Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 формирование судебной системы в первые годы Советской власти






 

Стартовый этап советского организации судебных органов – октябрь 1917 г. Законодательные акты о судебной системе базировалось на идеологии классических представителей теории социализма и революционном праве. Ход образования судебной системы практически всецело был подчинен целям государства и работе партии. В первую очередь, ставились задачи относительно построения судебной системы, целиком и категорически не признающей действовавшее ранее право и суд, не имеющей мировых аналогов и благоприятствовавшей, прежде всего, построению социализма. Первые нормативные акты имели общий характер, чаще всего, являлись слабо конкретными, оговаривали меры прямого насилия вплоть до позволения внесудебной расправы, которая позиционировалась как средство обороны власти Советов от всех, кто был против этой власти[14].

Судебная система Российского государства ощутила радикальные реформы. Построение советской судебной системы считается от «Декрета о суде № 1», который был принят СНК 22 ноября 1917 г. Этим законодательным актом ликвидировались все судебные органы, существовавшие в дореволюционный период прокуратура, судебные следователи, адвокатура, и т.д[15]. Базовым элементом новой судебной системы являлись местные суды. В их состав входил один постоянный судья и два очередных народных заседателей. Нужно сказать, что состав суда был выборным, избирался на то время местным Советом. Таким образом, нарушалось правило разграничения суда от местной администрации. Предварительное следствие реализовывали судьи. Не соблюдался принцип отделения предварительного следствия от суда. Обвинителями и защитниками в суде имели право быть любые лица, у которых были гражданские права. То есть нарушался принцип права обвиняемого на профессиональную юридическую защиту[16]. Первые суды, созданные по собственной инициативе, функционировали в Петрограде, Москве, Саратове, Смоленске, Ташкенте, Новгородской, Ярославской, Тверской, Пензенской, Уфимской, Оренбургской, Олонецкой губерниях, на Кубани, Украине, в Сибири и некоторых других местах[17].

В качестве кассационных инстанций, которые рассматривали не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов, были уездные и столичные (в Петрограде и Москве) Съезды местных судей. Тем самым, упразднялось право на апелляцию, а кассационные жалобы рассматривали те же люди, на которых подавались жалобы.

Местные суды решали дела именем РСФСР. В их ведении были дела с ценой иска до 3 тыс. руб. и уголовные с правом вынесения приговора, не больше 2 лет лишения свободы. В своей работе суды обязаны были руководствоваться декретами ВЦИК и СНК; положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров; законами «свергнутых правительств», в том случае, если они не перечили учрежденным нормам и правилам; революционной совестью и правосознанием[18]. Тем самым, упразднялся и принцип безусловного соблюдения судом велений закона.

Таким образом, Декрет о суде № 1 утвердил ликвидацию предыдущей буржуазной судебной системы, учредил уже существовавшие судебные органы, благоприятствовал слиянию их в единую систему и стал стартовой площадкой для создания нового, социалистического правосудия на местах.

«Декрет о суде № 2» СНК принял 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, которые превышали полномочия местного суда, в городах и уездах были созданы окружные народные суды, которые избирались соответствующими Советами. Касательно гражданских дел они выносили решения в составе 3 постоянных судей и 4 народных заседателей. Приговоры по уголовным делам – в составе 1 судьи и 12 народных заседателей, принимавших решение и о виновности подсудимого, и о мере наказания[19]. Формирование народных судов изначально в большей мере отставало от образования революционных трибуналов. Местные органы власти отдавали предпочтение создавать у себя в первую очередь революционные трибуналы, по их мнению, что в будущем они должны были стать единственной судебной структурой, а судебные учреждения этапа реформ просто упразднятся. Поэтому весной 1918 г. революционные трибуналы обязаны были рассматривать не только дела о контрреволюционной деятельности, но и большое количество общеуголовных дел. На заседаниях Воронежского губревтрибунала рассматривались также и такие дела, как личная обида, появление граждан в нетрезвом виде в общественных местах, мелкое хулиганство[20].

Предварительное следствие отныне проводилось состоявшими при окружном суде следственными комиссиями из 3 человек, которых избирали Советами. Для поддержания защиты и обвинения образовывались избираемые Советами коллегии правозаступников. В судах разрешалось судоговорение на местных языках[21].

В 1918 г. по причине усиления контрреволюционного движения советское руководство приняло решительные меры к упрочнению карательных действий. Декретом СНК РСФСР от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах»[22] трибуналы обязывались рассматривать дел о шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве. Трибуналы в мелких населенных пунктах и гарнизонах ликвидировались, оговаривалось не убирать их только в губернских городах, на крупных узловых станциях и в промышленных центрах. Для рассмотрения дел исключительной важности 16 мая 1918 г. был создан Революционный трибунал при ВЦИК РСФСР, который избирали в составе председателя и шести членов. Постановлением Наркомата юстиции от 3 июня 1918 г. учреждалось, что ревтрибуналы при определении мер противостояния с контрреволюцией, саботажем и иными опасными правонарушениями «не связаны никакими ограничениями»[23]. Одновременно декретом ВЦИК РСФСР от 11 июня 1918 г. было введено кассационное обжалование и принесение протестов на приговоры ревтрибуналов, поэтому был сформирован Кассационный отдел[24].

13 июня 1918 г. был принят «Декрет о суде № 3», который нарастил полномочия местных судов и сократил компетенцию окружных судов. Местным судам были переданы следственные комиссии и коллегии правозаступников. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных судов могли рассматривать Советы местных судей, а жалобы на решения окружных судов рассматривались в Кассационном суде Москвы, избиравшимся ВЦИКом. Декрет не дал ответа на вопрос о возможности обращения судов РСФСР к нормам дореволюционного законодательства. Из этого следует вывод, что и после выхода Декрета № 3 де-юре была возможность такого правоприменения в порядке, установленном Декретом № 2. Решительное табу на применение судами дореволюционных норм последовало лишь 30 ноября 1918 г., ВЦИКом было утверждено Положение о народном суде, в ремарке к ст. 22 которого непосредственно было табу на ссылки в решениях и вердиктах на нормативные акты свергнутых правительств[25].

Таким образом, социально-политическая подоплека написания и принятия первых нормативных актов о суде и их сущность приводят нас к выводам, что судебная реформа, которая началась с этих актов, имела индуцированный и инстинктивный характер. В начале изменений предложенные Декретами концепции были подобны теориям дооктябрьской эпохи. В то же время в них утверждались принципы, дальнейшая проверка которых дала возможность признать их подходящими (в каких-то случаях в измененном варианте) для строящейся государственности и которые позже привнесли особенные черты судоустройства и уголовного судопроизводства советского времени.


ГЛАВА 3 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО СУДА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

 

10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята Конституция РСФСР, она в главе 9 утверждает исключительные функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИК в сфере общегосударственного законотворчества, судоустройства и судопроизводства, проблемы амнистии[26]. В целом, формирование советской судебной системы оканчивается принятием Инструкции Народного Комиссариата Юстиции «Об организации и деятельности местных народных судов» (июль 1918 г). а также Декрета «О народном суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» (ноябрь 1918 г.) Судебная система практически создана: сформирован консолидированный народный суд – местный, рассматривающий уголовные дела и гражданские споры, кроме подсудных революционным трибуналам[27]. Тем самым, существующий еще на начальных этапах власти Советов параллелизм в структуре судов сберегается, что проявляется и в дальнейшей эволюции: ординарные дела рассматривает народный суд; особые – революционные трибуналы, позднее так называемые спецсуды и военные трибуналы.

В качестве суда второй инстанции изначально позиционируется Совет народных судей, который состоит из народных судей судебного округа, позднее кассационный суд. Территория судебного округа совмещается с территорией губернии или схожей административной единицы. Народные судьи избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов из числа кандидатов, которые были предложены исполнительными комитетами Советов. Народные заседатели утверждаются исполкомами Советов по спискам, которые составлялись рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. При комплектации судебных кадров обязательно прослеживался классовый принцип: судьями имели право быть лишь трудящиеся. Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинении реализовывали специальные коллегии. Данные коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон образовывались при местных Советах. Советы избирали членов коллегии, считавшихся должностными лицами. Все они, включая защитников и представителей сторон, получали за свой труд не вознаграждение от граждан, а заработную плату, как все служащие советских учреждений[28].

В изучаемый период функционировало три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные), военно-революционные (с 1919 г.) и военно-железнодорожные (образованы в марте 1920 г.), а кроме того Революционный трибунал печати (28 января 1918 г.). В то же время, в октябре 1919 г. при ВЧК был сформирован Особый революционный трибунал по делам спекулянтов.

Революционные трибуналы функционировали в губернских и иных крупных городах. Как и народные суды, они являлись выборными органами − избирались местными Советами. В трибунал входили председатель и два постоянных члена. По Положению 1920 г. в состав каждого революционного трибунала был введен представитель ЧК, который избирался Советами на общих основаниях с иными членами трибунала и имел равные с ними права[29].

Революционные военные трибуналы формировались при революционных военных советах армий, при реввоенсоветах фронтов и при Реввоенсовете Республики. В полномочия военных трибуналов входили в целом два направления дел: о контрреволюционных и иных особо тяжких правонарушениях, которые были совершены военнослужащими и военнопленными, и о каких-либо действиях в прифронтовых условиях, которые были направлены против Красной Армии. (Нужно уточнить, что положение Советской Республики было достаточно непростым, время победного шествия Советской власти прошло, и фактически повсеместно шла война)[30].

Революционные железнодорожные трибуналы создавались при управлениях дорог и при Народном комиссариате путей сообщения. В их компетенцию также входили дела двух направлений: о правонарушениях работников железных дорог, которые были связаны с нарушением работы транспорта, и о преступлениях иных граждан, если они составляли угрозу функционированию транспорта[31].

В 1919 г. был положен базис представления о труде как долге и, поэтому введены нормы регулирования данных дел. Декретом СНК РСФСР от 14 ноября 1919 г. «О рабочих дисциплинарных товарищеских судах», ставя перед собой задачи повышения трудовой дисциплины и производительности труда, данный вид судов был утвержден при местных отделениях (губернских, уездных, районных) производственных профессиональных союзов. Данные органы не были включены в судебную систему, но они имели достаточно весомые полномочиями, в том числе право высылки на тяжелые общественно необходимые работы (оплачиваемые)[32].

В систему также входили шариатские суды, решение о восстановлении работы которых приняло руководство формирующихся национальных республик: Горской, Кабардинской[33].

Одновременно создается представление об исполнении приговоров и решений народного суда и других судебных и квазисудебных органов Советской Республики[34].

Значительная система судебных органов нуждалась в конкретной организации управления ими, осуществляемое Народным комиссариатом юстиции. Местные органы НКЮ − отделы юстиции губернских исполкомов, уездные бюро юстиции при уездных исполкомах − руководили организацией судебных и следственных органов, юридических консультаций, наблюдали за их работой. Полномочия НКЮ и его местных органов не лимитировались аспектами судебного управления. На них была также обязанность по надзору за законностью действий местных органов управления, судебных органов, органов милиции, руководство местами лишения свободы, организация исправительно-трудовых работ, консультационная и редакционная помощь органам власти и управления при издании ими разнообразной нормативной документации[35].

Таким образом, к началу 20-х годов была сформирована достаточно непростая судебная организация, которая находилась, кроме того, в постоянном развитии. Оканчивается гражданская война, период военного коммунизма, и для большевиков становится очевидной непременность не только введения новой экономической политики − известного НЭПа, − но и приспособления механизма государства к новым исторической ситуации. В то же время столь же ясным для них оставалась необходимость сбережения жесткой централизации данного механизма, гарантирования в соответствии с принципом демократического централизма всеобщего контроля низших органов высшими, т.е. диктатуры пролетариата и его наиболее организованной и сознательной части – партии большевиков. В полной мере это имело отношение и к судам.


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал