Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и иные субъекты политической системы общества.






Понятие государство и политическая система общества соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».

Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; является единственным носителем суверенитета; обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); обладает монополией на правотворчество; обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и др.); определяет главные направления развития общества; выполняет общесоциальные функции.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и регулирует поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – полит.партий, движений, групп давления и т.п.; регистрирует их соответствующими органами и привлекает к участию в общественных и гос.делах; может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необхо­димо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправ­ления.

Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность на­селения определенной территории по решению вопросов местного значе­ния, исходя из интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государст­венного управления, с другой — оно тесно связано с ним. Это выража­ется прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут, наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финан­совых средств.

Население осуществляет право на местное самоуправление как не­посредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, со­брания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: а) структура и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно; б) обладают полномочиями на решение вопросов местного зна­чения; в) в пределах своей компетенции издают правовые акты; г) являются юридическими лицами; д) не входят в систему органов государственной власти.

В политической системе общества наряду с государством и органа­ми местного самоуправления важную роль играют и партии, которые 8 процессе борьбы за власть могут по-разному взаимодействовать с государственным аппаратом.

Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связан­ная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих по­зиций в осуществлении государственной власти, влияния на полити­ческую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в проведении именно своей политики. Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, профсоюзов и других об­щественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием по­литических партий является нацеленность на завоевание и осущест­вление власти, борьба за руководство государственными делами. Функции политических партий составляют: выявление, формули­рование и удовлетворение интересов больших социальных групп; ак­тивизация и интеграция определенной части людей; борьба за полити­ческую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (ле­гальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.); подготовка и проведе­ние избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация Контроля за их парламентской деятельностью; разработка партийной Идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мне­ния; политическое воспитание общества в целом или его части; подго­товка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты и т.п. Структура политических партий состоит из партийного аппарата, Рядовых членов (партийной массы), сторонников партии.

Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социаль­ных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значитель­ной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

2) общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование);

3) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пы­таются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое дви­жение трансформируется в политическую партию);

4) центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) — инициативные группы, клубы, союзы и т.д.;

5) в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Группа давления — общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения со­циально-групповых интересов, возникающих в гражданском общест­ве, в политический фактор. Это- формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональны* кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.). Группы давления в связи с их относительно жесткой организаци­онной структурой могут оказывать большое воздействие на политичес­кую жизнь страны, которое no силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсо­юзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед их требованиями. С этой целью они применяли раз­личные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, ше­ствия, митинги и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал