Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социологизм Эмиля Дюркгейма (1858-1917).
Французский социолог Дюркгейм как и его соотечественник Конт придерживается консервативных взглядов на общество. Однако, в отличии от Конта, он прославился как академический ученый и способствовал утверждению во Франции такой дисциплины как социология. Э. Дюркгейм начинает свой анализ общества с позитивистских позиций. Он считает, что общество нужно изучать объективно, как социальные факты. Однако, само понимание объективных фактов у Дюркгейма с самого начала «странное», т.к. в основе развития общества он видит социальную солидарность ( как проявление более значимых для него нематериальных социальных фактов). Дело в том, что понятие солидарности не попадает в разряд позитивистских понятий так солидарность нельзя объективно измерить. Социальная солидарность у Дюркгейма – это единство общества, которое базируется на доверии и традициях. Важно, что речь идет о доконтрактном доверии (т.е. доверие должно быть до того, как заключается какое-то соглашение). Если этого доверия нет, тогда действует принцип «я все понимаю, только не понимаю, где ты меня кинешь». Только в том случае если есть доверие, есть смысл заключения контрактов. От понятия социальной солидарности Дюркгейм отталкивается и в других своих теориях. 1. У него здоровое общество – только то, где есть социальная солидарность, и, наоборот, где ее нет, общество – больное, в состоянии аномии. 2. Через социальную солидарность и такой анализ общества Дюркгейм впервые дает не психологическое, а социальное объяснение девиации (отклоняющемуся поведению). Из таких же установок Дюркгейм оценивает и роль преступления в обществе. При этом он указывает на позитивное влияние преступления. Почему? Потому, что в здоровом обществе должна быть немедленная реакция на любое преступление – это наказание, которое укрепляет социальную солидарность общества. Особенно очевиден отход Дюркгейма от позитивизма на позднем этапе в его теории «социология религии». Религия у него – не вера в сверхъестественное или какого-то бога, а это процесс, в котором общество берет какой-то предмет (нечто) и делает его священным (сакральным), а другие принижают до уровня профанных. В результате, по Дюркгейму, все общество и каждый из нас является религиозным. Процесс сакрализации или фетишизации объектов и людей имеет и обратный характер, когда со временем объект преклонения из сакрального в силу разочарования превращается в профанный.
Социология Макса Вебера (1864- 1920) Этот немецкий социолог принадлежит к разряду непозитивистских теоретиков. При этом Вебер был первым социологом, который изначально сделал акцент не на обществе и порядке, а на индивиде и смысле. Поэтому социологию Вебера называют: 1. " понимающей" социологией (имеет дело со смыслом); 2. социологией социального действия (ориентирована на действия человека). Для Вебера важно понять, не как действует человек, а ПОЧЕМУ человек действует так, а не иначе. Социологию Вебера нельзя понять без теории Маркса - марксизма. Если марксизм акцентирует роль материального производства в развитии общества, то Вебер. не отрицая роли материальных факторов, дополняет их ролью нематериальных - культурных. Речь идёт: а) о признании влияния протестантской этики на развитие капитализма б) о понятии харизмы и харизматического типа власти В своей работе " Протестантская этика и дух капитализма" Вебер утверждает, что ключевые установки и ценности протестантизма способствовали развитию капитализма. Эти ключевые понятия протестантской этики включают в себя: 1. напряжённый труд и обогащение в результате его - богоугодное дело; 2. аскетизм как чрезвычайная умеренность в потреблении. Эти черты и ценности протестантизма по Веберу способствовали ускорению становления и развития капитализма. Идея о том, что в странах с протестантской культурой капитализм развивается успешней, поддерживается и сегодня многими исследователями. Хотя это положение нельзя абсолютизировать. Среди других важных нематериальных факторов Вебер изобретает понятие харизмы как особых качеств определенных личностей, которые позволяют им становиться лидерами. Эти качества даны им от природы + частично приобретённые. При всём идеальном характере понятия " харизмы" Вебер строит на нём особый третий вид власти (харизматический). Есть власть 1) унаследованная (монархическая), 2) избираемая на выборах и 3) харизматическая (основанная на особенностях человека). С другой стороны, Вебер демонстрирует и интерес ко вполне рациональным и объективным факторам, говорит о принципе растущей рационализации в обществе а также о связи этого процесса с бюрократизацией общества. При этом Вебер понимает опасности чрезмерной бюрократизации, когда человек оказывается зажатым в " железной клетке" бюрократии. Здесь как раз на помощь приходит харизматический лидер, и харизматическая власть как выход из «железной клетки». Вебер также дополняет понятие классов у Маркса. К роли материального производства в формировании классов он добавляет влияние других факторов: статуса, образования и т.д. Отсюда он вводит новое понятие не класса, а " страты", а классовое развитие заменяется стратификацией общества.
|