя обстоятельства давнего преступления, выяснил (с помощью оставшегося в живых свидетеля дорожной ссоры, который к тому же был тем рабом, который не отдал младенца Эдипа на съедение зверям), что убийца Лая – он сам. В ужасе и отчаянии Эдип ослепил себя, а Иокаста повесилась. Сопровождаемый дочерью Антигоной Эдип удалился в селение Колон, где его поглотила разверзшаяся земля.

Этот вариант мифа разработан Софоклом в трагедиях «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».

Подобный комплекс в отношении девочек называют комплексом Электры.

Электра – дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры, сестра Ифигении и Ореста. Пока Агамемнон воевал с троянцами, Клитемнестра вступила в связь с двоюродным братом мужа Эгисфом, вместе с которым убила вернувшегося с войны мужа. Существует несколько мотивов ее преступления: любовь к Эгисфу; месть за то, что Агамемнон принес в жертву Артемиде их дочь Ифигению – чтобы богиня не удерживала флот греков на пути в Трою; ревность к Кассандре, которую Агамемнон привез из Трои.

Электра помещает в безопасное место своего малолетнего брата Ореста, сама же находится на положении рабыни, так как отчим, боясь рождения мстителя, держит Электру взаперти и не позволяет вступать в брак. Все ее существо поглощают ожидание взросления Ореста и жажда мести убийцам отца. Руководствуясь чувством долга по отношению к погибшему отцу и ненавистью к воцарившемуся в родных Микенах Эгисфу, она побуждает Ореста к мести и помогает ему расправиться с отчимом и матерью. Затем, когда Орест становится царем Микен, Электра выходит замуж за его верного друга Пилада.

126. Эзоповский язык – аллегорический язык. Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до н. э. Будучи рабом, он был вынужден выражать свои мысли иносказательно, прибегая к аллегориям, притчам, намекам и т. п. В своих баснях Эзоп талантливо сочетал развлекательные сюжеты с рассуждениями на моральные темы.

127. Синдром Эльпенора – сочетание затрудненного восприятия окружающего, дезориентировки, бесцельного блуждания и расстройства координации движений; наблюдается при переходе от сна к бодрствованию после алкогольного или наркотического опья­нения (ЭСМТ, т. III, с. 116).

Эльпенор – спутник Одиссея, гибель которого так описана в поэме Гомера «Одиссея» (10, 551–561):

Но и оттуда не мог я отплыть без утраты печальной:

Младший из всех на моем корабле, Эльпенор, неотличный

Смелостью в битвах, нещедро умом от богов одаренный,

Шумные сборы товарищей, в путь готовых, услышав,

Вдруг он вскочил и, от хмеля забыв, что назад обратиться

Должен был прежде, чтоб с кровли высокой сойти по ступеням,

Прянул спросонья вперед, сорвался и, ударясь затылком

Оземь, сломал позвонковую кость, и душа отлетела

В область Аида.

128. Сын Эскулá па – образное наименование медика. Эскулап (Aesculá pius) – латинская форма имени греческого бога врачевания Асклепия, сына Аполлона и смертной женщины Корониды (дочери царя одного из племен в Беотии).

Отец отдал Асклепия на воспитание кентавру Хирону, который научил его врачеванию (Хирон научился этому у Аполлона, которому мифы приписывают роль бога-целителя). Асклепий не только лечил людей, но и воскрешал мертвых, за что Зевс поразил его молнией.

Священные животные Асклепия – змея и петух. Эпиона – жена Асклепия родила ему семь детей (сыновья – Махá он и Подалирий, дочери – Панацé я, Гигиé я, Иá со, Акé со, Эгла), из которых наиболее известны Панацея («все лечащая») и Гигиея («все оздоровляющая»).

В искусстве Асклепия изображают величественным, немного похожим на Зевса, с обвитым змеей посохом или чашей со змеей (как Гигиея) (см. ил. на с. 79 и 80).

А. С. Пушкин. «N. N. (В. В. Энгельгардту):

Я ускользнул от Эскулапа

Худой, обритый – но живой;

Его мучительная лапа

Не тяготеет надо мной.

Я

129. Яблоко раздора – причина ссоры. По древнегреческому мифу, богиня раздора Эрида, не приглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды в отместку богам подбросила им (покатила по столу, за которым они сидели) золотое яблоко с надписью «прекраснейшей».

Три богини – Афродита, Гера и Афина (римские Венера, Юнона, Минерва) поссорились между собой, и спор их, по велению Зевса, разрешил Парис (см. выражение «суд Париса», п. 86).

130. Двуликий Янус в переносном смысле – лицемер, двуличный человек. Янус (от лат. iá nua – двери, ворота) – древнейшее римское божество, изображался с двумя лицами: одно из них было молодое, смотрящее вперед, в будущее, другое лицо – старческое, обращенное назад, в прошлое. Эта двуликостъ означала символ мудрости.

Янус был богом входов и выходов, всякого начала (поэтому первый месяц в году назван его именем) и конца, покровителем дорог и путешествий. Он ведал вопросами мира и войны. В мирное время ворота храма были закрыты, когда начиналась война, их открывали и через них проходили отправлявшиеся в поход войска.

Атрибуты Януса – ключи и посох. На пальцах его рук изобра­жалась римская цифра СССLXV (где С обозначает 100, L –50, X – 10, V – 5) – число дней в году.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал