Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития эллинистических монархий






Обширная монархия Александра была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра его монархия распалась, и на развалинах ее возникли новые царства, во главе которых стали полководцы Александра: в Египте — Птолемей, в Сирии — Селевк, в Македонии — Антипатр. Кроме этих основных государств в Малой Азии возникали монархии Пергам, Понтийское царство, Вифиния и др., а к востоку от Двуречья — Парфия и Бактрия. Города Греции находились в состоянии упадка, обескровленные долгими войнами и отливом масс городского населения на восток.

Этот период в античной истории называется эллинистическим. Термин «эллинизм», по мнению некоторых ученых, обозначает только проникновение греков и греческой культуры на Восток путем основания многочисленных городов и распространения греческих форм эксплуатации местного населения.

Некоторые особенности развития эллинистических держав. Во время ожесточенной борьбы полководцев Александра складываются новые политические и экономические отношения в возникающих государствах. Македоняне и греки, купцы и воины оседали на новых местах, приносили свои обычаи, воспринимали частично и обычаи местного населения. В свою очередь правители эллинистических государств также искали пути сближения с местной знатью, что порождало новую систему управления. В эллинистический период родились мировые державы, в которых большую роль играла традиция. Особенности:

· Социальным и экономическим изменениям сопутствовали новые явления в идеологии.

· Развивается культ правителей.

· Некоторые восточные культы распространяются среди эллинов, не только тех, кто обосновался на новых землях, но и в самой Элладе. Примером служит почитание египетского божества Сераписа, проникшего даже в Италию. Б

· Благодаря внедрению товарно-денежных отношений в различные области хозяйственной жизни, существенные изменения претерпевала экономика.

· Усиливающийся обмен между государствами способствовал вовлечению в сферу товарных отношений и сельскохозяйственных территорий.

· Монополия в области внешней торговли – поощрение экспорта одних товаров и запрета на ввоз других – позволяла государству извлекать громадные доходы.

· Стремление контролировать торговые дороги, места стоянок кораблей приводило к постоянным столкновениям между эллинистическими монархами.

· В области политических изменений необходимо отметить сочетание монархии с самоуправляющимися коллективами граждан (лишенный автономии полис продолжал существовать), в состав которых большая часть населения страны не входила.

Египет Птолемеев. Некоторые черты и особенности.

· Птолемеи имели владения в Азии, но центральное место в территориальной структуре государства занимала долина Нила. Здесь в большей степени, чем в других государствах эллинистического времени, сказывался принцип традиции в административном делении (сохранились номы), представлениях о верховной власти и титуле правителя.

· Птолемеи много воевали. Каждая из двух (Селевкиды и Птолемеи) крупнейших держав эпохи претендовала на земли Палестины и Сирии, о. Кипр, позволявший контролировать торговлю в Средиземном море; вмешивалась они и в дела на Балканах, используя антимакедонские настроения полисов.

· Географический и этнический факторы способствовали сохранению целостности страны.

· Основная масса населения страны продолжала говорить на своем языке, греческий не был столь распространен. Даже государственные декреты издавались не только на официальном языке, языке двора: пример – Розеттская надпись (греческий + иероглифы).

· Процесс смешивания населения (начало его восходит к политике Александра Македонского) для Египта не был характерен, как и возникновение многочисленных городов. В азиатских пределах государства Птолемеи создали около 30 городских центров, в Египте один – Птолемаиду. Правда, большим городом являлась Александрия, в которой возникает известная всему эллинскому миру библиотека, ставшая значительной научной школой. Существовал еще один город, появившийся на карте страны уже давно, – Навкратис.

· Птолемеи считались наследниками фараонов и опирались на жречество. Еще во время раздела наследства Александра, став сатрапом Египта, Птолемей Лага вернул ряду храмов земли, которых они лишились во время господства персов.

· В Александрии, ставшей со временем столицей государства, население делилось на несколько категорий: полноправные граждане, александрийцы (имели ограниченную правоспособность), самоуправляющиеся группы переселенцев – политевмы (например, политевма иудеев), бесправные египтяне (подданные), лаой – люди. Наряду с избираемыми гражданами магистратами царские чиновники наблюдали за внутренней жизнью города и руководили ей.

· Завоеватели и в то же время наследники фараонов, Птолемеи, являясь верховными собственниками всего земельного фонда страны, который подразделялся на собственно царские земли и «уступленные». «Уступленные» – это участки клерухов (колонистов), земли, подаренные храмам и высшим чиновникам, городам, существовали также наследственные владения частных лиц. Обработка всех земель контролировалась государством, все земли, за исключением дарственных, облагались налогами. На царских землях трудились арендаторы – царские земледельцы, с которыми заключался договор. Условия таких договоров предписывали сроки посева, вид культуры, количество урожая, которое следовало сдать в хранилища. Посевной фонд, в отдельных случаях и рабочий скот, царские земледельцы получали в ссуду, за которую следовало расплатиться. За своевременность возврата ссуды и за сдачу урожая в государственное хранилище отвечало все население деревни – комы. Юридически оно было свободным, но за неуплату ссуды любой житель комы мог быть продан в рабство. Самостоятельный уход из деревни не разрешался, в случае обнаружения беглеца его возвращали в родное село. «Сельская» администрация – старосты комы – комархи – назначались и также, как инспектор урожаев, эконом нома, следили за выполнением обязательств, оговоренных в договоре. «Уступленные» земли облагались налогом, размер которого определялся царем, но ответственность за его своевременную выплату несли не чиновники, а несли владельцы земель.

· Производство и торговля зерном, маслом, папирусом находилась в руках государства.

Примером может служить изготовление масла. Эконом должен был следить за ходом сева, за тем, употреблены ли все выданные семена по назначению, качественно ли обработана земля, соблюдено ли расписание посева, весь ли урожай поступил в хранилища. Изготовление масла также полностью контролировалось государством, конфисковавшим все прессы. Торговля маслом осуществлялась откупщиками. Им предписывался размер дохода, недоимки они покрывали из собственных средств. Вознаграждением служили 5 % от собранной (установленной государством) суммы. Фактически весь доход от его продажи поступал в казну.

· Детальный контроль существовал и в ремесле. Получая сырье из казны, ремесленники должны были производить определенное количество продукции, ассортимент и качество которой определялись государством. Готовая продукция сдавалась в казну, за невыполнение инструкций налагался штраф.

· Все египтяне платили подушный налог и различные пошлины: за аренду дома, за продажу товара. Будучи подданными государства, они должны были принимать участие в строительстве дорог, ирригационных сооружений, работе на «дом царя».

Детальный контроль хозяйственной деятельности, монополия государства позволяли получать огромные доходы, которые шли на содержание двора и вознаграждение войска и целой армии чиновников – диойкетов, получавших и дарственные земли. Практиковалась также раздача низшим чиновникам пустующих земель в вечное пользование при условии уплаты налога. В некоторых случаях пустующие земли передавались храмам, которые обрабатывались царскими земледельцами и иеродулами (священными рабами) – юридически свободными лицами, отдавшими себя под покровительство храма. Они имели семью, собственное имущество, арендовали у храма землю и выполняли работы в пользу храма. Иеродулия являлась наследственным институтом зависимости. Возникла она из-за экономической незащищенности человека, поиска покровителя, суеверий.

3 в. до н. э. стал периодом расцвета Египта. При первых Птолемеях велось масштабное строительство, возведен Фаросский маяк высотой около 20 м, в ирригации и военном деле использовались технические достижения эпохи, например, Архимедов винт, сооружались многопалубные корабли.

В последней четверти 3 в. до н. э. стали заметны первые симптомы кризиса, нашедшие отражение в борьбе за власть, неудачных войнах, мятежах и волнениях подданных. Наконец, в 30 г. до н. э. как и другие государства, возникшие в эллинистическую эпоху, Египет был завоеван римлянами и превращен в личное владение императора.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал