Общество и глухие после Второй мировой войны
С начала XX столетия до 1970-х гг. развитые государства проходят путь от понимания необхо- димости специального образования детей с откло-
нениями в развитии до осознания необходимо предоставить образование всем таким детям. ' было время совершенствования и дифферен ции национальных систем образования, стано ния новых типов специальных школ и новых ти специального обучения.
Конец 1960-х - начало 70-х гг. ознаменовал социально-педагогическим движением в подде ку социальной и педагогической интеграции, вящим целью предоставление всем детям с особ ностями в развитии равных прав на получение о разования " в общем потоке" с их сверстниками общих школах и т.д. Эти идеи возникли в конт сте развития открытого гражданского общее общественного противостояния идеям дискри нации людей по расовому, половому, возрастав политическому, религиозному, этническому и дру- гим признакам. Формируется новая культурная норма - уважение к различиям между людьми, но- вое понимание мира как сообщества, включающе- го различные микросоциумы. Специальные шко- лы признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной; общество ста- ло рассматривать помещение ребенка в специаль- ную школу как нарушение его прав и " навешива- ние социального ярлыка" (см. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Часть I. Западная Европа. М. 1996). Направление ребенка в специальную школу (интернат) воспри- нимается как попытка его изоляции от родителей, сверстников, полноценной жизни. В докладе " Пра- ва человека и инвалидность" (1991) Комиссии по правам человека ЮНЕСКО (раздел III " Предрас- судки в отношении инвалидов и их дискримина- ции') отражена официальная позиция европейско- го сообщества: "...в большинстве случаев инвалид- iii»и» сама по себе не служит препятствием, дис- криминация - вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев за- конодательными нормами предписывается детям- ин пал идам в обязательном порядке посещать спе- циальные школы, что является официальной сег- регацией".
В 1975 г. Организация объединенных наций приняла Декларацию " О правах инвалидов". Демо- кратические изменения в отношении общества к цям с особенностями в развитии нашли свое от- ражение также в соответствующих законах, при- нятых парламентами многих государств. Согласно ним законам глухие дети получили право обу- читься в массовых школах. Сторонники интегра- ции полагали, что в среде нормально слышащих де гей они, находясь в ситуации, требующей посто-
I о словесного общения, смогут получить рав-
MOI со слышащими образование. Но на самом деле
■ и | унция еще более осложнилась, поскольку фак- hi |i нарушения слуха никуда не исчез. Развитие ре- чи г nyxoгo ребенка даже при раннем начале обуче- ни I i использованием звукоусиливающей аппара-
■ | на не идентично речевому развитию его слышащего сверстника; глухие, даже с хорошо развитой
тесной речью, испытывают серьезные затруд- ния в восприятии устной речи слышащих сверст- ков. Многие глухие учащиеся и выпускники мас- тных школ оказываются в социальной изоляции,
.к. при трудностях общения со слышащими они имеют тесных контактов с другими неслышащ ми, а следовательно - не реализуется провозгла Jшенный принцип " максимальной социально, эмансипации". При организации обучения глухих совместно со слышащими возникает множестве сложных вопросов.
В качестве одного из путей создания более бла гоприятных условий для обучения глухих в обыч ных школах было предложено использование жес- тового перевода. Право глухих на помощь перевод чика, целесообразность использования жестовоп перевода в условиях интегрированного обучения от стаивают сторонники " социокультурной" концеп- ции глухоты, которые считают, что те глухие люди, которые идентифицируют себя как членов микро- социумов глухих, имеют право получать образова- ние на родном жестовом языке. Так понимают идею равенства глухих в социуме большинство нацио- нальных ассоциаций глухих, Всемирная федерация глухих, многие сурдопедагоги.
Таким образом, с одной стороны, распростра- няются интегративные подходы к обучению, с дру- гой - результаты интеграции подвергаются крити- ческому осмыслению, обсуждается полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей с отклонениями в развитии. В начале 1980-х гг. была сформулирована новая концепция - " билингвистический подход" в обучении глухих. Если интеграция демонстрирует реализацию прав ребенка с отклонениями в развитии на обучение в общем потоке, то билингвистический подход демонстрирует реализацию права глухих на
те иную культуру, собственный язык, систему поучения, преследующую воспроизводство этой • \ п.туры.
|