Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий Вторник






 

4. 1. Последнее посещение храма и полный разрыв

с духовными руководителями еврейского народа

 

Мф. 21, 23-27; Мк. 11, 27-33; Лк. 20, 1-8

 

В любом обществе, на протяжении всех веков человек, ко­торый, вопреки сложившемуся мнению и порядку, вносит в среду людей новую струю жизни и стремится духовно обно­вить это общество, непременно встречает озлобление и вражду со стороны власть имущих. Начинаются репрессии и гонения, которые, как правило, заканчиваются мученической смертью реформатора.

Этот исторический закон, управляющий всеми народами, на скрижалях иудейского народа записан кровавыми письме­нами. Новаторами духовной жизни в еврейском народе были пророки, провозвестники Божественной Истины, животворное слово которых просвещало, обновляло и спасало людей от нрав­ственного растления. Но кто из этих великих людей: Илия,

Амос, Исайя, Михей, Иеремия, Даниил, Иоанн Креститель я др. - не сделался жертвой первосвященнической или царской власти, или народных страстей? Их жестоко преследовали, гна­ли и, наконец, убивали.

И чем духовно гениальней человек, тем сильнее вражда против него со стороны мира, который он приходит спасать. По­этому нам понятна причина вражды Синедриона против Хрис­та, так как в лице Иисуса пришла на землю Сама Божественная Истина – «Свет пришел в мир, но люди больше возлюбили тьму».

Первосвященники и старейшины затаили против Христа страшную злобу. Они готовы были схватить Его в любую мину­ту и тут же предать смерти, но боялись одного: как бы волнение народа не вызвало вооруженного вмешательства римлян. По­этому первосвященники избрали хитрую тактику. Они решили скомпрометировать Христа перед народом и римской властью, а затем схватить ненавистного им Галилеянина и предать Его смерти.

И вот, когда Господь во вторник пришел в храм из Вифании, Его сразу же обступили книжники и фарисеи. Пылающие нена­вистью первосвященники потребовали от Христа ответа: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?»

Если бы руководители еврейского народа были духовными людьми и ждали духовного Мессию, то они никогда бы не задали Христу такого вопроса. Поэтому и Христос не дает на их вопрос прямого ответа. Да если бы Иисус и сказал прямо, что Он Мессия, то первосвященники все равно бы не поверили Ему и убили бы Его. Ведь они ждали не такого Мессию, они верили в пришествие земного царя.

На вопрос членов Синедриона Христос ответил вопросом: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было или от человеков? Отвечайте Мне».

Но фарисеи, боясь народного гнева и не желая компрометиро­вать себя перед людьми, сказали Христу: «Мы не знаем». Не по­лучив положительного ответа на Свой вопрос, Господь сказал ли­цемерам: «И Я не скажу вам, какою властью это делаю».

 

4.2. Притча о двух сыновьях

 

Мф. 21, 28-32

 

Продолжая обличать книжников и фарисеев, Господь спросил их: «А не ответите ли вы Мне на другой вопрос? У одного человека было два сына, и он послал их в свой виноградник работать. Один из них отказался идти, но потом ему стало стыдно, он раскаялся и пошел. Другой же ответил отцу: «Иду», - но не пошел. Как вы думаете, который из двух сыновей исполнил волю отца?»

Не понимая, какую цель преследовал Иисус, говоря эту прит­чу, фарисеи ответили Ему: «Конечно, первый исполнил волю от­ца, может ли быть в этом сомнение?» Тогда Христос сказал им: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас войдут в Царство Божие. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности и звал вас через покаяние на работу в виноградник Божий, но вы не поверили ему и не пошли на призыв Божьего посланника, а мытари и блудницы поверили ему и пошли за ним».

Члены Синедриона молча стояли перед Иисусом, среди наро­да. Они пришли в храм как обвинители Христа, но заняли места подсудимых.

 

4. 3. Притча о злых виноградарях

 

Мф. 21, 33-46; Мк. 12, 1-12; Лк. 20, 9-19

 

А Христос продолжал всенародно обличать духовных вождей. «Выслушайте другую притчу, ¾ сказал им Иисус. ¾ Один хо­зяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню» ¾ и все это отдал виноградарям в аренду. Но виноградари оказались злыми и неверными людьми. Они хо­тели присвоить себе весь виноградник. Поэтому, когда хозяин по­слал к ним своих слуг за плодами, они одних оскорбили, других избили, а некоторых убили. Но хозяин терпеливо ждал от вино­градарей плодов. И вот он решил послать к этим злым людям сво­его единственного сына. «Может быть, сына моего устыдятся они?» ¾ думал хозяин.

Но все было напрасно. Когда злые виноградари увидели сына владельца виноградника, они сказали друг другу: «Это наследник; пойдем убьем его, и наследство будет наше». И схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. «Итак, ¾ в заключение притчи спросил Господь Своих слушателей, ¾ когда придет хозяин вино­градника, что сделает он с этими виноградарями?» Окружающий Его народ в один голос ответил: «Злодеев сих предаст злой смер­ти, а виноградник отдаст другим виноградарям».

Первосвященники, книжники и фарисеи злобно смотрели на всех, как уличенные преступники. Они поняли, что под вино­градником притчи разумеется избранный Богом еврейский народ и что забота о его духовном росте отдана Богом в руки первосвя­щенникам и старейшинам народным; они поняли, что под слуга­ми, которых посылал хозяин виноградника, надо разуметь проро­ков, которых предавали смерти сами же руководители еврейско­го народа. И теперь они ждут удобного случая, чтобы убить по­сланного в мир Единородного Сына Божия Иисуса Христа.

Но, подняв руки на Сына Божия, на своего Мессию, первосвя­щенники и старейшины, которым вручено было строительство Царства Божия, тем самым отвергли тот камень, без которого нельзя было начинать строительство, так как этот Камень – Хрис­тос является основанием Царства Божия на земле. Члены Сине­дриона на своем беззаконном суде уже «отвергли этот Камень», поэтому Христос в заключение притчи прямо сказал лжестроите­лям: «Потому... отнимется от вас Царство Божие и дано будет на­роду, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

 

4.4. Вопрос фарисеев о подати кесарю

 

Мф. 22, 15-22; Мк. 12, 13-17; Лк. 20, 20-26

 

Пылающие злобой первосвященники отошли от Христа в сторону и стали совещаться, как поступить им, чтобы заставить замолчать Назарянина. Они понимали, что Иисуса нельзя взять и предать смерти без помощи римской власти. Поэтому первосвя­щенники решили обвинить Его в политической неблагонадежно­сти для Рима. С этой целью они послали ко Христу фарисеев с иродианами. Надо сказать, что между фарисеями и иродиана­ми существовали враждебные отношения, но в данном случае они пошли на соглашение, чтобы каким-либо образом погубить Христа.

Лукавые люди подошли к Иисусу под видом преданных Ему учеников и начали льстиво говорить Ему: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать ке­сарю, или нет? Не превращаемся ли мы через эту унизительную дань из народа Божия в рабов языческого царя? Научи же нас: да­вать ли нам эту подать безбожному кесарю, или не давать?»

Нельзя было поставить Иисусу более коварного вопроса, чем вопрос о дани кесарю. Если бы Христос ответил на этот вопрос по­ложительно, то вызвал бы против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим Царем только Бога и платили дань римскому кесарю по принуждению.

В случае, если бы Господь сказал, что платить подать язычес­кому кесарю не следует, то иродиане сразу же обвинили бы Его перед римским правительством как возмутителя народа против римской власти, как противника кесаря.

«Что искушаете Меня, лицемеры? – ответил Своим врагам сердцеведец Господь. – Покажите Мне монету, которою платится подать».

На просьбу Христа искусители показали Ему динарий, на ко­тором был изображен Римский император.

«Чье это изображение и надпись?» ¾ спросил их Господь. Не понимая, к чему клонится этот вопрос, искусители ответили: «Кесаревы». «Итак, ¾ сказал им Господь, ¾ отдавайте кесарево ке­сарю, а Божие Богу».

Отдавая кесарю то, что принадлежит ему (деньги, армия, слу­жебные обязанности и т. п.), вы нисколько не нарушите своих обязанностей к Богу; в то же время вы должны отдавать Богу то, чего Он от вас требует. А требует Бог от нас любви к Нему и ближ­ним, быть всегда добрыми, бороться со злом и уподобляться свое­му Отцу Небесному, Который есть Абсолютная Любовь и Абсо­лютное Добро. А эти требования нисколько не противоречат пови­новению государственной власти, если она не посягает на Божест­венный авторитет.

Иродиане и фарисеи не ожидали от Христа такого мудрого от­вета и со стыдом удалились.

 

4.5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых

 

Мф. 22, 23-33; Мк. 12, 18-27; Лк. 20, 27-40

 

После этого, по заранее составленному уговору, подошли к Спасителю насмешливые и во всем сомневающиеся саддукеи. Мысль о загробном мире казалась им безумием, и они насмеха­лись над набожными фарисеями. Отличаясь высокомерием и без­божием, саддукеи хотели смутить Иисуса, как простого фарисея, предложив Ему одну из тех задач, которые часто составляли пред­мет их школьных споров с фарисеями.

«Учитель, ¾ сказали они Христу, ¾ Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему». Было у нас семь братьев: пер­вый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее».

Господь кротко отнесся к безбожию саддукеев и их язвитель­ной насмешке над Священным Писанием. Он не оставил их без от­вета, но Его ответ был откровением Божественного Духа, знающе­го и созерцающего тайны вечности.

«Вы заблуждаетесь, ¾ ответил им Христос. ¾ Вы не знаете ни Писания, ни силы Божией. Чада века сего женятся и выхо­дят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам, и суть сыны Божий, будучи сы­нами воскресения... А о воскресении мертвых разве вы не чита­ли, как Господь сказал при купине: «Я Бог Авраама, и Бог Иса­ака, и Бог Иакова?» Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Верующий народ радовался мудрому ответу Христа неверую­щим саддукеям. Даже некоторые из книжников сказали: «Учи­тель! Ты хорошо сказал». Саддукеи уже больше ни о чем не стали спрашивать Христа и отошли в сторону.

 

4. 6. Вопрос книжника о наибольшей заповеди в законе

 

Мф. 22, 34-40; Мк. 12, 28-34

 

Фарисеи обрадовались, что их противники саддукеи потерпели от Христа поражение и решили еще раз вступить с Ним в прения.

Один законник, искушая Христа, спросил Его: «Учитель! ка­кая наибольшая заповедь в законе?» Это был, по мнению книж­ников и фарисеев, самый спорный и трудный для разрешения во­прос. Но Христа этот вопрос не поставил в трудное положение. Он сразу же ответил книжнику словами Священного Писания: «Слу­шай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как са­мого себя. Иной большей сих заповеди нет. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Искушавший Господа книжник вынужден был согласиться, что это, действительно, самые основные заповеди в Законе.

 

4. 7. Обличительная речь Христа против книжников и фарисеев

 

Мф. 22, 41-46; 23, 13-39

 

Фарисеи, стоявшие до сих пор в некотором отдалении, собра­лись вместе, и подошли ближе к Иисусу Христу, но уже не задава­ли Ему компрометирующих вопросов.

Тогда Иисус Сам спросил фарисеев: «Что вы думаете о Хрис­те? Чей Он Сын?» Нисколько не задумываясь, фарисеи в один го­лос ответили Ему: «Давидов». «Но почему же Давид, ¾ опять спросил их Иисус, ¾ по вдохновению, называет Его Господом, ког­да говорит о Христе: сказал Господь (т.е. Бог) Господу моему (т. е. Мессии - Христу): седи одесную Меня?.. Ведь если Христос был Господом Давида и уже существовал в то время, когда Давид пи­сал эти строки, то как Он может быть потомком Давида?»

Фарисеи, ослепленные буквой Писания и потерявшие ключ к разумению его смысла, не понимали, что Мессия будет иметь

Богочеловеческую Личность, в Которой Божественная и человече­ская природы соединятся неслитно, неизменно, нераздельно и не­разлучно. Он, будучи Предвечным Сыном Божиим, станет в то же время Сыном Человеческим – потомком царя Давида по плоти.

Фарисеи не могли этого понять и потому не отвечали Господу. Но, не приняв этой истины, они отвергнут и своего Мессию и убь­ют Его за то, что Он назвал Себя Сыном Божиим.

Тогда Иисус Христос, обращаясь к народу, произнес обличи­тельную речь против книжников и фарисеев. «На Моисеевом се­далище, ¾ сказал Христос, ¾ сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают; связывают бреме­на тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а са­ми не хотят и перстом двинуть их...»

Затем, обращаясь к фарисеям и книжникам, Господь ска­зал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то при­имете большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, ли­цемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете деся­тину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять. Вож­ди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Го­ре вам... что уподобляетесь окрашенным гробам, которые сна­ружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты: так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: ес­ли бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили про­роков; дополняйте же меру отцов ваших (совершайте задуман­ное вами убийство Сына Человеческого). Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от Авеля праведно­го до Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между хра­мом и жертвенником».

Не с гневом обличал Господь руководителей еврейского наро­да, а с величайшей скорбью. Это было последнее увещание, по­следняя попытка спасти их от гибели. И когда Господь увидел в глазах этих лицемеров не раскаяние, а затаенную злобу против Него, с глубокой скорбью в сердце воскликнул: «Иерусалим, Ие­русалим, избивающий пророков и камнями побивающий послан­ных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица со­бирает птенцов своих под крылья; и вы не захотели! (И вот Я ухо­жу). Се, оставляется вам дом ваш пуст».

Сказав эти печальные слова, Христос направился к выходу из храма.

 

4.8. Лепта вдовы

 

Мк. 12, 41-44; Лк. 21, 1-4

 

При выходе из храма, около сокровищницы (кружки), в кото­рую опускали пожертвования на храм, Господь сел отдохнуть. На Его глазах многие богачи опускали в церковную кружку боль­шие суммы денег. Но вот к сокровищнице подошла одна бедная вдова и положила в нее всего две лепты, что составляет мелкую римскую монету кодрант. Такой дар мог казаться людям не стоя­щим никакого внимания.

Но сердцеведец Господь указал Своим ученикам именно на это скромное приношение бедной женщины. Господь оценил эту жертву по внутреннему ее достоинству. Подозвав к Себе учени­ков, Спаситель сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Бог измеряет приношение не суммами пожертвованного, а силой любви, с которой жертва приносится. С чистым сердцем и горячей любовью к Богу подо­шла эта вдова к сокровищнице и, не задумываясь, отдала все, что имела.

 

4.9. Встреча с еллинами

 

Ин. 12, 20-50

 

Среди народа, окружавшего Христа в храме, находились и греки. Это были, вероятно, прозелиты, так как, по свидетельст­ву евангелиста Иоанна Богослова, они пришли в Иерусалим к празднику Пасхи «на поклонение».

Пробравшись в толпе к ученикам Христовым, они обрати­лись к апостолу Филиппу с просьбой: «Господин! нам хочется ви­деть Иисуса». Филипп сначала посоветовался с апостолом Андре­ем, так как придавал этой встрече большое значение, а затем они вместе сообщили Иисусу о желании греков видеть Его.

До сих пор вся деятельность Христа была направлена к спасе­нию народа израильского. Посылая в первый раз апостолов на проповедь, Он сказал им: «К язычникам не ходите, а идите к по­гибшим овцам дома Израилева». Но из этого еще нельзя заклю­чать, что Христос ограничивал Свою миссию только обращением евреев. Господь также говорил: «Есть у Меня и другие овцы, кото­рые не сего двора; и тех надлежит Мне привести! и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь!» На вопрос же о том, когда именно «овцы не сего двора» (т. е. не евреи) будут привлечены Иисусом и услышат Его голос, Он Сам ответил: «Ког­да вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Следовательно, евреев Христос лично призывал в Царство Божие, а язычников – через апостолов, после Своей крестной смерти.

Желание еллинов встретиться с Христом должно было теперь напомнить Иисусу, что посланничество Его к евреям окончено. Настало время отвергнуть когда-то избранный Богом народ и на его место призвать язычников. Но этому призванию должна пред­шествовать Его искупительная смерть на кресте, а затем воскре­сение и вознесение на небо.

Под влиянием таких мыслей Спаситель громко произнес: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому! Истинно, ис­тинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Этими словами Господь выразил глубокую тайну искупи­тельной Голгофской Жертвы. Спаситель за три дня до Голгофы провозглашает перед евреями и еллинами эту тайну как всемир­ный и необходимый закон в домостроительстве Божием. Но что­бы следовать за Христом – Божественным Агнцем, надо самому сделаться жертвой любви. Поэтому Господь сказал народу: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет... Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в ми­ре сем сохранит ее в жизнь вечную».

Кто любит свою земную жизнь настолько, что не решается жертвовать ей для блага других, тот в сущности теряет все: он те­ряет и Бога, и вечность. А кто ставит вечную жизнь с Богом выше мимолетного земного существования, тот не задумывается по­жертвовать всем земным ради блага ближних, ради торжества Истины.

Мысль о надвигающейся Голгофе, о предстоящих крестных страданиях и неизбежной смерти глубокой скорбью отозвалась в сердце Христа, и Он с молитвой обратился к Отцу Небесному: «Душа Моя... возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего. Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое».

И вот, как бы гром прогремел в храме. Это голос Бога Отца прозвучал с неба в ответ на молитву Своего Единородного Сына: «И прославил, и еще прославлю».

Это было уже третье свидетельство Бога о Мессианском досто­инстве Иисуса. Но ни великие чудеса, ни голос с неба, ни Божест­венное слово Христа не могли пробудить веры в очерствелых серд­цах врагов Истины.

После встречи с еллинами Господь навсегда оставил ветхоза­ветный храм.


4.10. Пророчество Христа о разрушении Иерусалима

 

Мф. 24, 1-28; Мк. 13, 1-23; Лк. 21, 5-24

 

Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апосто­лами молча начал подниматься на Елеонскую гору. Иеруса­лимский храм во всей своей красоте и величии стоял перед их глазами. Один из апостолов, прервав долгое молчание и указы­вая на великолепие храма, сказал Христу: «Учитель! посмот­ри, какие камни и какие здания!» В ответ на свое восхищение он услышал печальные слова Иисуса: «Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».

Храм, который оставляет Бог, теряет свой смысл и назначе­ние. В нем уже не присутствует благодать Божия, и он становит­ся пристанищем лицемеров и вертепом разбойников.

Слова Христа о разрушении храма еще больше поразили и опечалили апостолов. Ведь они ожидали, как и многие иудеи, что Мессия воцарится в храме, и Его признают прежде всего пер­восвященники, книжники и фарисеи. Но их надежды на гряду­щее Царство Мессии не исполнились. В глубоком раздумье они молча продолжали подниматься на гору за своим Учителем.

На вершине горы Христос сел отдохнуть. Оттуда открывался чудесный вид на Иерусалим с его великолепным храмом. Вечере­ло... Спаситель долго смотрел на город, который веками ждал своего Избавителя и, дождавшись, ¾ не узнал Его! Наконец, апо­столы, нарушив молчание, спросили Христа: «Учитель, скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кон­чины века?»

Примирившись с мыслью о неизбежности разрушения хра­ма, ученики теперь думали, что ожидаемое всеми Царство Мес­сии начнется сразу после этого разрушения и что второе пришест­вие Мессии и Его Царство наступит еще при их жизни; это и будет завершением истории мира.

Вот от этих-то ожиданий Христос и предостерегает Своих уче­ников. Он как бы так говорит им: «Берегитесь, чтобы кто не пре­льстил вас лживыми учениями о Моем пришествии и наступаю­щей кончине мира. Многие придут под именем Моим и будут го­ворить: «Я – Христос»; многих они введут в заблуждение, многих прельстят, но вы не верьте им. Начнутся народные смуты, междо­усобия и кровопролитные войны. Голод, моровая язва и земле­трясения довершат все беды. Появятся знамения на небе, и мно­гие будут думать, что приближается завершение истории. Но это еще не конец, это будет только началом наказания народа изра­ильского, началом его болезней.

Кончина же мира наступит тогда, когда Мое учение станет из­вестным всем людям, живущим во вселенной.

Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось время запустения его. В то критическое время для Иерусалима его жителям можно будет спасти свою жизнь только в горах. Поэтому, кто будет застигнут в городе, ¾ бе­ги в горы, не заходя даже в свой дом, чтобы взять с собой что-ни­будь. А кто будет работать в поле, сняв верхнюю одежду, ¾ беги, не останавливаясь даже затем, чтобы захватить ее с собой. По­мните, что это дни суда Божия над неверным народом. Многие из евреев падут тогда под ударами мечей, остальные будут взяты в плен и расселены по всем странам, а покоренный Иерусалим ос­танется во власти язычников до тех пор, пока не окончатся време­на язычников. Скорбь будет тогда такая, какой не было от начала мира, и никогда уже не будет. Все это произойдет скоро, не прей­дет род сей, как все сие будет».

И действительно, предсказания Господа об Иерусалиме сбы­лись с поразительной точностью еще при жизни тех людей, кото­рые были свидетелями пришествия в мир Спасителя.

В семидесятом году римский полководец Тит осадил взбунто­вавшийся Иерусалим, а затем взял его штурмом. Город и храм были разрушены до основания. Во время осады и штурма города был убит один миллион сто тысяч евреев и взято в плен девяносто семь тысяч человек. С этого времени еврейское государство пере­стало существовать.

 

4. 11. Пророчество Христа о будущем Церкви

и о втором Его пришествии

 

Мф. 24, 1-31; Мк. 13, 1-37; Лк. 21, 5-36

 

Господь говорил Своим ученикам, что с разрушением Иеру­салима и его храма не закончится история мира. Это только про­образ тех грозных событий, которые должны произойти перед вторым пришествием Мессии. И Христос далее описывает учени­кам финал другой эпохи, той эпохи, которая будет последней в истории человечества на земле.

Это будет страшное время. Надвигающаяся всемирная ката­строфа сделает историческую атмосферу тревожной, полной жут­ких предчувствий и грозных знамений. Это будет время мировых войн: «Восстанет народ на народ, и царство на царство». Лжеуче­ния будут вовлекать человечество во все большие заблуждения. «Лжепророки восстанут и прельстят многих». Наступит упадок веры и нравственности. «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь».

Учеников Христа будут ненавидеть и гнать. Их поведут к ца­рям и правителям, будут требовать отречения от веры во Христа. Некоторые христиане, страшась мучений и смерти, отрекутся от Господа, но много будет и таких, которые отдадут свою жизнь за торжество Церкви на земле, за распространение Евангелия среди народов. Шпионаж и предательство распространятся во все сфе­ры общества, так что брат будет доносить на брата, отец на детей, и дети на родителей. «Но не ужасайтесь! – говорит Господь. – Ког­да вас будут допрашивать, то не обдумывайте заранее ответов и не заботьтесь о том, как вам отвечать, ибо отвечать за вас будет Дух Святой. Я дам вам такую мудрость, которой не в силах будут про­тиворечить и противостоять все противящиеся вам. И если вам придется страдать, то безропотно терпите все, что вам будет нис­послано. Терпением вашим спасайте души ваши. Знайте, что спа­сется только тот, кто до конца своей жизни будет терпеливо нести свой крест, кто до дна выпьет ниспосланную ему от Бога чашу страданий!»

В те дни наступит на земле уныние народов и недоумение, а катастрофа будет неумолимо приближаться. О ее приближении будут возвещать знамения на небе и земле. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на Вселенную. Но ве­рующие в Сына Человеческого и творящие волю Божию не долж­ны бояться; напротив, они должны радоваться, что наступает вре­мя избавления земли от зла и смерти... И когда будет проповеда­но Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам, тогда придет конец. Но никто не знает ни дня, ни часа этого конца. Он придет внезапно и застанет людей за их буднич­ными занятиями. И тогда все, живые и мертвые, должны будут дать отчет о своей прожитой жизни. «Итак, бодрствуйте, ¾ в за­ключение сказал Господь ученикам, ¾ так как не знаете, в кото­рый час Господь ваш придет! Бодрствуйте и молитесь, чтобы все­гда быть готовыми предстать пред Сына Человеческого».

 

4. 12. Притча о десяти девах

 

Мф. 25, 1-13

 

Второе пришествие Мессии будет внезапным и грозным для тех, кто жил беспечно, сеял на земле зло и не заботился о своем духовном росте, о стяжании благодати Духа Святого. Поэтому человеку необходимо постоянно бодрствовать и быть всегда гото­вым достойно встретить пришествие Сына Человеческого. Для этого нужно, чтобы «светильники веры» никогда не гасли в сердцах людей. Ожидание второго пришествия Сына Человече­ского можно сравнить с ожиданием жениха, идущего на брач­ный пир.

«Царство Небесное, ¾ сказал Господь, ¾ тогда будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразум­ные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих...

Но жених замедлил с приходом и явился только в полночь не­ожиданно для всех, когда девы, утомленные долгим ожиданием, заснули. Проснувшись, они все хотели выйти навстречу, но у не­разумных выгорело масло и погасли светильники, поэтому вы­шли встречать жениха только мудрые девы. Пока неразумные хо­дили покупать масло, жених уже пришел и вместе с мудрыми де­вами вошел на брачный пир, где началось торжество. Неразум­ные, придя слишком поздно, нашли двери брачного чертога за­пертыми. Тогда они начали стучать и просить: «Господи, Госпо­ди, отвори нам». Жених же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас».

Пример, взятый Христом из свадебного ритуала восточных народов, был очень ярким и понятным ученикам Господа. Они по­няли, что «брак» в этой притче означает грядущее Царство Бо­жие, «Жених» ¾ Христос, вечный Судья, «девы» ¾ души челове­ческие; «светильники» ¾ это сердца людей, пламенеющие верой в Господа, а «масло» ¾ благодать Божия, которую человек должен стяжать верой и добрыми делами; «ожидание жениха» ¾ это зем­ная человеческая жизнь, цель которой ¾ встреча со Христом. «Не­разумные девы» ¾ это те люди, которые в своей жизни не заботились о стяжании благодати Духа Святого, поэтому и погасли у них све­тильники веры, и они не встретили Христа. Но если человек, жи­вя на земле, соберет в своей душе плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воз­держание», ¾ как учит апостол Павел (Гал. 5, 22-23), то значит ¾ светильник его души в порядке и елея хватит на всю долгую ночь ожидания прихода Жениха.

«Итак, бодрствуйте, ¾ сказал Господь Своим последовате­лям, ¾ потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

 

4.13. Притча о талантах

 

Мф. 25, 14-30

 

Христос – Судия мира придет внезапно, и каждый человек должен будет дать Ему отчет о своей прожитой жизни, о том, как он распорядился Божиими дарами, данными ему при рождении.

«Когда придет Сын Человеческий, ¾ сказал Христос Своим ученикам, ¾ Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Так как хозяин знал способности и силы каждого из своих слуг, то одному дал пять талантов, другому два и третьему один; а сам тотчас же отправился в путь. Слуги, которые получили пять та­лантов и два таланта, пустили эти деньги в оборот и к возвраще­нию своего господина удвоили его достояние. Получивший же один талант не стал трудиться над умножением достояния госпо­дина своего. Он пошел в укромное место и закопал в землю дан­ный ему талант.

Когда господин, спустя много времени, возвратился в имение свое, он потребовал от рабов своих отчета. Пришел получивший пять талантов и сказал господину своему: «Ты мне дал пять та­лантов, но я удвоил их; вот они – десять талантов, возьми их».

«Хорошо, добрый и верный раб, ¾ ответил ему хозяин, ¾ в ма­лом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость гос­подина твоего». Получивший два таланта представил господину четыре, за что и он был удостоен похвалы и награды от своего хо­зяина. Наконец, подошел для отчета получивший один талант. Не зная, чем оправдать свое нерадение, он начал обвинять самого господина: «Вот тебе твой талант! Он цел, я не растратил его; я ве­рен тебе, а если я не умножил его, подобно другим, так в этом ты сам виноват: ты хочешь жать, где не сеял, и собирать там, где ни­чего не оставлял: ты жестокий господин! Почему ты дал другим больше, чем мне? Почему ты дал мне так мало? Стоило ли упо­треблять в дело и умножать такое ничтожное дарование? Будь до­волен и тем, что я, боясь тебя, сохранил твое, остался верен тебе!»

«Ленивый и лукавый раб! – сказал ему господин. – Если ты называешь меня жестоким и говоришь, что боишься господина своего, то тем более ты должен был позаботиться об увеличении данного тебе моего достояния, каким бы оно малым тебе ни каза­лось. Ты не имел права зарывать его в землю, ты обязан был упо­требить этот талант в дело, чтобы и другим принести пользу, да и самому было бы с чем предстать предо мною. Все это сделал ты от лености и нерадения твоего, а не потому, что тебе дан был только один талант».

«Возьмите же у него этот талант, ¾ сказал хозяин дома своим слугам, ¾ и отдайте имеющему десять. А этого негодного раба вы­бросите отсюда, ему не место здесь! Пусть остается вне дома, во тьме: там он будет мучиться и с досады скрежетать зубами».

Апостолам понятна была символика этой притчи. Под «та­лантами» в ней надо подразумевать те духовные, душевные и те­лесные способности, которыми человеколюбивый Господь наде­лил всех людей. Нет ничего в природе человека, чего бы он не по­лучил от Бога. Вся земная жизнь человека есть постоянное ожи­дание встречи с Господом. Но ожидание должно быть не празд­ным. Человек должен «в поте лица своего» трудиться над умно­жением в себе «духовного капитала» ¾ благодати Святого Духа. Для этого он должен все силы ума, сердца, чувства и воли напра­вить на духовное делание. Он должен развивать свой ум, сердце, волю и другие способности своей природы не для созидания зла на земле, например, для строительства атомного, водородного и дру­гого смертоносного оружия, а для созидания в себе и вокруг себя мира, любви, правды, милосердия и других добродетелей. Это и есть таланты (духовные сокровища), которые потребует Господь от человека на Страшном Суде. Поэтому надо много и непрестанно трудиться, чтобы предстать пред Сына Человеческого не с пусты­ми руками, а с «духовным капиталом». Суд будет грозным и стро­гим. Ленивые и лукавые рабы извержены будут вон, во тьму внешнюю, «где будет плач и скрежет зубов».

 

4.14. Беседа о Страшном Суде

 

Мф. 25, 31-46

 

Рассказав апостолам о признаках Своего второго пришествия и заповедав им и всем Своим последователям бодрствовать, чтобы достойно встретить своего Спасителя, Иисус далее раскрывает пе­ред мысленными взорами учеников в форме притчи картину Страшного Суда.

Второе пришествие Господа на землю будет не в глубоком Его уничижении, как это было в первый раз, а «с силой и великой сла­вой». О первом пришествии Христа в мир узнали сначала только вифлеемские пастухи – тогда же все племена земные в одно мгно­вение увидят явление Сына Божия, «ибо как молния сходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет второе пришест­вие Сына Человеческого».

Перед Его славным вторым пришествием на небе явится ве­ликое знамение – Животворящий Крест Господень.

На Страшный Суд Христов соберутся все люди, когда-либо жившие на земле, начиная от Адама, ибо все они по творческому всесильному слову Божию воскреснут из мертвых. Те же, кто бу­дет жить тогда, «изменятся во мгновение ока», так как с чувст­венным телом нельзя будет вступить в жизнь вечную. Тогда все люди земли, кто от радости, а кто и от великого горя, заплачут, ибо они «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с си­лою и славою великою». Его пришествие будет сопровождаться такой величественной обстановкой, о какой люди и понятия не имеют, а могут лишь догадываться, судя по торжественным вы­ходам могущественнейших земных царей. Сопровождать Царя Небесного будут все добрые Ангелы, а встречать все люди. Он ся­дет на престоле славы Своей и пошлет Ангелов, чтобы собрать к Нему на суд все народы земли. И когда соберутся перед Ним все люди, Он отделит праведников и поставит их по правую сторону, а грешников – по левую. После этого Божественный Судья обра­тится к праведникам и скажет им: «Идите, достойные сыны От­ца Моего, в приготовленное вам Царство! Ибо вы накормили Ме­ня, когда Я был голоден; напоили, когда Я жаждал; приютили Меня, когда Я странником приходил к вам; одели Меня, когда Я был наг; навестили Меня, когда Я был болен, и посетили Меня в темнице».

Тогда праведники с неподдельным изумлением и со смирени­ем ответят Христу: «Господи! да когда же мы видели Тебя голод­ным и накормили? жаждущим и напоили? когда же Ты приходил к нам странником, и мы приняли Тебя? когда одели Тебя нагого? когда мы видели Тебя больным или в темнице, и навестили Тебя?»

И Христос скажет им: «Да, лично Мне вы ничего этого не сде­лали; но не Я ли говорил вам, что кто примет одного из малых сих, тот Меня принимает? И вот, вы не отказали в помощи нико­му, кто именем Моим просил вас о ней. Голодных вы кормили, жаждущих поили, нагих одевали, странников принимали, боль­ных и заключенных утешали. И все, что вы сделали доброго для бедных, несчастных и страдальцев, нуждающихся в вашей помо­щи, все это вы сделали как бы Мне Самому.

Идите же, и наследуйте Царство Небесное!»

«А вы, ¾ скажет Царь стоящим по левую сторону, ¾ вы отка­зали Мне в куске хлеба, когда Я голодный протягивал к вам руку; вы не дали Мне даже воды, когда Я изнемогал от жажды; вы про­гнали Меня, когда Я в виде странника стучался в ваши двери, прося приюта и ночлега; вы равнодушно смотрели на Мои рубища и не подумали даже, что Я нуждаюсь в одежде для защиты от хо­лода продрогшего тела; вы не только не навестили Меня, когда Я был болен, но даже боялись прикоснуться ко Мне; вы с презрени­ем относились ко Мне, когда Я был заключен в темницу! Идите же прочь от Меня и теперь! Ступайте туда, где приготовлены вечные мучения диаволу и ангелам его!»

«Господи, ¾ скажут тогда в ужасе и отчаянии стоящие по ле­вую сторону, ¾ когда же мы видели Тебя алчущим, или жажду­щим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Этого никогда не было, никогда мы не ви­дели Тебя, тем более в таком бедственном положении».

«Да, ¾ ответит им Христос, ¾ Меня в таком положении вы не видели, но вы отворачивались от всех несчастных, именем Моим моливших вас о помощи; вы гнали их от себя, чтобы они видом своим не нарушили беспечного веселия вашей праздной жизни. А между тем, вы должны были знать, что, отказав им, вы отказы­ваете Мне».

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Такое великое значение в спасении человека имеют добрые дела, совершаемые людьми из любви друг к другу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал